Дело о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шадринский районный суд Курганской области в составе

председательствующего - судьи Брагиной Е.В.

при секретаре - Лучко И.А.

с участием истца - Ф.Н.,

представителя ответчика ГУ - О.В.,

представителя третьего лица МУ - Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области X года гражданское дело по иску Ф.Н. к ГУ о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан,

УСТАНОВИЛ:

Ф.Н. обратилась в суд с заявлением к ГУ о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. В заявлении указала, что ею подано ответчику заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. Решением комиссией отказано в назначении пенсии. В стаж медицинской деятельности не включили периоды работы в фельдшерском пункте в должности заведующей. Отказано в зачете в стаж лечебной деятельности календарно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующих периодов: больничный лист после родов, отпуск по уходу за ребенком до 1 года, больничный лист по беременности и родам, отпуск без сохранения заработной платы, отпуск без сохранения заработной платы и отпуск по уходу за ребенком, поскольку наименование должности не соответствует Списку профессий и должностей. В указанные периоды она фактически выполняла обязанности фельдшера, работала в фельдшерском пункте, занималась лечебной деятельностью.

От исковых требований в части возложения обязанности на ответчика по включению периодов работы с - отпуск без сохранения заработной платы и отпуск по уходу за ребенком, отказалась. Отказ от части исковых требований принят определением суда.

В судебном заседании исковые требования уточнила, просит обязать ответчика включить периоды работы в фельдшерском пункте в стаж лечебной деятельности в должности заведующей в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Включить в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды с *года больничный лист после родов, с *года в должности заведующей, с *года по *год. - больничный лист по беременности и родам.

Суду пояснила, что *года обращалась в ГУ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Представила при этом все необходимые документы, подтверждающие её право на назначение досрочной трудовой пенсии: трудовую книжку, справку о заработной плате. Однако, решением комиссии ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ей не были зачтены в стаж лечебной деятельности календарно, так и в льготном исчислении (один год работы за один год и 3 месяца) периоды в фельдшерском пункте в должности заведующей; отказано в зачете в стаж лечебной деятельности календарно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующих периодов: *года - больничный лист после родов, *года отпуск по уходу за ребенком до 1 года, *года - больничный лист по беременности и родам, *года отпуск без сохранения заработной платы. С данным решением комиссии не согласна.

После окончании медицинского училища она была направлена в фельдшерско-акушерский пункт. Она была принята на должность акушерки. Приказом была переведена заведующей и занимает данную должность по настоящее время. Фактически в периоды, которые ей не были зачтены в льготный стаж выполняла обязанности фельдшера, а именно вела прием больных, назначала лечение, выдавала больничные листы, вела карточки больных, проводила патронаж новорожденных и беременных, наблюдала больных состоящих на учете, оказывала первую неотложную медицинскую помощь, проводила лечение но назначению врачей районной больницы. Прием вела в первой половине дня с 08.00 час. - 12.00 час, а после обеда посещала больных на дому, экстренными случаями она занималась в любое время дня и ночи. Осуществляла профилактическую работу - делала прививки, выпускала санитарный бюллетень по профилактике заболеваний. В соответствии с графиком районной больницы вывозила детей на профилактические осмотры. Как заведующая составляет материальные отчеты, производит закуп лекарственных средств, несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, осуществляемой персоналом в соответствии с положением о фельдшерско-акушерском пункте, несет ответственность за обеспечение населения лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения, составляет и предоставляет на утверждение план работы в установленном порядке, в связи с этим, ей доплачивали за заведование пунктом. Кроме того, условия труда и должностные обязанности не менялись. У Ф.Н. имеется отдельный кабинет, где она осуществляет прием граждан с 08.00 - 12.00, процедурная и приемная.

Просит решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии признать незаконным. Обязать ответчика включить в стаж лечебной деятельности периоды работы в фельдшерском пункте в должности заведующей в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, включить в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды *года - больничный лист после родов, *года в должности заведующей, *года - больничный лист по беременности и родам. Обязать ответчика назначить ей льготную пенсию с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Представитель ответчика ГУ - О.В. иск не признал, суду пояснил, что Ф.Н. оформила заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предоставив имеющиеся документы. Решением комиссии по назначению и перерасчету пенсий Ф.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В соответствии с п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, независимо от их возраста. При этом необходимым условием является осуществление указанной деятельности в должностях и учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Ф.Н. не представлены документы, подтверждающие специальный стаж необходимой продолжительности, что отражено в протоколе комиссии. Истцу зачтено в специальный стаж N лет N месяцев N дней, в связи с чем, право на досрочную трудовую пенсию у неё не возникло.

Согласно п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений, в соответствии с которыми назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы для назначения досрочной пенсии, утверждаются Правительством РФ.

