о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05.04.2011 г. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Нагорской Т.П.

с участием прокурора Кулинич Н.Ю.

при секретаре Кобизове С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в суде гражданское дело по иску Прокурора города Шахты в интересах Пятибратовой А.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании действий незаконными и обязании произвести опломбирование прибора учета потребления воды, установленного на территории принадлежащего ей домовладения и обязании произвести перерасчет за потребленную воду исходя из показаний прибора учета,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Шахты в интересах Пятибратовой А.И. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Организация о признании действий незаконными и обязании произвести опломбирование прибора учета потребления воды, установленного на территории принадлежащего ей домовладения и обязании произвести перерасчет за потребленную воду исходя из показаний прибора учета.

Прокуратурой г. Шахты в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка по обращению Пятибратовой А.И. о необоснованном отказе ООО Организация в опломбировании прибора учета на территории принадлежащего ей домовладения и начислении оплаты по норме потребления.

Проверкой установлено, что Пятибратова А.И. зарегистрирована и проживает в домовладении, расположенном на земельном участке по адресу: <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 61-АЕ 776508, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №).

В связи с окончанием межповерочного интервала ДД.ММ.ГГГГ сотрудником ООО «Служба контроля» составлен акт о снятии прибора учета воды Пятибратовой А.И. с эксплуатации.

В жилой дом по адресу <адрес> вода не подведена. Во дворе домовладения имеется колонка. Новый прибор учета потребления был установлен в колодце на придомовом участке. Указанный колодец специально утеплен и приспособлен для установки водомера.

ДД.ММ.ГГГГ Пятибратова А.И. самостоятельно приобрела прибор учета потребления воды СГВ-15 антимагнитный (№) и в тот же день водомер был установлен на старое место, в колодце на придомовом участке, который специально утеплен и приспособлен для установки водомера.

ДД.ММ.ГГГГ Пятибратова А.И. заказным письмом направила в адрес ООО «Организация» заявление об опломбировании вновь установленного прибора учета потребления воды, однако в установленный месячный срок водомер опломбирован так и не был. Водомер был опломбирован только лишь ДД.ММ.ГГГГ.

За <данные изъяты> месяц 2010 года Пятибратовой А.И. получена счет-квитанция с суммой оплаты за водоснабжение <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ 2010 года сумма оплаты за потребление воды начислена по нормативу в размере <данные изъяты> за каждый месяц. Действия ООО «Организация» по отказу в опломбировании прибора учета и начислению платы за водоснабжение Пятибратовой А.И. по норме потребления являются незаконными по следующим основаниям.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05. 2006г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Пунктом 1 указанных Правил предусмотрено, что они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствии с п. 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсо-снабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресур-соснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

В силу ч. 1 ст. 5 ФЗ от 26.06.08 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку, при этом, согласно ч. 3 ст. 9 указанного Закона, порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. Обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ст. 10 ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

Таким образом, в силу действующего в указанной сфере законодательства, к эксплуатации допускаются все приборы учета, соответствующие требованиям ГОСТ, то есть утвержденные Госстандартом Российской Федерации и внесенные в государственный реестр средств измерений. Прибор учета должен иметь паспорт, сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, аккредитованным Госстандартом Российской Федерации. Иных требований по допуску к эксплуатации приборов учета с последующим его опломбированием, в том числе и наличие задолженности за коммунальную услугу, законодателем не предусмотрено.

Прибор учета расхода воды, установленный Пятибратовой А.И. в колодце на придомовом участке, имеет всю необходимую документацию, сертифицирован, опломбирован, внутридомовые инженерные сети также подготовлены к приему коммунальных услуг, однако с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время установленный прибор учета не принят в эксплуатацию, что привело в свою очередь к необоснованному начислению платы за водоснабжение исходя из нормативов потребления.

