об обязании включить в страховой стаж период ухода за инвалидом первой группы и об обязании произвести перерасчет пенсии



К делу № 2-1948/12 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

       24 июля 2012 г.                                     

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи О.А.Сухова, при секретаре К.Н.Маркиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаренко В.А. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Шахты об обязании включить в страховой стаж период ухода за инвалидом первой группы и об обязании произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

В.А.Гончаренко обратилась в Шахтинский городской суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Шахты (далее - Фонд) по следующим основаниям: 08.08.2011 г. она обратилась в Фонд с заявлением о включении в страховой стаж периода ухода за инвалидом 1 группы ФИО2 с 22.12.1981г. по 05.07.1989г.

Для подтверждения осуществления ухода истицей были представлены свидетельство о смерти ФИО2; заявление супруга истицы ФИО3, подтверждающего сведения о том, что В.А. Гончаренко действительно осуществляла ухода за его матерью в указанный период; копия свидетельства о рождении супруга истицы ФИО3 и копия его паспорта; акт, заверенный председателем уличного комитета, о совместном проживании с ФИО2.

Однако, предоставленные истицей документы были возвращены в ноябре 2011г. с уведомлением от 10.10.2011г. об отказе включить период ухода в страховой стаж, так как указанный период ухода за инвалидом 1 группы документально не подтвержден. Действия ответчика истица считает незаконными.

На основании изложенного В.А. Гончаренко просила суд признать действия ГУ УПФ РФ в г. Шахты незаконными; обязать ответчика включить в страховой стаж В.А. Гончаренко период ухода с 22.12.1981г. по 05.07.1989г. за ФИО2, инвалидом 1 группы, произвести перерасчет размера пенсии с 08.10.2011 г.

Впоследствии представитель В.А. Гончаренко - О.А. Хагожеева исковые требования письменно уточнила (л.д. 23), просила суд признать действия ГУ УПФ РФ в г. Шахты незаконными; обязать ответчика включить в страховой стаж В.А. Гончаренко периоды ухода с 22.12.1981г. по 27.03.1983г. и с 02.03.1985 года по 05.07.1989 года за ФИО2, инвалидом 1 группы, а также произвести перерасчет размера пенсии с 08.10.2011 г.

Истица В.А. Гончаренко в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Представитель В.А.Гончаренко - О.А. Хагожеева, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Шахты - А.Г.Душенко, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласна.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковое заявление В.А. Гончаренко обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении, вступившим в силу с 01.01.2002г., и предусматривающим в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, следующие виды трудовых пенсий:

  1. трудовая пенсия по старости;
  2. трудовая пенсия по инвалидности;

3)трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Судом установлено, что 08.10.2011г. ГУ УПФ РФ в г.Шахты назначена трудовая пенсия по старости В.А.Гончаренко, <данные изъяты> года рождения.

Установлено также, что 08.08.2011г. В.А.Гончаренко обратилась в Фонд с заявлением о включении в страховой стаж в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода ухода с 22.12.1981г. по 05.07.1989г. за инвалидом 1 группы - ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ года.

Однако, уведомлением ГУ УПФ РФ в г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ В.А. Гончаренко было отказано во включении периода ухода с 22.12.1981г. по 05.07.1989 г. за инвалидом 1 группы ФИО2 в страховой стаж в связи с не подтверждением документально периода ухода за инвалидом 1 группы.

Как полагает суд, указанный отказ является неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года (с последующими изменениями и дополнениями), в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

    Согласно п. 4 ст. 13 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года, Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

В соответствии с 27 указанных Правил, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо перечисленных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя, о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения указанного письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Судом установлено, что в период с 22.12.1981г. по 05.07.1989г. Гончаренко В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь трудоспособной, осуществляла уход за матерью ее супруга ФИО3 - ФИО2, являвшейся инвалидом 1 группы, проживавшей по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла (свидетельство о смерти IV-АН ).

Согласно представленной в материалы дела копии домовой книги, В.А. Гончаренко до 1996г. была зарегистрирована в домовладении <адрес>.

Как следует из копии медицинской карты ФИО2, неоднократно - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по месту работы Гончаренко В.А. выдавались справки по уходу за тяжело больной ФИО2.

Оглашенными в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО3 установлено, что свидетель с 1975г. и по настоящее время приходится супругом В.А.Гончаренко. Истица осуществляла уход за больной матерью свидетеля, являвшейся инвалидом 1 группы, по адресу: <адрес>. Мать свидетеля страдала тяжелыми заболеваниями, по дому почти не ходила, поэтому никуда со своей семьей в другое место переехать свидетель не мог. Семья свидетеля снялась с регистрационного учета в домовладении <адрес> для сохранения очереди в списке нуждающихся в жилом помещении. Только истица осуществляла уход за матерью свидетеля.

Оглашенными в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО7 установлено, что истицу свидетель знает с 1963г. В.А. Гончаренко, приходящаяся супругой ФИО3 осуществляла уход за больной матерью ФИО3 - ФИО2. С 70-х годов 20 века ФИО2 перестала передвигаться и до самой смерти ФИО2 проживала совместно с сыном ФИО3 и его семьей. У истицы медицинское образование, и она осуществляла уход за ФИО2; иных лиц, которые бы осуществляли уход за ФИО2, не было.

Оглашенными в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО8 установлено, что В.А. Гончаренко свидетель знает с 1971 г., так как проживает от дома истицы через три дома. С матерью ФИО3 - ФИО2 свидетель почти не общался, так как мать ФИО3 тяжело болела и почти не выходила из дома. В 80-е - 90-е годы 20 века ФИО3 снимали квартиру, так как на тот момент времени их поставили в очередь на получение жилого помещения, но постоянно семья истицы и ФИО3 проживала по <адрес>, никуда оттуда фактически не выезжая.

Таким образом, судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гончаренко В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь трудоспособной, осуществляла уход за матерью ее супруга ФИО3 - ФИО2, являвшейся инвалидом 1 группы, проживавшей по <адрес>. Также, как установлено судом из свидетельских показаний, Гончаренко В.А. и ФИО3, являясь членами семьи ФИО2, фактически постоянно в спорный период проживали с ней одной семьей по адресу её постоянной регистрации и проживания - по <адрес>.

В связи с изложенным суд полагает исковые требования В.А. Гончаренко о включении в её страховой стаж период ухода за инвалидом 1 группы ФИО2 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Оценивая полученные судом по настоящему делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что они достоверны, соответствует признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, устанавливают обстоятельства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, доводы ответчика не опровергают собранные по делу доказательства, которые также обеспечивают достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Гончаренко В.А. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Шахты об обязании включить в страховой стаж период ухода за инвалидом первой группы и об обязании произвести перерасчет пенсии - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Шахты включить в страховой стаж Гончаренко В.А. периоды ухода с 22.12.1981г. по 27.03.1983г. и с 02.03.1985 года по 05.07.1989 года за инвалидом 1 группы - ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> произвести перерасчет пенсии Гончаренко В.А. с ДД.ММ.ГГГГ, включив в страховой стаж Гончаренко В.А. периоды ухода с 22.12.1981г. по 27.03.1983г. и с 02.03.1985 года по 05.07.1989 года за инвалидом 1 группы - ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд, начиная с 31.07.2012г.

Судья: подпись

Копия верна: Судья                        О.А.Сухов

     

       Секретарь                    К.Н.Маркина