Дело об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шадринский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего – судьи Жегуновой Е.Е.,

при секретаре - Паньковой О.Н.,

с участием истца С.М.,

представителя ответчика ГУ - О.В.,

представителя третьего лица - Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г: Шадринске X года гражданское дело по исковому заявлению С.М. к ГУ об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, обязательстве включить в стаж лечебной деятельности периоды работы и назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

С.М. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, обязательстве включить в стаж лечебной деятельности периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию, мотивируя тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ ей отказано в назначении льготной пенсии в связи с тем, что продолжительность лечебной деятельности составляет 29 лет 1 день, а для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требуется не менее 30 лет лечебной деятельности. В специальный трудовой стаж ей не засчитан период работы в должности главного врача. С решением ГУ она не согласна, поскольку в указанный период она должность главного врача совмещала с работой врача спортивной медицины, с ней был заключён трудовой договор (контракт) отделом здравоохранения .... Она осуществляла деятельность по охране здоровья населения, так как Шадринский городской врачебно-физкультурный диспансер проводил работу по оздоровлению населения .... Просила отменить решение комиссии ГУ обязать ответчика включить в льготный стаж лечебной деятельности спорные периоды работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью.

В процессе рассмотрения, дела С.М. исковые требования в части оспариваемого периода изменила и обязать ответчика назначить досрочную трудовую.

В судебном заседании С.М. исковые требования поддержала и пояснила, что она работала по контракту во врачебно-физкультурном диспансере в должности главврача. С ней был заключен контракт, согласно которого, она имела право на работу по совмещению и совместительству в данном учреждении в должности врача по спортивной медицине. Работая врачом спортивной медицины, она осуществляла медицинское обеспечение спортивно-массовых мероприятий, соревнований; посещала спортклубы; проводила углублённый и текущий медицинский осмотр спортсменов, по результатам осмотра заполняла карточки. Должностные обязанности врача осуществляла, согласно должностной инструкции. Заработную плату получала как главный врач и как врач спортивной медицины.

Представитель ответчика ГУ О.В. иск не признал, в судебном заседании пояснил, что истцом не представлены документы, подтверждающие специальный стаж необходимой продолжительностью 30 лет. Истице зачтено в стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения 29 лет 1 день, не зачтён период работы в должности главного врача в Шадринском городском врачебно-физкультурном диспансере, поскольку не подтверждён факт осуществления врачебной деятельности. В соответствии с законом правом на досрочную пенсию в случае осуществления лечебной деятельности пользуются врачи-руководители учреждений здравоохранения (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. По результатам документальной проверки, проведённой сотрудниками УПФР, установлено, что приказы о том, работала ли С.М. по совмещению или совместительству, не издавались, трудовой договор в связи с совместительством не заключён; расшифровка заработной платы с указанием доплаты за совмещение или совместительство должности врача-специалиста имеется не во всех расчётных листах. Доказательства неправильного применения норм закона при вынесении решения об отказе в назначении пенсии истицей не представлены. Являясь правоприменительным органом, Пенсионный Фонд не имеет полномочий по зачёту в специальный стаж периодов работы, прямо не предусмотренных законом. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Н.Н. исковые требования С.М. поддержал и пояснил, что истица фактически работала врачом спортивной медицины, занимая также должность главного врача врачебно-физкультурного диспансера. С.М. в качестве врача спортивной медицины осуществляла медицинское обеспечение всех городских спортивных мероприятий и соревнований, проводила все углубленный и текущий медицинский осмотр спортсменов города, давала допуск на участие в тренировках и соревнованиях, либо медицинский отвод. По деятельности врача спортивной медицины истица сдавала отчёты в Главное управление здравоохранения. Количество спортсменов в городе превышает 7000 человек. С.М. была единственным в городе врачом спортивной медицины, выполняла все обязанности врача согласно должностной инструкции. Заработная плата истицы по контракту состоит из оклада главного врача и 1,5 окладов врача по спортивной медицине 11 разряда.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что иск С.М. обоснован и подлежит удовлетворению. Судом установлены следующие фактические обстоятельства: С.М. обратилась в ГУ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью л.д. 40). Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан л.д. 5-9) истице зачтено в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, 29 лет 1 день. Одновременно этим же решением истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для назначения досрочной трудовой пенсии требуется не менее 30 лет лечебной деятельности.