Принимая во внимание п. 12 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в силу которого в случаях выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, активно использовать полномочия, установленные ст. 45 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Прокурором г. Шахты предъявлено настоящее заявление в интересах Пятибратовой А.И. поскольку она является пенсионером, размер ее доходов не позволяет Пятибратовой А.И. воспользоваться услугами квалифицированной юридической помощи для обращения в суд, а обратиться в суд в защиту своих интересов самостоятельно не имеет возможности из-за отсутствия юридического образования.

Учет расхода потребления холодной воды по вышеуказанному адресу Пятибратова А.И. осуществляет на основании прибора учета, установленного в колодце на территории домовладения. Плату за холодное водоснабжение она производит поставщику услуг - ООО «Организация» г. Шахты.

До обращения в прокуратуру города Пятибратова А.И. ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно направила заказное письмо в ООО «Организация» с просьбой производить начисление абонентской платы, как среднемесячное потребление воды определенное по показаниям водосчетчика за последние 6 месяцев. Однако с ДД.ММ.ГГГГ 2010 г. начисления за водоснабжение производились исходя из норматива потребления в расчете на количество зарегистрированных лиц.

Действия ООО «Организация» по не опломбированию прибора учета и начислению платы по норме потребления являются незаконными по следующим основаниям:

Прибор учета расхода воды, установленный Пятибратовой А.И. в обустроенном колодце имеет всю необходимую документацию, сертифицирован, опломбирован (паспорт ПДЕК.407223.002 ПС от ДД.ММ.ГГГГ), внутридомовые инженерные системы также подготовлены к приему коммунальных услуг, однако с ДД.ММ.ГГГГ 2010 г. по настоящее время установленный прибор учета не был принят в эксплуатацию, что привело в свою очередь к необоснованному начислению оплаты за водоснабжение исходя из нормативов потребления.

Просят признать действия ООО «Организация» в части не опломбирования прибора учета расхода воды на придомовой территории Пятибратовой А.И. - незаконными.

Обязать ООО «Организация» произвести опломбирование прибора учета потребления воды, установленного в колодце на придомовой территории по адресу: <адрес> в <адрес>.

Обязать ООО «Организация» произвести перерасчет оплаты за потребленную воду за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время исходя из показаний прибора учета, установленного по адресу: <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании прокурор г. Шахты исковые требования поддержал частично, за исключением требований об обязании ООО «Организация» произвести опломбирование прибора учета потребления воды, поскольку ООО «Организация» произвел опломбирование прибора учета потребления воды ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, уточнил требования по перерасчету суммы долга Пятибратовой А.И., считает, что перерасчет должен быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ (даты установки водомера) до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из средних показаний установленного прибора учета воды.

Пятибратова А.И. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала полностью.

Представитель ответчика ООО «Организация» в судебное заседание явилась, иск не признала.

Представитель 3-го лица ООО «Организация» г. Шахты в судебное заседание явилась, просила вынести решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав истца, прокурора, представителя ООО «Организация», представителя ООО «Организация» г. Шахты, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что иск частично обоснован и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 157 ч. 2 ЖК РФ размер оплаты за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05. 2006г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Пунктом 1 указанных Правил предусмотрено, что они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера оплаты за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствии с п. 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п.8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается па собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также В силу ч. 1 ст. 5 ФЗ от 26.06.08 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерении, должны выполняться по аттестованными методикам (методам) измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку, при этом, согласно ч. 3 ст. 9 указанного Закона, порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. Обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ст. 10 ФЗ «Об обеспечении единства измерений»). Таким образом, в силу действующего в указанной сфере законодательства, к эксплуатации допускаются все приборы учета, соответствующие требованиям ГОСТ, то есть утвержденные Госстандартом Российской Федерации и внесенные в государственный реестр средств измерений. Прибор учета должен иметь паспорт, сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, аккредитованным Госстандартом Российской Федерации. Иных требований по допуску к эксплуатации приборов учета с последующей его пломбировкой, в том числе и наличие задолженности за коммунальную у слугу законодателем не предусмотрено.

В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»«Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» п. 32, в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объем (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляется как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.

