РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Брагиной Е.В.,
при секретаре Зыковой Е.П.,
с участием старшего помощника Шадринского межрайонного прокурора Абкадырова А.А.,
истца Н.Н.
представителя ответчика Администрации ... З.П.,
представителя третьего лица отдела опеки и попечительства отдела образования Администрации ... Н.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области X года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах Н.Н. к Администрации ... о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Н.Н. к Администрации ... о предоставлении жилья.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Абкадыров А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что в межрайонную прокуратуру поступило обращение Н.Н. о нарушении её жилищных прав, по данному обращению была проведена проверка.
Проверкой установлено, что постановлением администрации Н.Н. поставлена на льготную очередь для получения жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно преамбуле ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» положения закона распространяются также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.
Н.Н. относится к категории лиц, из числа детей-сирот, так как мать умерла, что подтверждается свидетельством о смерти. Отец ребенка записан со слов матери.
Н.Н. окончила колледж.
В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 5,8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Предусмотренные названным законом дополнительные гарантии для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.6 Закона области от 31.12.2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты средств на содержание ребенка опекуну (попечителю) дополнительные гарантии прав на жилое помещение для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются Правительством области.
В соответствии со ст.2 Закона области от 07.09.2005 года № 66 «О предоставлении жилых помещений в области» норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно решению городской Думы норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города составляет не менее 15,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Жилое помещение должно соответствовать санитарно - эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2. 1002-00), которые утверждены Минздравом РФ 15 декабря 2000г.
Просит суд обязать Администрацию предоставить Н.Н. жилое помещение соответствующее санитарно - техническим нормам, расположенное на территории города, общей площадью не менее 15 кв.м.
Истец Н.Н. поддержала требования прокурора, пояснила, что постановлением администрации она поставлена на льготную очередь для получения жилого помещения. Она относится к категории лиц, из числа детей - сирот, ее мать умерла, а отец был записан со слов матери. Своего жилья мать не имела, при направлении в детское учреждение жилье закреплено не было. Она окончила ..., в настоящее время проживает с сожителем, который арендует помещение. У нее жилья нет и по договору социального найма ей жилье не предоставлялось по месту ее постоянного места жительства в городе. В результате того, что она жилья не имеет, снята с регистрационного учета из общежития колледжа, она не может получить медицинской помощи, так как медицинский полис окончен действием. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации ... иск не признала, пояснила, что не отрицает право Н.Н. на предоставление ей жилья, поскольку постановлением администрации Н.Н. поставлена на льготную очередь для получения жилого помещения. Н.Н. относится к категории лиц, из числа детей - сирот. Н.Н. окончила колледж. Между тем, жилое помещение ей предоставлено быть не может, поскольку средства из бюджета будет осуществлено только в четвертом квартале *года, собственными средствами Администрация на осуществление переданных полномочий, не обладает, кроме того, считает, что внеочередное предоставление Н.Н. жилья нарушит права лиц, поставленных на льготную очередь ранее.
Представитель третьего лица ГУ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие, направил возражения на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 3 Закона области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области отдельными государственными полномочиями области по опеке и попечительству» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, вне очереди жилыми помещениями является полномочием органов местного самоуправления.
В целях реализации федерального и регионального законодательства Правительством области принято постановление № 186 от 13 мая 2008г. «О порядке финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа». Согласно указанному порядку из областного бюджета бюджетам муниципальных образований предоставляются субвенции на обеспечение жилыми помещениями граждан для финансового обеспечения дополнительных гарантий прав граждан на жилое помещение путем приобретения органом местного самоуправления муниципального образования жилых помещений для дальнейшего предоставления их гражданам по договору социального найма.
Перечисление субвенций местным бюджетам области осуществляет ГУ в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке ГУ на соответствующий финансовый год на обеспечение жилыми помещениями граждан. Для получения средств из областного бюджета органы местного самоуправления муниципальных образований области представляют в ГУ заявку на финансирование расходов, связанных с приобретением жилых помещений, для дальнейшего предоставления их детям-сиротам по договору социального найма.
Представитель третьего лица ... в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие, направил письменный отзыв на исковое заявление, пояснив, что статья 3 Закона области от 05.10.2007 № 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области отдельными государственными полномочиями области по опеке и попечительству" наделяет отдельными полномочиями по опеке и попечительству органы местного самоуправления, в частности, пунктом 44 данной статьи органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, вне очереди жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета области. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета области для осуществления полномочий по опеке и попечительству, определяется в соответствии с методикой расчета объема субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий по опеке и попечительству в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Полагает, что Администрация ... является надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Правительства области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие. Согласно отзыва, пояснил, что финансирование предоставления жилых помещений лицам категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» осуществляется в рамках межбюджетных отношений, в связи с этим Администрация является надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства отдела образования Администрации ... Н.Ф. с иском не согласна, не отрицает право Н.Н. на получение жилья, поскольку она относится к детям из числа сирот, однако считает, что внеочередное предоставление Н.Н. жилья нарушит права иных лиц, поставленных в указанную очередь ранее.
Суд, заслушав прокурора, участвующего в деле, истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Шадринского межрайонного прокурора.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 5,8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.2 Закона области от 07.09.2005 года № 66 «О предоставлении жилых помещений в области» норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ст. 3 Закона области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области отдельными государственными полномочиями области по опеке и попечительству» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями, является полномочием органов местного самоуправления.
По решению городской Думы № 790 от 16 октября 2008 г. норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма ... составляет не менее 15,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
На основании установленных в судебном заседании фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о наличии у истца права на внеочередное получение жилья, возложив обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Шадринского межрайонного прокурора в интересах Н.Н. к Администрации ... о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию ... предоставить Н.Н. жилое помещение, отвечающее санитарно - техническим требованиям, расположенное на территории города, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней путем подачи жалобы через Шадринский районный суд.
Судья Е.В. Брагина