Фактически С.М. исполняла обязанности главного врача МУ, одновременно осуществляла врачебную деятельность, выполняя обязанности врача по спортивной медицине, что подтверждается следующими исследованными судом доказательствами.

Запись в трудовой книжке истицы свидетельствует о том, что С.М. действительно была принята на работу исполняющим обязанности главного врача муниципального учреждения л.д.14).

Из копии трудового договора (контракта) л.д. 19-20) следует, что главный врач С.М. имеет право на совместительство 0,5 ставки врача по спортивной медицине и совмещение 1 ставки; работнику устанавливается заработная плата с надбавкой за стаж, с выплатой уральского коэффициента и повышающего коэффициента. Из пояснений представителя третьего лица Н.Н. и показаний свидетелей Н.Ф., Т.М. следует, что С.М., работая главным врачом, исполняла обязанности врача спортивной медицины, заработная плата ей начислялась по двум должностям - главного врача и врача по спортивной медицине, согласно контракту; при этом в расчётных листах указывалась общая сумма заработной платы без указания на начисления по должностям; фактически же С.М. начисляли один оклад главного врача с доплатой за стаж и работу в сложных климатический условиях, и 1,5 оклада врача по спортивной медицине 11 разряда, из которых оплата за полную ставку врача спортивной медицины производилась из расчета вакантной ставки, имевшейся в штате, с учетом перерасчёта оклада по вакантной ставке на оклад врача 11 разряда, который фактически имела истица.

Приказом начальника здравоохранения С.М. разрешено совмещение 1 ставки и совместительство 0,5 ставки врача спортивной медицины во врачебно-физкультурном диспансере л.д. 18).

Согласно штатному расписанию, в учреждении имеются должности: главный врач - 1 ставка, врач по спортивной медицине - 1,5 ставки л.д. 78-79).

Из копий тарификационных списков работников следует, что С.М. занимает 1 ставку главного врача, 0,5 ставки врача по спортивной медицине, и 1 ставка врача спортивной медицины вакантная л.д. 97, 123).

Копии расчётных листков С.М. свидетельствуют о том, что истице начислялась заработная плата, в том числе и за работу по совместительству и совмещению л.д. 91-93). Из копии карточки-справки с указанием сумм заработной платы, начисленной С.М. в 2005 году л.д. 129), следует, что истице начислялась заработная плата в сумме 5820 рублей, которая включает оклад главного врача, составляющий с учётом доплаты за стаж 2925 рублей, и 1,5 оклада врача по спортивной медицине 11 разряда - 2895 рублей. Общая сумма выплаты, указанная в карточке, полностью совпадает с суммой заработной платы истицы, указанной без расшифровки конкретных начислений за совмещение и совместительство в её расчётных листах за март-август 2005 года.

В соответствии с должностной инструкцией врача по спортивной медицине, утвержденной начальником отдела здравоохранения, в обязанности врача входит организация и осуществление медицинского обеспечения лиц, занимающихся различными видами спорта и физической культурой, углублённое медицинское обследование спортсменов, осуществление медицинского обеспечения спортивно-массовых мероприятий, осуществление мер по профилактике спортивного травматизма и др., в инструкции имеется подпись С.М. об ознакомлении л.д. 112-116). Из пояснений С.М. и начальника отдела здравоохранения Н.Н. следует, что истица выполняла обязанности врача спортивной медицины, указные в должностной инструкции. Представленные суду копии приказов начальника городского отдела здравоохранения л.д. 142-145) свидетельствуют о том, что обеспечение городских спортивных соревнований неотложной медицинской помощью производится врачом МУ.

Из показаний свидетелей В.Ю. и Т.А. следует, что С.М. в работала главным врачом и по совмещению выполняла обязанности врача по спортивной медицине; как врач, обеспечивала медицинское обслуживание городских спортивных соревнований, оказывала первую помощь спортсменам, проводила углублённые и текущие осмотры спортсменов, внося при этом записи в амбулаторные карты; сведения о количестве принятых спортсменов фиксировались в статистических отчётах.