Судом установлено, что Пятибратова А.И. зарегистрирована и проживает в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования узла учета расхода воды, установленного Пятибратовой А.И., составлен акт о снятии с эксплуатации прибора учета СВК-15 №, дата поверки ДД.ММ.ГГГГ, МПИ-6 лет, в связи с окончанием срока МПИ.

ДД.ММ.ГГГГ Пятибратова А.И. самостоятельно приобрела прибор учета потребления воды СГВ-15 антимагнитный (№) и в тот же день водомер был установлен на старое место, в колодце расположенном на придомовом участке, который специально утеплен и приспособлен для установки водомера.

ДД.ММ.ГГГГ Пятибратова А.И. заказным письмом направила в адрес ООО «Организация» заявление об опломбировании вновь установленного прибора учета потребления воды, однако в установленный месячный срок водомер опломбирован не был. Водомер ДД.ММ.ГГГГ.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:

  • жалобой Пятибратовой А.И. прокурору г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ;
  • свидетельством о государственной регистрации права собственности;
  • договором № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по водоснабжению для населения;
  • актом от ДД.ММ.ГГГГ и предписанием;
  • заявлением Пятибратовой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Организация» о направлении метролога для активирования и опломбировки прибора учета холодной воды;
  • заявлением Пятибратовой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Организация» о начислении абонентской платы;
  • уведомлениями о вручении заказного письма;
  • паспортом счетчика холодной воды ПДЕК 407223.002 ПС;
  • квитанциями по оплате коммунальных услуг;
  • журналом начислений и поступлений по статьям поставщика ООО «Организация»;
  • товарным чеком на приобретение водомера;
  • ведомостью изменений на ДД.ММ.ГГГГ;
  • показаниями свидетеля ФИО3, который пояснил, что он в течение семи лет знает Пятибратову А.И., проживает недалеко от нее. ДД.ММ.ГГГГ ему позвонила Пятибратова А.И. и сказала, что она приобретает новый водомер и просит его установить. Он вечером ДД.ММ.ГГГГ установил Пятибратовой А.И. водомер, дату запомнил потому, что обратил внимание на чек, там тоже стояло ДД.ММ.ГГГГ

Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности суд находит их объективными не вызывающими сомнения, а исковые требования прокурора г. Шахты частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Требования прокурора о признании действий ООО «Организация» по своевременному не опломбированию прибора учета воды на придомовой территории Пятибратовой А.И., суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку водомере не был опломбирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Требования об обязании ответчика произвести перерасчет оплаты за потребленную воду за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, суд находит подлежащими частичному удовлетворению и считает, что перерасчет Пятибратовой А.И. должен быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из средних показаний прибора учета.

Поскольку ДД.ММ.ГГГГ прибор учета потребления воды установленный в колодце у Пятибратовой А.И. опломбирован, то требования в части обязания ответчика произвести опломбирование прибора учета потребления воды удовлетворению не подл6жат.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ расходы по оплате госпошлины должны быть взысканы с ответчика в доход муниципального бюджета в сумме 200 рублей, так как истец освобожден по закону от уплаты госпошлины при подаче указанного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора города Шахты в интересах Пятибратовой А.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Организация» о признании действий незаконными и обязании произвести опломбирование прибора учета потребления воды, установленного в домовладении и обязании произвести перерасчет за потребленную воду исходя из показаний прибора учета потребления воды - удовлетворить частично.

Признать действия ООО «Организация» в части не своевременного опломбирования прибора учета расхода воды - незаконными.

Обязать ООО «Организация» произвести перерасчет начисленной суммы долга за холодное водоснабжение по лицевому счету Пятибратовой А.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из средних показаний установленного прибора учета воды.

В удовлетворении остальной части исковых требований Пятибратовой А.И. - отказать.

Взыскать с ООО «Организация» госпошлину в доход муниципальногобюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: (подпись) Т.П. Нагорская

Копия верна.

Судья: Т.П. Нагорская

Секретарь: С.С. Кобизов