Дело №2-32/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Поселок Шаховская 03 февраля 2011 года

Московской области

Шаховской районный суд Московской области в составе

федерального судьи КАПРАЛОВА В.С.,

при секретаре: ЕРЦЕВОЙ Е.С.,

с участием:

заместителя прокурора Шаховского района – КОЧЕТКОВА В.А.,

представителей заинтересованных лиц:

Администрации Шаховского района – КАРУЛИНОЙ Т.В.,

Администрации городского поселения Шаховская – БЕЛИКОВОЙ О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Шаховского района Московской области, действующего в интересах участника Великой Отечественной Войны, инвалида 2-й группы ЧИСТЕНИНА А.Ф., об оспаривании бездействия Администрации Шаховского муниципального района Московской области по не включению ЧИСТЕНИНА А.Ф. и его семьи в списки граждан Шаховского района, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и не предоставлению данных сведений для формирования сводного списка граждан,

у с т а н о в и л:

Прокурор Шаховского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах участника ВОВ, инвалида 2-й группы ЧИСТЕНИНА А.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации Шаховского района по не включению ЧИСТЕНИНА А.Ф. и его семьи в списки граждан Шаховского района, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и не предоставлению данных сведений для формирования сводного списка граждан (л.д.1-6).

В судебном заседании представитель прокуратуры вышеуказанные требования уточнил, уточненные требования поддержал, суду пояснил, что ЧИСТЕНИН А.Ф., являясь участником ВОВ, в установленном законом порядке Администрацией городского поселения Шаховская был признан по месту своего жительства нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма на основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ. В связи с чем Администрация г/п Шаховская направила данные сведения о ЧИСТЕНИНЕ и его семье в Администрацию Шаховского района для включения их в список граждан Шаховского района, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и направлению такого списка и сведений в Министерство ЖКХ Московской области. Однако, Администрация Шаховского района, не смотря на неоднократные обращения ЧИСТЕНИНА и представление прокуратуры Шаховского района, отказалась включать сведения о ЧИСТЕНИНЕ и его семье в указанный список и направлять их в Министерство ЖКХ. Полагает, что указанные бездействия Администрации Шаховского района являются незаконными, поскольку какие-либо, предоставленные нормативно-правовыми актами, полномочия по не включению ЧИСТЕНИНА в данный список и не направлению его в Министерство ЖКХ, равно, как и полномочия по признанию незаконности постановки ЧИСТЕНИНА на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - у Администрации Шаховского района отсутствуют. Компетенция данного органа местного самоуправления заключается лишь в формировании единого списка на основании предоставленных муниципальными поселениями данных и направлению его в Министерство ЖКХ. В связи с чем просит суд признать бездействия Администрации Шаховского района по не включению сведений о ЧИСТЕНИНЕ А.Ф. и его семье в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и не направлению данного списка и сведений о ЧИСТЕНИНЕ А. Ф. и его семье в Министерство ЖКХ МО – незаконными, а также обязать Администрацию Шаховского района совершить указанные действия.

ЧИСТЕНИН А.Ф. о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.53), на судебное заседание не явился, в суд направил заявление (л.д.56), в котором в связи с плохим состоянием своего здоровья и возрастом просит рассмотреть дело без его участия и поддерживает заявленные в его интересах Прокурором Шаховского района вышеуказанные требования.

