об обязании назначить доплату к пенсии



                                                                      дело №2-4354/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2011 года

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Федченко В.И., при секретаре Сартания К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коровина С.И. к ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Шахты об обязании включить периоды работы в специальный стаж, обязании назначить доплату к пенсии, -

          УСТАНОВИЛ:

Истец Коровин С.И. обратился в суд с иском по следующим основаниям: 27.01.2011 г. он обратился в УПФР г. Шахты с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» № 84-ФЗ от 10.05.2011 г. Протоколом заседания ГУ УПФР г. Шахты по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 84 от 04.02.2011 г. истцу было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по основанию, предусмотренному Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» № 84-ФЗ от 10.05.2011 г. С указанным решением ГУ УПФР г. Шахты истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», лица, работающие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее доплата к пенсии) за счет взносов, выплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее взносы).

В стаж работы, дающий право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 федерального закона от 17.12.2001 года № 173 -ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий -горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Истец считает, что в зачет специального стажа дающего право на доплату к пенсии, незаконно не включены следующие периоды работы:

- с 27.01.1977 г. по 22.04.2002 г. (25 лет 2 мес. 26 дней) горнорабочий подземный, горнорабочий очистного забоя в «ФИО8», переименовано «ФИО9»

- с 23.04.2002 г. по 05.01.2004 г. (1 год 8 мес. 12 дней) горнорабочий очистного забоя подземный в ООО ФИО10.

Неправомерны выводы комиссии ГУ УПФР в <адрес> в протоколе об отказе в назначении доплаты к пенсии о том, что отсутствуют документальные подтверждения факта проведения работ в процессе добычи угля за вышеуказанные периоды в данных организациях, поскольку данный факт документально подтвержден записями в трудовой книжке указанных периодов работ с полным рабочим днем в шахте при выполнении работ, непосредственно связанных с процессом добычи угля. Горнорабочий очистного забоя подземный в ООО ФИО11 - шахтерские профессии, являющиеся ключевыми в поддержании работоспособности шахт и добычи угля, Работа в данных профессиях сопряжена с вредными, тяжелыми условиями труда, в стесненном пространстве, при повешенной влажности, сильной запыленности в шахте.

Согласно ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих) № 4, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 12 августа 2003 г № 61, профессии горнорабочий очистного забоя подземный в ООО ФИО12 по характеристикам работ неразрывно связаны с процессами добычи угля и входят в Раздел «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов».

Просит суд включить периоды работы с 27.01.1977г. по 22.04.2002 г (25 лет 2 мес. 26 дней) горнорабочий подземный, горнорабочий очистного забоя в «ФИО13», переименовано «ФИО14»; с 23.04.2002 г. по 05.01.2004 г. (1 год 8 мес. 12 дней) горнорабочий очистного забоя подземный в ООО ФИО15, в специальный стаж, дающий право на доплату к пенсии по основанию, предусмотренному Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности № 84-ФЗ от 10.05.2011 г. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда в РФ в г. Шахты назначить Коровину С.И. доплату к пенсии по основанию, предусмотренному Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» № 84-ФЗ от 10.05.2011 г.

Истец Коровин С.И. и его представитель по доверенности Коровина Н.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Шахты по доверенности Эстрина М.В. в судебное заседание явилась, иск не признала и просит в его удовлетворении отказать

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных работников организаций угольной промышленности» от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ право на доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Согласно п.п. 4 и 6 ст. 4 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных работников организаций угольной промышленности» от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта.

В суде установлено, что согласно трудовой книжки Коровина С.И. (л.д. 9-14), с 27.01.1977 г. он работал горнорабочим подземным, с 18.10.1979 г. по 22.04.2002 г. горнорабочим очистного забоя в «ФИО16» (с 04.06.1997 г. предприятие переименовано в «ФИО17»).

С 23.04.2002 г. по 05.01.2004 г. истец работал горнорабочим очистного забоя подземным в ООО ФИО18.

С 30.06.1997 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (л.д. 22).

27.01.2011 г. истец обратился в УПФР г. Шахты с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» № 84-ФЗ от 10.05.2011 г.

