Дело об оспаривании решения Комиссии по расмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шадринский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Данилова А.В.,

при секретаре Ляпцевой Т.А.,

с участием истца Е.В.,

представителя ответчика ГУ - О.В.,

представителя третьего лица ЦРБ - Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области X года гражданское дело по иску Е.В. к ГУ об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан,

УСТАНОВИЛ:

Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. В подтверждение своих требований в заявлении указала, что *года она обратилась в ГУ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, имея общий трудовой стаж *лет лечебной деятельности в сельской местности и поселках городского типа, предоставив все необходимые документы. Однако, *года ГУ ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, ввиду того, что у неё не имеется стажа *лет лечебной деятельности в сельской местности и в поселках городского типа, указав, что её специальный стаж составляет *лет, не зачтя в стаж лечебную деятельность за периоды: в должности заведующей ФАП и в должности заведующей ФАП, указав, что данная должность не предусмотрена списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Она не согласна с решением комиссии ПФ РФ по назначению пенсий, считает, что данный период времени работы входит в её стаж работы. Она работала в должности заведующей и фельдшера, выполняла работу, связанную с лечебной деятельностью населения в сельской местности, несла ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, осуществляемой персоналом в соответствии с положениями, оказывала доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта, вела амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте, на дому, оказывала первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, с последующим вызовом врача больному, направляла больного в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождала больного, своевременно направляла больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи в соответствующие лечебно-профилактические учреждения, выполняла врачебные назначения, участвовала в диспансеризации населения, проводила профилактические прививки, проводила противоэпидемиологические и противопаразитные мероприятия, оказывала доврачебную медицинскую помощь беременным женщинам и гинекологическим больным, устанавливала предварительный диагноз и срок беременности, проводила диспансеризацию и патронаж беременных и рожениц, оказывала экстренную акушерскую и гинекологическую помощь, неотложную помощь новорожденным, наблюдала за состоянием здоровья и развития детей первого года жизни. Таким образом, отказ в зачете в льготный трудовой стаж указанного периода работы неправомерен, поскольку все это время она занималась лечебной деятельностью населения. В *году окончила медицинское училище, по специальности - акушерское, проходила курсы повышения квалификации. Просит отменить решение комиссии по назначению и выплате пенсий. Засчитать в стаж лечебной деятельности периода работы в должности ФАП - акушерки в льготном исчислении; в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении и курсы повышения квалификации. Обязать ГУ назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости.

В судебном заседании истец Е.В. поддержала свои требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ - О.В., в судебном заседании исковые требования Е.В. не признал, пояснил, что Е.В. оформила заявление в ГУ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предоставив трудовую книжку, справку о заработной плате и другие документы. Решением комиссии по назначению и перерасчету пенсий Е.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению. В соответствии с п/п 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 27.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом необходимым условием является осуществление указанной деятельности в должностях и учреждениях, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Истицей не представлены документы, подтверждающие специальный стаж работы необходимой продолжительности, что отражено в протоколе комиссии. Истице зачтено в специальный стаж *лет, соответственно право на досрочную трудовую пенсию у неё не возникло. Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от 27.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости. Правила исчисления периодов работы для назначения досрочной пенсии, утверждаются Правительством РФ. Истицей представлены документы, содержащие следующие данные: - трудовая книжка должность с *года, переведена «заведующей ФАП», уточняющая справка, архивная справка. Согласно актам документальной проверки по факту работы Е.В. было установлено, что по тарификационным спискам истица в период с *года по *год занимала должность заведующей, а тот факт, что истица занимала дополнительно еще должность акушерки - не подтверждено документально и не отражено в акте проверки, согласно карточкам -справка по заработной плате, Е.В. выплачивается оклад за совместимость, по выплатным документам невозможно выявить, за какую работу производилась доплата за совместительство. Е.В. не зачтен в специальный стаж период работы с *года по *года (в том числе и курсы повышения квалификации) в должности заведующей ФАП, не зачтен в стаж лечебной деятельности, в том числе и льготном исчислении, так как должность, которую занимала истица не предусмотрена списком работников здравоохранение. Период с *года по *года не зачтен в стаж лечебной деятельности календарно, так как должность, которую занимала истица, не предусмотрена Списком утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года. Истице также не зачтены в стаж лечебной деятельности в вышеуказанный период прохождение курсов повышения квалификации. Анализируя все имеющиеся документы, нельзя сделать однозначный вывод, о занимаемой должности истицы в период работы с *года по *года, следовательно, ГУ считает, что в указанный период Е.В. работала заведующей ФАП, без присвоения должности акушерки т.к. приказа, содержащего данные сведения не обнаружено, а по расчетно - платежным документам невозможно определить по какой должности и за что осуществлялась доплата. Также актами проверки документов специального стажа истицы были выявлены факты отсутствия документов, на основании которых выдавались уточняющие справки, противоречия в наименовании должности, которую занимала истица, несоответствия подтверждающей справки выданной ЦРБ, приказу о переводе Е.В. акушеркой, фельдшером в ФАП. Таким образом, по представленным документам: уточняющим и архивным справкам, актам документальной проверки специального стажа работы, невозможно однозначно сделать вывод о работе истицы в должности заведующей фельдшерско - акушерским пунктом - акушеркой. Довод истицы о том, что она выполняла работу акушерки, фельдшера, а не заведующей, не подтвержден материалами, и следовательно, не может быть принят во внимание. Учитывая, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение граждан, не вправе решать вопрос о зачете в специальный стаж периодов работы в должностях и изменению нормативных актов, принятие решения на основании противоречащих документов, решение об отказе Е.В. в зачете оспариваемых периодов работы, в специальный стаж принято законно и обоснованно. Доказательств неправомерности принятого решения истицей не представлено.