Заинтересованное лицо ЧИСТЕНИНА К.Е. (л.д.57) о дате и времени рассмотрения дела также извещена надлежащим образом (л.д.58), на судебное заседание не явилась.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации Шаховского района с вышеуказанными требованиями прокурора Шаховского района не согласилась, полагает, что администрация Шаховского района имеет право проверять законность признания граждан, претендующих на получение средств из федерального бюджета, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку именно Администрация Шаховского района, а не иные муниципальные образования района, несет ответственность за ненадлежащее исполнение государственных полномочий по обеспечению за счет федеральных денежных средств жильем ветеранов. А так как, по мнению, Администрации Шаховского района, городское поселение Шаховская незаконно признало ЧИСТЕНИНА А.Ф. и его супругу нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине их проживания в Московской области менее 5 лет, то полагает, что бездействие Администрации Шаховского района, выразившееся в отказе включить ЧИСТЕНИНА и его супругу в соответствующий список граждан Шаховского района и в не направлении такого списка и сведений в Министерство ЖКХ МО является правомерным. В связи с чем просит суд в удовлетворении вышеуказанного заявления отказать. В тоже время, не отрицает того обстоятельства, что какие-либо действующие нормативно-правовые акты не предоставляют Администрации Шаховского района полномочия и право на принятие решений по отказу во внесении в списки сведений о тех или иных гражданах, признанных нуждающимися в жилых помещениях, или полномочия по не направлению таких сведений или списков в Министерство ЖКХ МО.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации городского поселения вышеуказанное заявление прокурора Шаховского района поддержала, суду пояснила, что городским поселением Шаховская ЧИСТЕНИН, а также его семья в составе супруги были признаны в установленном законом порядке нуждающимися в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ и поставлены на соответствующий учет. Данное решение в установленном законом порядке в дальнейшем не оспаривалось и не отменялось. В связи с чем ЧИСТЕНИН и его семья в настоящее время являются нуждающимися в обеспечении жилым помещением. На основании действующего законодательства указанные сведения Администрация г/п Шаховская, как и Администрации иных поселений, расположенных на территории района, обязаны предоставить в Администрацию Шаховского района, которая, в свою очередь, обязана на основании этих сведений сформировать список таких граждан Шаховского района и направить его в Министерство ЖКХ МО. При этом, Администрация Шаховского района в рамках своей компетенции не имеет права принимать какие-либо решения о законности или незаконности признания того или иного гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и правильности его постановки на соответствующий учет, а также об отказе в направлении соответствующих сведений и списка таких граждан в Министерство ЖКХ МО. В связи с чем полагает, что вышеуказанные бездействия Администрации Шаховского района являются незаконными и просит суд удовлетворить заявленные прокурором требования.

Выслушав представителя прокуратуры, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявление Прокурора Шаховского района об оспаривании бездействия Администрации Шаховского района по не включению ЧИСТЕНИНА А.Ф. и его семьи в списки граждан Шаховского района, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и не предоставлению данных сведений для формирования сводного списка граждан подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере, в том числе социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются также и соответствующими разъяснениями п.13 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 февраля 2009 г. N 2 О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ, согласно которым на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В свою очередь, как следует из материалов дела, ЧИСТЕНИН А.Ф. 1926 года рождения, являясь участником ВОВ, инвалидом 2-й группы, обратился к Прокурору Шаховского района с заявлением об обеспечении защиты его социального права на жилище, т.к. по состоянию здоровья и возрасту данный гражданин самостоятельно не может обратиться в суд (л.д.49).

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.45 ГПК РФ обращение Прокурора Шаховского района в суд с вышеуказанным заявлением об оспаривании бездействия Администрации Шаховского района в интересах ЧИСТЕНИНА А.Ф. является правомерным и обоснованным.

Согласно показаниям представителей прокуратуры и заинтересованных лиц, а также письменному заявлению Администрации городского поселения Шаховская №246 от 20.07.2010 года (л.д.17), протоколу заседания жилищной комиссии городского поселения Шаховская от 09.07.2010 года (л.д.13-15), Постановлению Главы городского поселения Шаховская №285-П от 14.07.2010 года (л.д.16) и копиям материалов учетного дела (л.д.134-201) ЧИСТЕНИН А.Ф., а также его семья в составе супруги ЧИСТЕНИНОЙ К.Е. органом местного самоуправления по месту своего проживания в установленном законом порядке был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а также принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как участник Великой Отечественной Войны. В связи с чем отделом ЖКХ и благоустройства Администрации городского поселения Шаховская данный гражданин был внесен в список граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

