РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шадринский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Брагиной Е.В.
при секретаре Годлевски М.Я.
с участием прокурора Столбова С.А.
истца В.Н., представителя истца Д.В.,
Е.А. - представителя ответчика Главного Управления социальной защиты населения ... по доверенности N от X года и Филиала Главного Управления социальной защиты населения ... - отдела соцзащиты по ... по доверенности N от X года,
рассмотрел в открытом судебном заседании в ... област X года гражданское дело по исковому заявлению В.Н. к Главному управлению социальной защиты населения ... и филиалу ГУ СЗН ... - отделу социальной защиты населения по городу Шадринску о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме N рублей N копеек,
УСТАНОВИЛ:
В.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения ... и филиалу ГУ СЗН ... - отделу социальной защиты населения по городу Шадринску о взыскании ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 15 ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В заявлении указал, что в X году он проходил службу в военной части N ..., которая числилась в Перечне частей и соединений, принимавших участие в тактических учениях с применением атомной бомбы. Согласно удостоверению, имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п.п. «а» п.1 Постановления Верховного Совета РФ N -1 от X года.
X года он признан инвалидом второй группы по общему заболеванию, и X года решением Межведомственного экспертного совета было установлено, что имеющееся у него заболевание получено при исполнении обязанностей по военной службе, в связи с непосредственным участием в действиях Подразделений особого риска. Лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14 Закона РФ от X года N. Граждане, ставшие инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 ч.1 ст. 14 Закона. Выплата указанной компенсации производится органами соцзащиты населения или иными государственными органами в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
В связи с этим, после установления группы инвалидности, он обратился в Главное управление соцзащиты населения ... с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. X года в назначении указанных выплат ГУ СЗН ... ему отказано.
Просит обязать ГУ СЗН ... Филиал ГУ СЗН ... -отдел соцзащиты по ... назначить ему с даты обращения в суд к выплате ежемесячную денежную компенсацию в размере N рублей N копеек.
В судебном заседании В.Н. исковые требования уточнил. Просит обязать ГУ СЗН ... Филиал ГУ СЗН ... - отдел соцзащиты по ... назначить ему с X года ежемесячную денежную компенсацию в размере N рублей N копеек.
Пояснил, что в X году он был призван в ряды Советской Армии и проходил службу в войсковых частях N и N. В X году принимал участие в испытаниях ядерного оружия атомной бомбы. X года получил удостоверение Ветеран подразделений особого риска. С указанного времени пользовался льготами по оплате жилья, получал ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную компенсацию на оздоровление. X года ему была установлена 2 группа инвалидности. После обращения в ... экспертный совет была установлена связь между имеющимся заболеванием и непосредственным участием в действиях Подразделений особого риска. X года он обратился в ГУ СЗН ... с заявлением о предоставлении ему льготы, как ветерану подразделений особого риска, ставшему инвалидом, в виде ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием. В назначении указанных выплат ему отказано. Полагает, что отказ ответчика является неправомерным, поскольку он является ветераном подразделений особого риска, инвалидом 2 группы, следовательно, приравнен в правах к инвалидам, получающим льготы в соответствии со ст. 14 Ф.З. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Просит заявленные требования удовлетворить.
Представитель истца Д.В. поддержала заявленные требования, дала пояснения аналогичные пояснениям истца в судебном заседании.
Представитель ответчиков Е.А. исковые требования не признала. Полагает, что меры социальной поддержки гражданам, принимавших непосредственное участие в составе подразделений особого риска, предоставляются в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2123 -1 «О распространении действия закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска». На граждан из подразделений особого риска распространяется действие лишь отдельных норм Закона РФ от 15 мая 1991 года №1224-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС». Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренная п. 15 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №12254-1 (в редакции Федерального Закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ), гражданам из подразделений особого риска не предусмотрена. Оснований для назначения и выплаты В.Н. указанной компенсации не имеется.
Суд, заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым требования истца удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования В.Н. подлежат удовлетворению.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
В.Н. является ветераном Подразделений особого риска, что подтверждается свидетельством Серии ОРД N от X года.
Согласно указанному удостоверению, истец имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпунктах «а» п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года №2123-1.
С X года В.Н. пользуется льготами, предоставляемыми ветеранам подразделений особого риска.
С X года В.Н. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что подтверждает справка Серии МСЭ-2007 N.
Решением ... экспертного совета N от X года установлено, что заболевание В.Н. радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях Подразделений особого риска.
X года ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по ... выдано на имя В.Н. справка о наличии у него 2 группы инвалидности, в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанности военной службы, связанных с участием в действиях Подразделений особо риска.
X года В.Н. обратился в ГУ СЗН ... с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, как ветерану Подразделений особого риска, ставшему инвалидом.