Представитель третьего лица ЦРБ - Н.В., не возражала против исковых требований, в судебном заседании пояснила, что Е.В. работала в ФАП. Фактически она работала акушеркой, но для того чтобы в ФАП было материально - ответственное лицо она исполняла обязанности и заведующей ФАП. За заведование ФАП ей заработную плату не платили, а компенсировали исполнение данных обязанностей оплатой по повышенному разряду. Первоначальная запись в трудовой книжке о назначении Е.В. на должность только заведующей ФАП была ошибочной, что было в последствии исправлено в соответствующем приказе. Просит удовлетворить иск Е.В.

Заслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования Е.В. подлежащими удовлетворению.

Согласно п/п 20 п 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение... одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом... При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

При назначении пенсии до 1 ноября 1999 года стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 годаИ 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").

При назначении пенсии после 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").

Как усматривается из материалов дела, Е.В. обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости по основаниям, установленным подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности. Решением комиссии ей отказано в назначении такой пенсии, поскольку, по мнению ответчика, периоды ее работы в должности заведующей ФАП и курсы повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж по причине того, что данная должность не предусмотрена Списком должностей и соответственно данные периоды не засчитаны в стаж лечебной деятельности, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Исходя из показаний свидетелей, которые пояснили, что на протяжении всей трудовой деятельности в ФАП Е.В. занималась лечебной деятельностью с 8 часов до 1.2 часов - она вела прием больных в ФАП, оказывает первую медицинскую помощь, делала прививки, после обеда ходила по вызовам, осуществляла патронаж, посещала школы детские сады. Ночью Е.В. вызывали к больным. В трудовую книжку Е.В. внесены изменения, о том, что должность следует читать в следующей редакции - заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка, то есть в соответствии с данной записью Е.В. выполняла обязанности не только заведующей, но и выполняла обязанности акушерки. Таким образом, установлено, что Е.В. занималась работой, связанной с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в сельской местности, всего *лет расчет необходимо сделать в льготном исчислении; в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении, всего *лет. Указанные периоды подлежат зачету в стаж лечебной деятельности.

На основании ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В соответствии со ст. 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании дополнительного образования (повышения квалификации, специализация).

Приказом Минздравсоцразвития РФ № 705 н от 09 декабря 2008 года утвержден Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников согласно п.п. 5, 9 данного Приказа профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования. Слушателям, освоившим образовательную программу повышения квалификации и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца.

Курсы повышения квалификации Е.В. прошла без отрыва от производства за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. На основании приказа была направлена на курсы повышения квалификации, за указанный период Е.В. была начислена заработная плата, по окончанию курсов ей выдано свидетельством о повышении квалификации, что Е.В. прошла курсы повышения квалификации на отделении повышения квалификации, после чего Е.В. присвоена первая квалификационная категория по специальности акушерское дело на основании приказа Главного управления здравоохранения области. В сертификате на имя Е.В. сделана отметка, что сертификат подтвержден и действителен до *года. Таким образом, период, общей продолжительностью *месяцев, необоснованно исключен из специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию.

Трудовой стаж Е.В. связанный с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения составляет более 25 лет (до 1 ноября 1999 года в льготном исчислении один год работы в сельской местности засчитывать за один год и 3 месяца), на протяжении всего этого времени она занималась лечебной деятельностью. В соответствии с вышеизложенным исковые требования Е.В. подлежат удовлетворению

Отказ комиссии в назначении Е.В. досрочной трудовой пенсии следует признать необоснованным, решение комиссии подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Е.В. удовлетворить.

Решение комиссии ГУ по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии, отменить.

Обязать ГУ зачесть в стаж лечебной деятельности Е.В. периоды работы в должности заведующей ФАП в льготном исчислении. Обязать ГУ назначить Е.В. досрочную трудовую пенсию.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней через канцелярию Шадринского районного суда, с момента изготовления мотивированной части решения.