На основании вышеуказанного обстоятельства согласно показаниям представителей прокуратуры и Администрации г/п Шаховская, а также письменному заявлению №681 от 28.07.2010 года (л.д.18), Администрация городского поселения Шаховская направила указанную информацию на ЧИСТЕНИНА А.Ф. как участника ВОВ, который будет иметь право на получение в 2010 году жилого помещения за счет средств федерального бюджета, в другой орган местного самоуправления – Администрацию Шаховского района для последующего направления Администрацией Шаховского района таких сведений в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области с целью решения вопроса о внесении этих сведений в Сводный список граждан льготных категорий, нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, письменным заявлением Главы Шаховского района от 15.09.2010 года №2-18-1761 (л.д.19) вышеуказанные сведения относительно ЧИСТЕНИНА А.Ф. (учетное дело) были возвращены обратно в адрес Администрации городского поселения Шаховская, т.к. по мнению Администрации Шаховского района ЧИСТЕНИН А.Ф. не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

01.11.2010 года Прокуратура Шаховского района по жалобе ЧИСТЕНИНА А.Ф. (л.д.20-22) направила в адрес Администрации Шаховского района Представление об устранении вышеуказанного нарушения жилищного законодательства в отношении ЧИСТЕНИНА А.Ф (л.д.23-25). Однако, согласно письменному заявлению Администрации Шаховского района №2-22-2239 от 02.12.2010 года (л.д.28,29) вышеуказанное Представление прокуратуры было фактически проигнорировано и оставлено без удовлетворения Администрацией Шаховского района, которая в данном заявлении указала, что сотрудниками администрации не допущено нарушений каких-либо правовых норм, однако, при этом также указав, что Администрация Шаховского района не вправе принимать решений о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо об отказе в этом, так как не имеет таких полномочий.

17.12.2010 года ЧИСТЕНИН А.Ф. обратился в адрес Администрации Шаховского района с заявлением (л.д.30) о предоставлении ему информации о включении или не включении его как гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в Сводный список граждан, указанных в ч.1 ст.1 Закона МО от 26.07.20006 года №125/2006-ОЗ. На указанное заявление 22.12.2010 года Администрация Шаховского района направила в адрес ЧИСТЕНИНА А.Ф. письменный ответ №2-12-2371 (л.д.33), в котором сообщила заявителю о том, что он не может быть включен в вышеуказанный Сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч.ч.3,5,6 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Таким образом, в соответствии с вышеизложенными правовыми положениями ст.52 ЖК РФ решение вопроса о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и о признании его таковым относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления по месту жительства данного гражданина. В свою очередь, поскольку гр-н ЧИСТЕНИН А.Ф. постоянно зарегистрирован и проживает в д. Судислово Шаховского района, которая согласно ст.4 устава муниципального образования «Городское поселение Шаховская» (л.д.113) входит в административно-территориальную юрисдикцию указанного муниципального образования, то в соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ решение вопроса о принятии ЧИСТЕНИНА А.Ф. на учет в качестве, нуждающегося в жилом помещении и о признании его таковым, в данном случае относится к компетенции соответствующего органа управления указанного поселения, а именно к компетенции Администрации городского поселения Шаховская. Данные выводы суда подтверждаются и п.6 ст.6 Устава г/п Шаховская (л.д.113), согласно которому к вопросам местного значения городского поселения Шаховская относится, в том числе обеспечение, проживающих в поселении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Указанные выводы суда подтверждаются также и правовыми положениями ст.ст.1,2 Закона МО О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА N260/2005-ОЗ от 12декабря2005года, согласно которым ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления, в которых для рассмотрения данных вопросов создаются общественные комиссии по жилищным вопросам; решение о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов; граждане, принятые на учет, включаются в Книгу учета; на основании данных Книги учета такие граждане включаются в единый список, а граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельный список; на каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором содержатся представленные им документы.