Период работы в должности заведующей, не зачтен в стаж лечебной деятельности, в том числе льготном исчислении (один год работы за один год и 3 месяца), т.к. должность которую занимала истец не предусмотрена Списком работников здравоохранения, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и Списком утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066. Период (больничный лист по беременности и родам, отпуск до родовой, после родовой) не зачтен в стаж лечебной деятельности календарно т.к. должность, которую занимала истец не предусмотрена указанным Списком.

По мнению представителя ответчика, из представленных документов нельзя сделать однозначного вывода о занимаемой должности истца, в связи с чем полагает, что в указанный период Ф.Н., работала заведующий, без присвоения должности фельдшера, т.к. приказа, содержащего данные сведения не обнаружено, а по расчетно - платежным документам не возможно определить по какой должности, и за что осуществлялась доплата. Просит отказать Ф.Н. в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица МУ - Н.В. суду пояснила, что считает исковые требования Ф.Н. законными и обоснованными. Ф.Н. - заведующая фельдшерско-акушерского пункта – фельдшер, была принята на должность акушерки. Приказом была переведена заведующей и занимает данную должность по настоящее время, состоит в штате центральной районной больницы. Ф.Н. в спорные периоды занималась лечебной деятельностью: вела прием больных, назначала и проводила им лечение, больных с серьезными заболеваниями направляла в районную больницу, выписывала больничные листы, проводила профилактические мероприятия, наблюдала учетных больных, осуществляла патронаж беременных женщин и новорожденных детей, оказывала неотложную помощь и скорую медицинскую помощь. Истец осуществляла всю лечебную деятельность на территории сельского населенного пункта. Ф.Н. получала доплату за заведование, т.к. ей приходилось составлять отчеты по пункту, решать вопросы материального обеспечения и приобретения медикаментов. Наименование должности значилось, как «заведующая», поскольку раньше значения этому не придавали. В настоящее время наименование должности привели в соответствие с предъявляемыми требованиями. Разночтения в документах истца возникли в связи с тем, что ранее согласно Приказу министерства здравоохранения СССР №1000 от 23.09.1981г. фельдшерско-акушерские пункты находились в двойном подчинении - районной больницы и сельского совета. Районная больница являлась работодателем в отношении работников, а сельский совет обеспечивал материальную сторону работы пункта, это было обусловлено тем, что финансирование больницы и медицинского пункта осуществлялось за счет бюджета района, для удобства средства на осуществление деятельности фельдшерско-акушерского пункта выделялись через сельсовет. *года обеспечение пунктов, а также выплата заработанной платы работников передана из централизованных бухгалтерий сельсоветов в централизованную бухгалтерию центральной районной больницы. В связи с изменением порядка финансирования, порядок работы фельдшерско-акушерских пунктов района не менялся. Должностные обязанности работников остались прежними. Полагает, что для отказа в удовлетворении заявленных требований, не имеется. Истец все время работала фельдшером в сельском фельдшерско-акушерском пункте.

Суд, заслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.9 Постановления Пленума ВС РФ №25 от 20.12.2005 года в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Ф.З. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода работы, по мнению истца подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии (утвержден Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года), предусмотрена должность заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера в больницах всех наименований.

Судом при рассмотрении дела установлено, что по настоящее время Ф.Н., будучи переведенной на должность заведующей фельдшерско - акушерского пункта райбольницы, фактически выполняет обязанности заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера.

Истец принята на должность заведующей ФАП райбольницы. Фактические условия выполнения работы, наименование должности, соответствует требованиям законодательства (Список..., утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 содержит наименование должности заведующий - фельдшер фельдшерско-акушерским пунктом, заведующий-фельдшер фельдшерским здравпунктом больниц всех наименований). Обоснованность заявленных Ф.Н. требований подтверждается также и фактом зачета комиссией в специальный стаж периода работы в данном ФАПе.

Спорные периоды должны быть зачтены в стаж лечебной деятельности.

Также подлежат удовлетворению и требования Ф.Н. о льготном исчислении стажа ее работы как один год работы за один год и три месяца, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 464. В силу положений п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 года, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам закона № 173 ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших норм законодательства.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Постановление №1066), в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей...., утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года.

Учитывая,, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

На дату обращения в ГУ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии у Ф.Н. имелся стаж лечебной деятельности *лет, то есть достаточный для назначения пенсии по п.п. 11 пункта 1 ст. 28 Ф.З. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Отказ комиссии в назначении Ф.Н. досрочной трудовой пенсии следует признать необоснованным, решение комиссии подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Ф.Н. удовлетворить.

Решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, отменить.

Обязать ГУ зачесть Ф.Н. в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды работы в фельдшерском пункте в должности заведующей ФАП. Зачесть в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды *года - больничный лист после родов, *года в должности заведующей ФАП, *года - больничный лист по беременности и родам.

Обязать ГУ назначить Ф.Н. досрочную трудовую пенсию с *года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней с подачей жалобы через Шадринский районный суд.

Судья Е.В. Брагина