Дело о возложении обязанности по организации работ по ликвидации свалки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шадринский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Попова П.И.,

при секретаре Венгренюк О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шадринске Курганской области X года гражданское дело исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круг лиц к Администрации о возложении обязанности по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации о возложении обязанности по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки мусора. В заявлении указал, что в результате проверки соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении отходов, в границах города вдоль железнодорожного полотна у ГСК организована несанкционированная свалка бытовых отходов.

Свалка располагается в непосредственной близости от жилых домов, территория, на которой она находится, не предназначена для складирования и хранения твердых бытовых отходов. Дальнейшее размещение свалки может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения города, а также к возгоранию мусора, что неразрывно связано с выбросами в атмосферу продуктов горения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье населения и окружающую природную среду. Органы местного самоуправления обязаны регулярно производить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны. Администрация участвует в охране окружающей природной среды на территории муниципального образования. Однако, указанные полномочия органами местного самоуправления не реализуются. При этом нарушаются конституционные права граждан на благоприятную природную среду в связи с несанкционированным размещением отходов.

Лица, постоянно или временно проживающие в городе вблизи несанкционированной свалки, ощущают неблагоприятные санитарно-эпидемиологические последствия. Прокурор просил возложить на Администрацию обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки мусора.

В ходе рассмотрения дела прокурор заявленные требования уточнил, просил обязать Администрацию организовать очистку территории и вывоз бытовых отходов несанкционированной свалки мусора, расположенной в границах города.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, пояснив, что прокуратурой с привлечением ведущего эксперта-специалиста Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ... была проведена проверка соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении отходов на территории города .... В ходе проверки установлено, что в границах города организована несанкционированная свалка бытовых отходов. Свалка находится в непосредственной близости от жилых домов. ГСК не функционирует, гаражи частично разрушены. Данная территория не предназначена для складирования и хранения твердых бытовых отходов и дальнейшее ее размещение может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения города, а также к возгоранию мусора, что неразрывно связано с попаданием продуктов горения в атмосферу, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье населения и окружающую природную среду. Поскольку свалка расположена в границах муниципального образования, полагает, что обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования относится к компетенции городской администрации. Несмотря на предъявление исковых требований, Администрация ... не приняла меры по устранению допущенных нарушений, в связи с чем, прокурор настаивает на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Администрации Осипова С.А. заявленные требования не признала. Суду показала, что действительно к компетенции органов местного самоуправления относятся вопросы организации работ по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов. Согласно Федерального закона Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21.07.2005 года настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, необходимых для решения вопросов местного значения. Данный Федеральный закон устанавливает, что заказы на выполнение работ, заказчик вправе размещать в течение квартала. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также гражданско-правовые договоры. В рамках одного договора расчеты могут производиться в размере, не превышающем N рублей. В третьем квартале X года был заключен договор N от X года на ликвидацию несанкционированных свалок. Все запланированные денежные средства Администрация направила в соответствие с их назначением. На территории города ликвидирована большая часть несанкционированных свалок. Свалка, находящаяся ... вдоль железнодорожного полотна в районе автозаправочной станции, не вошла в список, подлежащих уборке. В настоящее время объявлен запрос котировок на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по вывозу несанкционированных свалок. Запрос размещен на официальном сайте. Согласно данного запроса котировок максимальная цена контракта составляет N рублей. Котировочные заявки принимаются до X года. Извещение о запросе котировок содержит проект муниципального контракта, к которому прилагается перечень вывоза первоочередных несанкционированных свалок в .... В данном перечне указана свалка, расположенная ... вдоль железнодорожного полотна в районе автозаправочной станции в .... Полагает, что Администрация города приняла все необходимые меры и организовала работу по ликвидации несанкционированной свалки, поэтому требования прокурора необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица МП «...» Мартынов A.M. пояснил, что между МП «...» и Администрацией ... X года был заключен договор N от X года на ликвидацию несанкционированных свалок, по которому подрядчику поручалось выполнить работы на сумму N рублей, ликвидировать свалки в соответствии с перечнем. Работы по указанному договору были выполнены в установленный срок. Свалка, расположенная ... вдоль железнодорожного полотна в районе автозаправочной станции, не была включена в перечень свалок, подлежащих ликвидации предприятием МП «...» по данному договору. Дополнительные заявки о ликвидации указанной свалки в МП «...» также не поступали. Для выполнения работ по ликвидации заявленной прокурором несанкционированной свалки, администрация города должна поручить МП «...» выполнение указанной работы, произвести соответствующую оплату.