Следовательно, Администрация Шаховского района Московской области не вправе принимать каких-либо решений о признании ЧИСТЕНИНА А.Ф. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо об отказе в этом, так как не имеет на это установленных действующим законодательством полномочий. Указанное обстоятельство не оспаривается, а напротив, подтверждается в судебном заседании показаниями представителей заинтересованных лиц. Кроме того, данное обстоятельство подтверждается также и письменным заявлением Администрации Шаховского района №2-22-2239 от 02.12.2010 года (л.д.28,29), в котором указанное заинтересованное лицо также ссылается на то, что Администрация Шаховского района не вправе принимать решений о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо об отказе в этом, так как не имеет таких полномочий.

В свою очередь, как следует из вышеизложенных судом материалов дела, а также материалов учетного дела ЧИСТЕНИНА А.Ф., 14.07.2010 года Администрация городского поселения Шаховская в лице Главы поселения на основании решения общественной жилищной комиссии и в рамках предоставленных ей законом (ст.52 ЖК РФ и ст.ст. 1,2 Закона МО N260/2005-ОЗ от 12декабря2005года) и уставом городского поселения полномочий и компетенции приняла решение о принятии ЧИСТЕНИНА А.Ф. и его семьи в составе супруги ЧИСТЕНИНОЙ К.Е. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; в связи с чем ЧИСТЕНИН был включен в соответствующую Книгу учета и список, и на него было заведено учетное дело. В дальнейшем, как следует из показаний представителей заинтересованных лиц, каких-либо решений об исключении ЧИСТЕНИНА А.Ф. и его семьи из указанного учета Администрацией городского поселения Шаховская не принималось. В судебном порядке принятие ЧИСТЕНИНА на вышеуказанный учет уполномоченными органами или лицами также не оспаривалось, какие-либо судебные решения о признании такого учета незаконным (недействительным) не принимались. При этом, ссылки Администрации Шаховского района на незаконность действий Администрации городского поселения Шаховская по принятию ЧИСТЕНИНА на вышеуказанный учет являются неправомерными, поскольку какими-либо полномочиями и компетенцией относительно возможности давать соответствующую правовую оценку законности такого учета и тем самым фактически разрешать вопрос о признании данного гражданина и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо об отказе в этом, в силу вышеизложенных правовых норм Администрация Шаховского района не наделена и таких полномочий не имеет.

Таким образом, по указанным обстоятельствам, в соответствии с правовыми положениями п.2 ч.1 ст.51, ст.52 ЖК РФ и ст.ст. 1,2 Закона МО N260/2005-ОЗ от 12декабря2005года, а также на основании действующего Постановления Главы городского поселения Шаховская №285-П от 14.07.2010 года в настоящий момент ЧИСТЕНИН А.Ф. и его супруга являются гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и тем самым имеют соответствующее право на приобретение таких жилых помещений. В связи с чем по изложенным обстоятельствам вопрос о праве ЧИСТЕНИНА на признание его нуждающимся в жилом помещении или об отсутствии у него такого права не рассматривается судом.

В соответствии со ст.3 Закона МО N125/2006-ОЗ от 26.07.2006 года ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ формирование списков граждан, указанных в статье 1 данного закона (т.е. граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за счет средств федерального бюджета), осуществляется органами местного самоуправления. Списки ежемесячно уточняются органами местного самоуправления и при наличии изменений, но не реже одного раза в год представляются в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий на территории Московской области государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Такой уполномоченный орган по мере поступления уточненных списков, представленных органами местного самоуправления, но не реже одного раза в год, формирует соответствующие Сводные списки таких граждан, утверждает их и направляет в федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2.1,2.2. Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Шаховском муниципальном районе Московской области, утвержденного Решением Совета Депутатов Шаховского района №28/180 от 17.05.2010 года, списки граждан Шаховского района, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, формируются на основании списка граждан поселений муниципального района, вставших на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с датой принятия на учет. Списки граждан ежемесячно уточняются сектором жилищного хозяйства и при наличии изменений, но не реже одного раза в год утверждаются Главой Шаховского района и представляются в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий на территории Московской области государственную политику в сфере ЖКХ. При предоставлении уточненных списков граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, поселения муниципального района предоставляют в сектор жилищного хозяйства личные дела вышеуказанных граждан, сформированные в соответствии с Законом МО №260/2005-ОЗ от 12.12.05 года.