Справка ГУ свидетельствует о том, что главный врач С.М. сдавала в областной диспансер отчёты, занимала по штатному расписанию 1,5 ставки врача спортивной медицины, вела приёмы спортсменов (углублённое медицинское обследование), диспансерное наблюдение за занимающимися физкультурой и спортом, обслуживала соревнования и учебно-тренировочные занятия л.д. 126).

Справка отдела здравоохранения свидетельствует о том, С.М. работала в должности врача спортивной медицине; согласно записям в картах физкультурников, заведенных в МУ, ежемесячные осмотры спортсменов с постановкой диагноза, заключением и рекомендациями проводила врач спортивной медицины С.М. л.д. 140-141).

Из справки главного бухгалтера МУ следует, что с главным врачом С.М. заключен контракт на сумму, включающую ставку главного врача, и 1,5 ставки врача по спортивной медицине; С.М., как врачом спортивной медицины, выполнено 1612 углубленных медицинских осмотров и 1065 консультативных приёмов л.д. 127).

Согласно справке МУ реорганизовано путём присоединения л.д. 51).

В соответствии с Приказом Минздрава России, действовавшим в период работы, оспариваемый истицей, расчётные нормы нагрузки врача по спортивной медицине на одно посещение врача предусматривают: проведение углубленного медицинского осмотра - 50 минут, текущего медицинского осмотра - 25 минут, из чего следует, что С.М. более 220 восьмичасовых рабочих дней была занята на выполнении врачебной работы при проведении углублённых и текущих медицинских осмотров спортсменов.

Совокупность представленных доказательств суд находит достаточной для удовлетворения требований истицы.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 20 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение... одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом...

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусматривает должности врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.

Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377, утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения, согласно п. 5.3 которого врачам -руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям - врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности. Работа руководителей и их заместителей по специальности, независимо от её характера и объёма, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению. Указанное Положение действовало в период работы, оспариваемый истицей.

Представленные суду доказательства, в частности, тарификационные списки работников МУ; личная карточка работника; контракт, заключенный с истицей; приказы руководителя городского отдела здравоохранения, в непосредственном подчинении которого работала истица; расчётные листы и справки отдела здравоохранения с достоверностью подтверждают, что С.М. работая главным врачом МУ, фактически занималась лечебной деятельностью, исполняла обязанности врача спортивной медицины и получала заработную плату по должности врача спортивной медицины.

Разрешение на работу по совмещению и совместительству, а также размер доплаты определялись приказом руководителя отдела здравоохранения.

Отсутствие отдельных трудовых договоров о работе истицы по совместительству в качестве врача-специалиста при фактическом выполнении работы, а также отсутствие в некоторые периоды расшифровки в расчетных листах о начислении заработной платы по должности врача-специалиста, также как и превышение разрешенного размера доплаты за совмещение должностей, суд признаёт обстоятельством, возникшим не по вине истицы.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемый С.М. период работы в должности врача спортивной медицины подлежит включению в стаж лечебной деятельности. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ указанный период, общей продолжительностью 1 год, необоснованно исключён из стажа лечебной деятельности истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией,... но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Общий стаж лечебной деятельности истицы на момент обращения за пенсией с учетом ранее зачтённых ответчиком и спорных периодов составляет более 30 лет. Поэтому решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, которым С.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, учитывая установленные в суде обстоятельства, нельзя считать правомерным. Трудовая пенсия истице должна быть назначена независимо от возраста с момента подачи заявления в Пенсионный фонд.

Таким образом, суд считает, что требования С.М. обоснованы. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ об отказе в назначении С.М. досрочной трудовой пенсии но старости следует отменить, обязать ГУ включить в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, оспариваемый период и назначить С.М. досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения за пенсией.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ по отказу С.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ включить в стаж лечебной деятельности С.М. для исчисления досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ назначить С.М. досрочную трудовую пенсию по старости.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение десяти дней с подачей жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.

Составление мотивированного решения отложить до X года.

Судья Е.Е. Жегунова