Дело об отмене решения комиссии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шадринский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Симаковой Л.В.,

при секретаре Блащаневич Н.А.,

с участием истца Бушмановой Н.И.,

представителя ответчика Пестерева О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Шадринске X года гражданское дело по исковому заявлению Бушмановой Н.И. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ» об отмене решения об отказе в установлении пенсии, обязании зачесть в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и назначить досрочную трудовую пенсии по старости,

установил:

Бушманова Н. И. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ» об отмене решения об отказе в установлении пенсии, обязании зачесть в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

В исковом заявлении указала и пояснила в судебном заседании, что X обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ» с заявлением о назначении льготной пенсии по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью в лечебном учреждении решением ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ» от X ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, не зачтены период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 1,5 до 3-х лет с X по X, нахождение на курсах повышения квалификации с X по X, работа в должности палатной медицинской сестры в/ч N с X по X. С решением не согласна, полагает, что указанные периоды должны быть зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. она работала в должности медицинской сестры в лечебном учреждении, осуществляла медицинскую деятельность; на курсы повышения квалификации была направлена по месту работы с сохранением места работы и заработка, т. к. повышение квалификации является обязательным для осуществления медицинской деятельности; также полагает, что в стаж работы по лечебной деятельности должен быть включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в соответствии с разъяснениями Верховного Суда, Просит решение отменить, обязать ответчика зачесть в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должности медицинской сестры в/ч N, отпуск по уходу за ребенком и период нахождения на курсам повышения квалификации и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с X г.

Представитель ответчика Пестерев О.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Бушманова Н.И. обратилась в ГУ «УПФ РФ» с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ее заявление и представленные ею документы были рассмотрены; решением ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ» от X истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа; истцу Бушмановой Н. И. зачтено в стаж медицинской деятельности N лет N месяцев N дней при необходимом стаже не менее 30 лет. При этом необходимым условием включения определенных периодов в специальный стаж является осуществление деятельности в должностях и учреждениях, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии. Истцу не зачтен в медицинский стаж период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до от 1,5 до 3 лет с X по X в соответствии с Разъяснениями Минтруда РФ от 22.05.1996 №5, т.к. нет прямых указаний в законе о зачете данного периода в стаж работы по специальности. Период работы с X по X в должности медицинской сестры палатной в в/ч N не включен в стаж лечебной деятельности, т. к. наименование лечебного учреждения - войсковая часть - отсутствует в Списке N, а также в ранее действовавших Списках N, N; кроме того не указано в каком структурном подразделении в/ч осуществлялась лечебная деятельность. Бушмановой Н. И. не зачтен период нахождения на курсах повышения квалификации с X по X в соответствии с Разъяснениями Минтруда РФ от X N, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от Xг. N, которые не предусматривают включение этого периода в стаж работы по специальности. Полагает, что решение принято в соответствий с действующим законодательством, просит в иске отказать.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства:

Из материалов пенсионного дела, копии решения об отказе в установлении пенсии от X г. усматривается, что Бушманова Н. И. обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии X, X ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа, специальный стаж составляет N лет N месяцев N дней.

Согласно Постановления Администрации N от X, исторической справки, выписок из единого государственного реестра юридических лиц следует, что X сформирован N госпиталь, войсковая часть N, с X г. зарегистрировано государственное учреждение «Войсковая часть N, с X переименован в ФГУ «N госпиталь» ... военного округа МО РФ, прекратил деятельность X.

Из копии лицензии N от Xг., копии сертификата N, копий протокола к лицензии, Положения о войсковой части N, структуры N госпиталя, копий справок войсковой части следует, что войсковая часть N являлся лечебным учреждением Министерства обороны РФ, находился на федеральном финансировании, занимался только лечебной деятельностью, в структуру входило хирургическое отделение.

Копии диплома, трудовой книжки, тарификационных списков, функциональных обязанностей палатной медицинской сестры свидетельствуют, что Бушманова Н.И. в период с X по X работала в войсковой части N в должности медицинской палатной сестры хирургического отделения, осуществляла деятельность по охране здоровья населения в государственной учреждении здравоохранения.

Из архивной справки, справки, уточняющей занятость, копии свидетельства о рождении следует, что Бушманова Н. И. находилась в отпуске по уходу за ребенком Н.С., родившейся X, в период с X по X.

Согласно справки, уточняющей занятость, свидетельства N в период с X по X Бушманова Н. И. повышала квалификацию с отрывом от производства.

Свидетель О.А. суду показала, что Бушманова Н. И. в X г. г. работала палатной медицинской сестрой хирургического отделения войсковой части N, как раньше назывался военный госпиталь N, выполняла назначения врача - процедуры, инъекции, осуществляла санэпидрежим, готовила больных к операции, осуществляла их послеоперационный уход, готовила больных к лабораторным исследованиям, делала перевязки.

Из показаний свидетеле С.М. усматривается, что Бушманова Н.И. в X г. г. работала палатной медицинской сестрой хирургического отделения войсковой части N, в данный период времени выполняла назначения военных врачей - проводила медицинские процедуры, ставила капельницы, делала инъекции, готовила больных к операциям и лабораторным исследованиям, выполняла иные назначения врача.

В соответствии со ст.27 п.1 п.п.20 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и/тоселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 и Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным данным Постановлением Совета Министров РСФСР, применяемым на основании Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 №2-П, право на досрочную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.

Судом установлено, что в период с X по X Бушманова Н. И. работала в качестве медицинской сестры палатной хирургического отделения в лечебном государственном учреждении «Войсковая часть N», осуществлявшим лечебную деятельность, поэтому данный период следует зачесть в стаж работы по специальности.

В указанный период времени Бушманова Н. И. в период с X по X по приказам работодателя находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства; трудовой договор с ней не расторгался, за ней сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата по занимаемой должности, производились все необходимые отчисления

В силу ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, согласно которой при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Суд учитывает, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Оснований для исключения спорных периодов из стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью, не имеется.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.3989 №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», действовавшим в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, с 25.09.399 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29.11.1989 №375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы, и в стаж работы по специальности, в том числе... при назначении государственных пенсий.

В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права4 на трудовые пенсии» предусмотрено, если период нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Судом установлено, что Бушманова Н.И. в период работы медсестрой хирургического отделения ... больницы находилась в отпуске по уходу за ребенком с X до достижения им возраста 3-х лет, поэтому данный период Бушмановой Н. И. следует включить в стаж лечебной деятельности.

Общий стаж работы Бушмановой Н. И. на момент обращения за пенсией с учетов указанных периодов составляет более 30 лет, поэтому решение ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ» об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, учитывая установленные в суде обстоятельства, нельзя считать правомерным. Трудовая пенсия должна быть назначена Бушмановой Н.И. с момента подачи заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ» от X об отказе Бушмановой Н.И. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости отменить.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации» включить в стаж медицинской деятельности Бушмановой Н.И. для исчисления досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с X по X, период работы в ГУ «Войсковая часть N» с X по X и период нахождения на курсах повышения квалификации с X по X.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации» назначить Бушмановой Н.И. досрочную трудовую пенсию с X.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней с подачей жалобы через Шадринский районный суд.

Судья Л.В. Симакова