Протоколом заседания ГУ УПФР г. Шахты по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 84 от 04.02.2011 г. (л.д. 5-8, 19) истцу было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по основанию, предусмотренному Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» № 84-ФЗ от 10.05.2011 г., в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Ответчик включил в специальный трудовой стаж работы истца 1 мес. 24 дня, указал, что в специальный стаж, дающий право на доплату к пенсии не могут быть включены следующие периоды работы: с 27.01.1977 г. по 22.04.2002 г. (25 лет 2 мес. 26 дней) горнорабочий подземный, горнорабочий очистного забоя в «ФИО19», переименовано «ФИО20»; с 23.04.2002 г. по 05.01.2004 г. (1 год 8 мес. 12 дней) горнорабочий очистного забоя подземный в ООО ФИО21. Указанные организации не занималась проведением подземных работ по добыче полезных ископаемых и строительством шахт, а осуществляли ремонт горно-шахтного оборудования, монтажные, наладочные и ревизионные работы на горных производствах и объектах, а так же отсутствует документальное подтверждение факта проведения работ в процессе добычи угля.

Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчик необоснованно отказал истцу в назначении доплаты к пенсии на основании ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных работников организаций угольной промышленности» от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ.

Судом установлено и ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что в специальный трудовой стаж истца на подземных работах, в соответствии с которым ему была назначена 30.06.1997 г. досрочная пенсия по старости по ст. 78 «О государственных пенсиях в РСФСР», были включены периоды работыс 27.01.1977 г. по 31.12.2001 г. горнорабочим подземным, горнорабочим очистного забоя в «ФИО22» («ФИО23»).

Периоды работы истца с 01.01.2002 г. по 22.04.2002 г. в «ФИО24» и с 23.04.2002 г. по 05.01.2004 г. горнорабочим очистного забоя подземным в ООО ФИО25, не могут быть включены в специальный стаж истца по тем основаниям, что согласно информации из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Коровина С.И., льготный характер работы в эти периоды работодателем не подтвержден, следовательно в удовлетворении исковых требований в этой части суд отказывает.

Согласно ст. 78 «О государственных пенсиях в РСФСР» (в редакции действовавшей на момент назначения истцу пенсии) граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий, утверждаемому Советом Министров РСФСР), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах - горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если они трудились на таких работах не менее 20 лет.

Таким образом, основания назначения пенсии истцу по ст. 78 «О государственных пенсиях в РСФСР» аналогичны позднее принятой норме - п.п. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.

В связи с этим, у ответчика нет оснований не включать данный период работы в стаж, дающий право на доплату к пенсии по Федеральному закону от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ со ссылкой на то, чтоорганизация-работодатель не занималась проведением подземных работ по добыче полезных ископаемых и строительством шахт, а осуществляла ремонт горно-шахтного оборудования, монтажные, наладочные и ревизионные работы на горных производствах и объектах, и на отсутствие документальное подтверждение факта проведения работ в процессе добычи угля.

Утверждение ответчика о том, что «ФИО27», «ФИО28»,не занималось проведением подземных работ по добыче полезных ископаемых и строительством шахт, а осуществляло ремонт горно-шахтного оборудования, монтажные, наладочные и ревизионные работы на горных производствах и объектах голословно, ни на каких документах не основано, и опровергается тем обстоятельством, что при назначении истцу пенсии работа на этих предприятиях была засчитана ему в специальный трудовой стаж по ст. 78 «О государственных пенсиях в РСФСР». Из наименований предприятий следует, что они занималось строительством шахт. В настоящее время указанные предприятия ликвидированы.

Таким образом, судом установлено, что в периоды, не зачтенные ответчиком в специальный стаж, учитываемый при назначении доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности, истец осуществлял деятельность, которая сейчас учитывается в качестве специального стажа при назначении трудовой пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Фактически ответчик при рассмотрении вопроса о назначении доплаты к пенсии по иному исчислил специальный стаж истца, чем при назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, что не основано на законе.

С учетом включения спорного периода работы истца в специальный стаж дающий право на доплату к пенсии, специальный стаж работы истца составит не менее 25 лет, что дает истцу право на назначение доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных работников организаций угольной промышленности» от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ.

Оценивая полученные судом по настоящему делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что они достоверны, соответствует признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, устанавливают обстоятельства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

                                                             РЕШИЛ:

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Шахты включить Коровину С.И. в специальный стаж, дающий право на доплату к пенсии по основанию, предусмотренному Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» №84-ФЗ от 10.05.2011 г. период работы:

С 27.01.1977 г. по 31.12.2001 г. горнорабочий подземный, горнорабочий очистного забоя в «ФИО30», переименовано в «ФИО31».

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Шахты назначить Коровину С.И. с 01 мая 2011 года доплату к пенсии по основанию, предусмотренному Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» №84-ФЗ от 01.05.2011 г.

В остальной части заявленных требований Коровину С.И. - отказать.

С мотивированным решением суда стороны имеют право ознакомится начиная с 20 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд Ростовской области.

Судья - (подпись)         Федченко В.И.

Копия верна:

Судья:                                                  Федченко В.И.

Секретарь:                                          Сартания К.Е.