X года Главным управлением социальной защиты населения ... в адрес истца было направлено уведомление об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием.
Установленные фактические обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: копией удостоверения В.Н. серии ОРД N от X года, справкой, серии МСЭ-2007 N от X года; Решением ... экспертного совета N от X года; справкой серии МСЭ-2007 N от X года; копией справки Военного комиссариата ... и ... ... от X года; копией справки Центрального архива Министерства Обороны РФ от X года; копией личного дела В.Н. из отдела соцзащиты населения по городу Шадринску, из которого следует, что В.Н. предоставляются льготы как ветерану Подразделений особого риска; выпиской из журнала регистрации заявлений граждан в отдел соцзащиты населения по городу Шадринску с данными о поступлении заявления В.Н. X года; ответом ГУ СЗН ..., датированным X года.
Суд приходит к следующим выводам.
В.Н. в мае X года признан ветераном Подразделений особого риска и с указанного времени пользуется льготами, предоставляемыми указанной категории граждан в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от X года N. В X году он признан инвалидом.
В пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 указано, что действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим постановлением.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации для инвалидов.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции до 22 августа 2004 года) лицам, ставшим инвалидам, указанным в пункте 1 Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями первой - третьей и седьмой статьи 24, статьей 29, частью первой статьи 39 названного Закона.
При этом, распространяя положениями пункта 2 Постановления от 27 декабря 1991 года действие статьи 14 базового Закона в полном объеме на граждан, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска и ставших инвалидами, а также на граждан, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 1 Постановления, законодатель, по существу приравнял указанных лиц в части возмещения вреда здоровью к инвалидам-чернобыльцам.
Аналогичные выводы содержатся и в Определении Конституционного Суда РФ №385-0 от 7 октября 2005 года, в котором указано, что, предоставив пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального Закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ инвалидам-чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС либо ее последствий, и, не установив при этом никакого изъятия в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2123 было распространено действие положений названного Закона, федеральный законодатель тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью.
Федеральный Закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2005 года, внес в названные выше Постановление Верховного Совета РФ и в базовый Закон изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. В частности, с 1 января 2005 года инвалидам из числа граждан, перечисленных в пункте 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2123, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления (где отсутствует право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда).
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 153 Федерального Закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся отношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного закона.
Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также конституционной обязанности государства на признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до 1 января 2005 года, также являются законными и обоснованными, независимо от времени развития заболевания (установления инвалидности) и времени обращения пострадавших в соответствующие органы за возмещением вреда.
Как указано в п.5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 года, положение пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 октября 1991 года №2123 не предполагает лишение на основании Федерального Закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ граждан-инвалидов из подразделений особого риска права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытанием ядерного оружия либо радиационным воздействием, имевшим место в СССР в условиях нештатных ситуаций и массовости причинения вреда в начальный период освоения и использования ядерной энергии. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся конституционно-правовых отношений, неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции РФ права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.
В.Н. является непосредственным участником испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия (в X году принимал участие в тактических учениях с применением атомной бомбы), то есть относится к числу лиц, поименованных в подпункте «а» п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года №2123-1.
В X году истцу установлена 2 группа инвалидности, а также причинная связь между имеющимся заболеванием и участием в действиях Подразделений особого риска в X году. Следовательно, вред здоровью истца причинен радиационным излучением, вызванным испытанием ядерного оружия, имевшим место до вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2123.
Конституционный Суд РФ в Определении №385-0 от 7 октября 2005 года указал, что Положения пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2123 в редакции статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ системе действующего нормативно-правового регулирования не препятствует получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытанием ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2123.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием.
По Постановлению Правительства РФ от 7 июля 2009 года №545 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 года №914» в соответствии с Приложением №1, ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы (п. 15 ч.14 Закона) инвалидам 2 группы составляет N рублей N копейки.
Выплаты подлежат назначению с момента обращения с соответствующим заявлением к ответчику с X года.
Суд считает, что данные суммы должны быть взысканы с Главного Управления социальной защиты населения ..., поскольку в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязанность выплаты денежных сумм компенсаций возложена на органы социальной защиты населения.
Согласно приказу Главного управления социальной защиты населения ... с X года дела о возмещении вреда здоровью граждан, пострадавших от воздействия радиации переданы от ... ОСЗН в Главное управление соцзащиты ....
В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из средств федерального бюджета и является целевым, поэтому суд полагает возможным произвести взыскание денежных средств за счет федерального бюджета, выделяемых на реализацию данного Закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Главное управление социальной защиты населения по ... за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплачивать ежемесячно с X года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы N рублей N копейки, в пользу В.Н. с последующей индексацией на очередной финансовый год.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней с подачей жалобы через Шадринский районный суд.
Судья Брагина Е.В.