Дело о взыскании расходов на коммунальные услуги



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шадринский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Жегуновой Е.Е.

при секретаре Паньковой О.Н.

с участием истца - К.,

представителя ответчика - Г.Д.,

представителей третьих лиц: Администрации района - Т.М.,

Финансового отдела Администрации района - Т.П.,

Администрации сельсовета - И.Г.,

ГУ - О.А.,

МОУ «средняя общеобразовательная школа» - Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области, X года гражданское дело по исковому заявлению К. к МУ «районное управление образования» о взыскании расходов на коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

К. обратился к мировому судье с исковым заявлением к МУ «районное управление образования» и Администрации района о взыскании расходов на коммунальные услуги в сумме *рублей, мотивируя тем, что проживает в селе, имеет высшее образование. С *года по *год работал учителем географии в школе, имеет право на бесплатную жилую площадь и коммунальные услуги (электроснабжение и отопление) на основании ст.55 Закона «Об образовании», но с января *года в предоставлении льгот ему отказано, поскольку отсутствует справка отдела социальной защиты населения, подтверждающая право на предоставление мер социальной поддержки.

Определением мирового судьи дело передано для рассмотрения по подсудности в Шадринский районный суд.

В процессе рассмотрения дела истец исковые требования изменил, заявил иск только к МУ «районное управление образования», просил признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки и обязать МУ «районное управление образования» начислить и выплатить расходы на коммунальные услуги за период с января по декабрь *года.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация района, Финансовый отдел Администрации района, Администрация сельсовета, ГУ, МОУ «средняя общеобразовательная школа».

В судебном заседании истец К. исковые требования поддержал, дополнительно пояснив, что работал учителем в школе более 20 лет, вышел на пенсию, продолжает проживать в селе. Более 30 лет назад приобрел по договору купли-продажи жилой дом в котором прописан и фактически проживает с семьей; право собственности на дом зарегистрировал в *году. С *года ему компенсировали оплату за отопление и освещение жилья, с *года в предоставлении компенсаций отказали, с *года меры социальной поддержки вновь предоставлены. Истец просил признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки.

Представитель ответчика МУ «районное управление образования» - Г.Д., возражений против иска не представила, пояснив, что истец имеет право на получение социальной поддержки в виде компенсации оплаты за отопление и электроэнергию на основании Закона «Об образовании». Полномочия по предоставлению и выплате данных расходов педагогическим работникам, работавшим в сельской местности и находящимся на пенсии, с *года переданы МУ «районное управление образования».

Из пояснений представителей третьих лиц в судебном заседании следует, что фактически истец в *году имел право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», но в связи с отсутствием документа, подтверждающего правовые основания владения жилым помещением, в предоставлении мер социальной поддержки ему было отказано.

Суд, заслушав истца, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований К.

В соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года (в редакции от 29 января 2010 года) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом... на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности... Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 3 Закона области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории области», с 1 января 2010 года педагогическим работникам образовательных учреждений и работникам физкультурно-спортивных организаций меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения... предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.

В соответствии со ст.4 Закона области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории области», указанные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками, перешедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и он продолжает проживать там.

В целях реализации Закона области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», Постановлением Правительства области от 18 октября 2005 года №379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), согласно которому, меры социальной поддержки предоставляются, в том числе, и педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим в сельской местности на территории области. Для получения мер социальной поддержки - компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, данные лица подают по месту работы письменное заявление о предоставлении мер социальной поддержки и одновременно предоставляют копии документов, содержащих сведения о размере общей площади занимаемого жилого помещения.

В редакции Постановления от 22 мая 2007 года, действовавшей до декабря 2009 года, педагогические работники обязаны были предоставить копии документов, подтверждающих правовые основания владения или пользования жилым помещением, выданных соответствующим органом, либо справку, выданную органом местного самоуправления, подтверждающую факт пользования жилым помещением (справка, выданная органом местного самоуправления, действует до 1 апреля 2008 года).

Меры социальной поддержки педагогическим работникам, в соответствии с Законом области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории области», в редакции, действовавшей до 2010 года, предоставлялись в виде освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения, независимо от вида жилого фонда.

К., являясь педагогическим работником, более 10 лет проработавшим по специальности в сельской местности, перешедшим на пенсию и оставшимся проживать в селе, с *года по *год получал меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления отопления и освещения жилого помещения.

С *года в предоставлении указанных мер социальной поддержки К. отказано в связи с тем, что предусмотренная Порядком предоставления мер социальной поддержки справка органов местного самоуправления, подтверждающая факт пользования жилым помещением, утратила действие с *года.

При этом, истец фактически более 20 лет проживает в доме в селе. Право собственности на жилое помещение зарегистрировано за ним в декабре *года.

С наличием либо отсутствием регистрации права собственности на дом закон связывает лишь момент возникновения права собственности на недвижимое имущество, а не возникновение права ни жилье. Однако подтвердить наличие оснований владения и пользования недвижимым имуществом при установленных судом обстоятельствах в *году истец мог исключительно путем предоставления свидетельства о государственной регистрации права собственности, поскольку был зарегистрирован по данному адресу по месту жительства и проживал в доме на основании договора купли-продажи.

Факт проживания истца в жилом помещении в сельской местности в судебном заседании лицами, участвующими в деле, не оспаривался, так же как и его право на получение бесплатного отопления и освещения.

С *года документ, подтверждающий основание владения и пользование жилым помещением, не требуется, в связи с чем меры социальной поддержки истцу с *года предоставлены вновь.

Федеральный Закон и закон области не ограничивают право педагогов, работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением наличием либо отсутствием подтвержденных оснований владения и пользования жилым помещением, предусматривая обязанность бесплатного предоставления жилья с отоплением и освещением всем педагогам, фактически проживающим в селе.

Внесение изменений в перечень документов, предоставляемых для получения льготы, при условии проживания в селе и наличии права на меры социальной поддержки, не может ограничивать права педагогов на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом «Об образовании».

Закон признал особый статус педагогов, работающих в сельской местности, и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, предоставив всем педагогам право на равный объем социальных льгот и компенсаций, вне зависимости от оснований проживания в жилом помещении.

В силу правовой позиции, неоднократно сформулированной Конституционным Судом РФ (в частности, Постановление от 24 мая 2001 года №8-П), изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства... Иначе новое правое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что не совместимо с положениями статей 1,2,18,54,55,57 Конституции РФ.

Из изложенного следует, что истец в *году имел право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку является педагогическим работником, имеющим стаж педагогической деятельности в селе более 10 лет, перешедшим на пенсию, и продолжает проживать в сельской местности.

Тот факт, что истец проживал в жилом помещении без регистрации прав собственности, не свидетельствует о том, что его статус отличен от статуса иных педагогов, своевременно зарегистрировавших свои права, поскольку статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех граждан перед законом и судом.

Мера социальной поддержки истцу в виде компенсации отопления и освещения жилого помещения, в котором он проживает, должна быть предоставлена. В ином порядке - путем освобождения от оплаты отопления и освещения, предоставить данную меру социальной поддержки не представляется возможным, поскольку в настоящее время порядок их предоставления изменен.

Обязанность по начислению и выплате компенсации следует возложить на ответчика, поскольку данные полномочия преданы ему с *года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск К. к МУ «районное управление образования» удовлетворить.

Признать за К. право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением и отоплением.

Обязать МУ«районное управление образования» произвести начисление и выплату компенсационных расходов за *год на оплату отопления и освещения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение десяти дней с подачей жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.

Изготовление мотивированного решения отложить до X года.

Судья Е.Е. Жегунова