Суд, заслушав участников процесса, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что иск Шадринского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

Судом установлены следующие обстоятельства:

Шадринским межрайонным прокурором с привлечением ведущего эксперта-специалиста Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ... была проведена проверка соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении отходов на территории города.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на территории города находится несанкционированная свалка бытовых отходов.

Прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, так как согласно заключению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, образование несанкционированной, неконтролируемой свалки свидетельствует об отсутствии организации удаления твердых бытовых отходов и проведения регулярной очистки территории города. Несанкционированная свалка подлежит ликвидации, регулярную очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны обязаны осуществлять органы местного самоуправления.

Из показаний свидетеля, специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора, Е.И. установлено, что на территории ГСК обнаружена несанкционированная свалка. Загрязнена вся территория ГСК, ГСК не функционирует, гаражи частично разрушены. Данная свалка состоит из бытовых отходов: полиэтиленовых и стеклянных бутылок, жестяных банок, полиэтиленовых пакетов, пищевых отходов, гофрокартон, строительные отходы. Наличие свалки мусора влияет на загрязнение почвы, в случае возникновения пожара, в жилой сектор будет распространяться едкий дым, вызванный продуктами горения мусора. Кроме того, указанная свалка угрожает санитарному благополучию населения, ставит под угрозу здоровье граждан, поскольку привлекает бродячих животных, способствует увеличению количества грызунов и насекомых, которые являются разносчиками опасных для человека заболеваний. Несанкционированная свалка находится на территории города ..., подлежит немедленной ликвидации.

Факт того, что указанная свалка находится в границах муниципального образования города и не ликвидирована на день рассмотрения дела ответчик не оспаривает.

В ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года (в ред. ФЗ от 14.07.2008 года) №52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно п.3, 4 Санитарных Правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.71038-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года, при выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона должен составлять 500 метров. На участке, намеченном для размещения полигона бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки населенного пункта и его природной зоны.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и иным негативным изменениям.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закон «Об отходах производства» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 18 ст.14 Закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичная норма содержится в пункте 1 ст.7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», где также указано, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений.

Аналогично вопросы местного значения закреплены в Уставе муниципального образования, где указано, что вопрос организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города отнесен к вопросам местного значения (п.п.24 п.1 ст.13 Устава).

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В судебном заседании установлено, что на территории города имеется несанкционированная свалка, которая расположена вдоль железнодорожного.

Эксплуатация указанной свалки осуществляется без учета требований законодательства в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих вблизи указанного объекта, так и неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным, иск прокурора об организации работ по ликвидации свалки, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

Обязанность по ликвидации свалки следует возложить на Администрацию, поскольку организация сбора бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

МП «...» в соответствие с Уставом является коммерческой организацией, оказывающей платные услуги населению, имеет право заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами. Данное предприятие осуществляет работы по озеленению города, по содержанию и эксплуатации городского сада, содержанию и эксплуатации городской (санкционированной) свалки, а также иную деятельность. Администрация в соответствии с целями и задачами своей деятельности заключала с МП «...» договоры на ликвидацию несанкционированных свалок, вместе с тем, работы по ликвидацию свалки, расположенной вдоль железнодорожного полотна, подрядчику не поручала, их оплату не производила.

Таким образом, довод представителя ответчика Осиповой С.А. о том, что Администрацией организована и проведена вся работа по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки является несостоятельным.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ.

решил:

Иск Шадринского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию организовать очистку территории и вывоз бытовых отходов несанкционированной свалки, расположенной вдоль железнодорожного полотна.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Шадринский районный суд.

Судья П.И.Попов