В соответствии с п.п.1.1., 1.3, 2.2.,2.3., 2.8,2.9, 2.12 АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВОДНОГО СПИСКА ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ЗА СЧЕТ СУБВЕНЦИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ", утвержденного распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 17 октября 2008 г. N 67, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на осуществление государственной функции по формированию Сводного списка граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Законом Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов"; данный Сводный список формируется и размещается указанным министерством на бумажных и электронных носителях, сведения, содержащиеся в Сводном списке, должны соответствовать сведениям списков, составленных органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области;

уточнение Сводного списка осуществляется ежегодно на основании данных, направленных до 1 октября в уполномоченный орган органами местного самоуправления; для обновления сведений в Сводном списке органами местного самоуправления должны быть представлены документы, подтверждающие изменение сведений, содержащихся в Сводном списке; конечным результатом указанной государственной функции является ежегодно утверждаемый министром жилищно-коммунального хозяйства Правительства Московской области Сводный список граждан.

При этом, п.2.11 и главой 3 данного Административного регламента указанному министерству предоставлены также полномочия в случаях, предусмотренных Административным регламентом, принимать и соответствующие решения об отказе о включении сведений в такой Сводный список граждан.

Согласно показаниям представителей заинтересованных лиц, муниципальные поселения Шаховского района направляют в Администрацию Шаховского района списки вставших на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях; на основании указанных списков Администрация Шаховского района формирует списки граждан Шаховского района, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые направляет уже в Министерство ЖКХ Московской области для решения вопроса о включении таких граждан в соответствующий Сводный список.

Таким образом, в соответствии с вышеизложенными правовыми нормами и показаниями представителей заинтересованных лиц, после признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и принятия их на соответствующий учет, администрации муниципальных поселений, принявшие вышеуказанные решения, направляют данные сведения об этом в Администрацию Шаховского района, которая, в свою очередь, на основании полученных сведений формирует и уточняет списки таких граждан и не реже одного раза в год предоставляет эти списки в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Министерство же на основании предоставленных списков осуществляет формирование и утверждение Сводного списка указанных граждан.

При этом, как следует из вышеизложенного, компетенция и полномочия Администрации Шаховского района в указанных правоотношениях заключаются только лишь в формировании списка вышеназванной категории граждан на основании сведений, предоставленных ей органами местного самоуправления муниципальных поселений, принявших решения о принятии на учет таких граждан по месту их жительства, а также в направлении этого списка в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Какие-либо полномочия по отказу во внесении в списки сведений о тех или иных гражданах, признанных нуждающимися в жилых помещениях, или полномочия по не направлению таких сведений или списков в указанное Министерство, а также полномочия по совершению таких действий или бездействий по своему усмотрению - Администрация Шаховского района не имеет, т.к. вышеизложенные судом правовые нормы действующего законодательства не наделяют Администрацию Шаховского района такими полномочиями и правами. Поскольку осуществление указанных полномочий не ставится вышеуказанными нормативно-правовыми актами в зависимость от усмотрения органа местного самоуправления (Администрации Шаховского района), то в соответствии со ст.3 вышеназванного Закона МО N125/2006-ОЗ от 26.07.2006 года, п.п. 2.3.,2.8,2.9. Административного регламента и п. 2.1.,2.2 Порядка, утвержденного Решением Совета Депутатов Шаховского района №28/180 от 17.05.2010 года, формирование, а также направление такого списка граждан в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области является обязанностью Администрации Шаховского района.

Следовательно, бездействие Администрации Шаховского района по не включению в список сведений о том или ином гражданине, признанном нуждающимся в жилых помещениях, и не направлению таких сведений в вышеуказанное Министерство в таком случае является неправомерным, т.к. право на совершение такого действия или бездействия Администрации Шаховского района законом или иными нормативно-правовыми актами не предоставлено. Кроме того, решение вопроса о включении или не включении сведений о том или ином гражданине в уже Сводный список граждан также не относится законом к полномочиям Администрации Шаховского района, т.к. данными полномочиями в соответствии со ст.3 вышеуказанных Закона МО N125/2006-ОЗ от 26.07.2006 года и п.п.1.1., 1.3, 2.2., 2.8, 2.12 Административного регламента обладает только Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, которое, как уже также было изложено судом, в случаях, предусмотренных п.2.11 и главой 3 данного Административного регламента, может принимать и соответствующие решения об отказе во включении сведений в такой Сводный список граждан. Следовательно, ссылки Администрации Шаховского района в письменном ответе ЧИСТЕНИНУ №2-12-2371 от 22.12.2010 года о невозможности включения его в Сводный список граждан и соответствующие доводы представителя заинтересованного лица, являются неправомерными, т.к. правовая оценка возможности или невозможности включения данного гражданина в Сводный список также выходит за рамки предоставленных Администрации Шаховского района полномочий.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом, согласно разъяснениям п.1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 февраля 2009 г. N 2 О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно п.25 вышеуказанного ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 февраля 2009 г. N 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В свою очередь, учитывая вышеизложенные обстоятельства и их доказательства в совокупности, суд считает, что, не включив в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, сведения о ЧИСТЕНИНЕ и его супруге, предоставленные принявшей соответствующее решение о таком праве ЧИСТЕНИНА Администрацией городского поселения Шаховская, а также, не направив данные сведения (список) о ЧИСТЕНИНЕ в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области – Администрация Шаховского района, не имея на то установленных законом полномочий, не исполнила тем самым возложенные на нее статьей 3 Закона МО N125/2006-ОЗ от 26.07.2006 года, пунктами 2.3., 2.8, 2.9. Административного регламента от 17 октября 2008 г. N 67 и п. 2.1.,2.2 Порядка, утвержденного Решением Совета Депутатов Шаховского района №28/180 от 17.05.2010 года, обязанности. Что, в свою очередь, создало для ЧИСТЕНИНА препятствия к осуществлению им признанного за ним иным уполномоченным органом местного самоуправления (Администрацией городского поселения Шаховская) права на получение жилого помещения. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.258 ГПК РФ вышеуказанное заявление Прокурора Шаховского района в интересах ЧИСТЕНИНА А.Ф. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1,3 ч.2 ст.206 ГПК РФ, в соответствии с которой суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда об устранении допущенного нарушения должно быть исполнено.

Согласно п.28 разъяснений ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 февраля 2009 г. N 2 при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Учитывая указанные разъяснения и обстоятельства, признавая вышеназванное бездействие Администрации Шаховского района незаконным, в соответствии со ст.258, 206 ГПК РФ на указанный орган следует возложить обязанность по включению сведений о ЧИСТЕНИНЕ А.Ф.и его семье в список граждан Шаховского района, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и направлению данных сведений (списка) о ЧИСТЕНИНЕ А.Ф. и его семье в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в срок в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать бездействия Администрации Шаховского муниципального района Московской области по не включению сведений о ЧИСТЕНИНЕ А.Ф. и его семье в список граждан Шаховского района, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и не направлению данного списка и сведений о ЧИСТЕНИНЕ А.Ф. и его семье в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области – незаконными.

Обязать Администрацию Шаховского муниципального района Московской области в срок в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу включить сведения о ЧИСТЕНИНЕ А.Ф. и его семье в составе супруги ЧИСТЕНИНОЙ К.Е. в список граждан Шаховского района, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и направить данный список и сведения о ЧИСТЕНИНЕ А.Ф. и его семье в составе супруги ЧИСТЕНИНОЙ К.Е. в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200