Дело о предоставлении жилья



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Попова П.И., при секретаре Венгренюк О.М., с участием прокурора Сажина Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области ХХХ года гражданское дело исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора в интересах Барашевой Н.С. к Администрации ... о предоставлении жилья,

установил:

Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в ин­тересах Барашевой Н.С. к Администрации ... о предоставлении жилья. В обосновании иска указал, что в Шадринскую межрайонную прокуратуру поступило обращение Барашевой Н.С. о нарушении ее жилищных прав. В ходе проведенной проверки было установлено, что на основании постановления Администрации ... от ХХХ года N Барашевой Н.С., ХХХ года рождения, поставлена на льготную очередь для получения жилого помещения, как ребенок-сирота.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О до­полнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно преамбуле ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О до­полнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» положения закона распространяются также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.

Барашевой Н.С. относится к категории лиц, из числа детей - сирот, так как ее мать Х.Ш. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ХХХ года. Отец ребенка С.В. записан со слов матери.

С ХХХ год по ХХХ года Барашевой Н.С. воспитывалась в ГОУ «... детский дом». С ХХХ год по ХХХ год Барашевой Н.С. воспитывалась в Государственном оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «... санаторная школа-интернат». С ХХХ года по ХХХ год обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище N». В период обучения находилась на полном государственном обеспечении.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 5,8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-


сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, не имеющие закреп­ленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Предусмотренные названным законом дополнительные гарантии для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.6 Закона Курганской области от 31.12.2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты средств на содержание ребенка опекуну (попечителю)» дополнительные гарантии прав на жилое помещение для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются Правительством Курганской области.

В соответствии со ст.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 66 «О пре­доставлении жилых помещений в Курганской области» норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достиг­нутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно решению Шадринской районной Думы №218 от 24.04.2008 г. норма предоставления площади жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договору социального найма на территории Шадринского района составляет не менее 35 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан.

Жилое помещение должно соответствовать санитарно - эпидемиологическим тре­бованиям к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2. 1002-00), которые утверждены Минздравом РФ 15 декабря 2000 г.

Просит суд обязать Администрацию ... предоставить Барашевой Н.С., ХХХ года рождения вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме предоставления общей площадью не менее 35 квадратных метров, расположенное на территории ..., соответствующее санитарно - техническим тре­бованиям.

В судебном заседании помощник прокурора Сажин Г.А. исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения в соответствии с исковым заявлением.

Истец Барашевой Н.С. поддержала требования прокурора, пояснила, что ее мать умерла, а отец был записан со слов матери. В ХХХ году закончила Профессиональное училище N. Своего жилья не имеет и по договору социального найма ей жилье не предоставлялось. В настоящее время проживает в квартире матери бывшего сожителя Г.С. в .... Квартира находится в совместной собственности Г.С., В.А., А.В., Л.В. С сожителем давно вместе не проживают, от совместного проживания с ним имеет двух малолетних детей. Регистрация в данном жилом помещении была произведена с целью получения мест в детском саду для детей и для устройства на работу. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации ... Осокин С.В. иск не признал, пояснил, что не отрицает право Барашевой Н.С. на предоставление ей жилья. В ХХХ году Барашевой Н.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок-сирота. В ... ведется региональный банк данных


детей-сирот, которые нуждаются в предоставлении жилья вне очереди. В данный список включена Барашевой Н.С. Все дети в данном списке являются сиротами, и находятся в этом списке в одинаковом положении, что затрудняет предоставлении ей жилья вне очереди. Выделение денежных средств на покупку жилья для таких детей происходит из областного бюджета. Денежные средства в этом году уже получены, есть список граждан, которым планируется предоставить жилое помещение в этом году в первую очередь. Этот список формируется на основании следующего: решение суда о предоставлении жилья, дата принятия гражданина на учет. В данном списке на этот 2010 год Барашевой Н.С. нет.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Администрации ... Дружинина И.В. с иском не согласна, не отрицает право Барашевой Н.С. на получение жилья, поскольку она относится к детям из числа сирот, однако считает, что внеочередное предоставление Барашевой Н.С. жилья нарушит права иных лиц, поставленных в указанную очередь ранее.

Представитель третьего лица Главного управления образования ... в судебное- заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее-Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наде­лении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и, попечительству» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, вне очереди жилыми помещениями является полномочием органов местного самоуправления.

В целях реализации федерального и регионального законодательства Правительством Курганской области принято постановление №633 от 24 декабря 2007 г. «Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству».

Субвенции зачисляются в бюджеты муниципальных образований на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

03 августа 2010 года Главным управлением образования Курганской области была перечислена субвенция Администрации Шадринского района на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей,


находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения в размере 1 471 000 рублей.

Представитель третьего лица Финансового управление ... в су­дебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевре­менно и надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие, направил письменный отзыв на исковое заявление, пояснив, что статья 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полно­мочиями Курганской области по опеке и попечительству" наделяет отдельными полномо­чиями по опеке и попечительству органы местного самоуправления, в частности, пунктом 44 данной статьи органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессио­нального образования, вне очереди жилыми помещениями.

Финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных ор­ганам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюд­жетам субвенций из бюджета Курганской области. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области для осуществления полномочий по опеке и попечительству, определяется в соответствии с методикой расчета объема субвен­ции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно исполь­зовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления пе­реданных им полномочий по опеке и попечительству в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Полагает, что Администрация ... является надлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Правительства ... в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие. Согласно отзыва, пояснил, что финансирование предоставления жилых помещений лицам категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» осуществляется в рамках межбюджетных отношений, в соответствии с действующим законодательством.

Суд, заслушав прокурора, участвующего в деле, истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовле­творении заявленных исковых требований Шадринского межрайонного прокурора.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу.

Х.Ш. по отношению к своей дочери Барашевой Н.С. являлась одинокой матерью, так как отец записан со слов матери, что подтверждается копией свидетельства о рождении, справкой и копией записи акта о рождении Барашевой Н.С. ...


Х.Ш. умерла ХХХ года, что подтверждается свидетельством о смерти л.д. 10).

С ХХХ года по ХХХ года Барашевой Н.С., ХХХ года рождения воспитывалась в ... детском доме ... и находилась на полном государственном обеспечении ...

С ХХХ года по ХХХ года Барашевой Н.С. воспитывалась в детском доме при ГООУСТ для детей, нуждающихся в длительном лечении «... санаторная школа-интернат» ...

С ХХХ года по ХХХ года обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище N» ..., далее продолжила учебу в ... в ФГОУ СПО «... сельскохозяйственный техникум», проживала в общежитии ...

Из копии диплома усматривается, что ХХХ года Барашевой Н.С. закончила ГОУ СПО «... политехнический колледж» ...

Постановлением Администрации муниципального образования ... N от ХХХ года Барашевой Н.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения ...

Распоряжением Администрации ... N от ХХХ года Барашевой Н.С. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование ...

Постановлением Администрации ... N от ХХХ года поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения ...

Барашевой Н.С. постановлением администрации ... N от ХХХ года поставлена на льготную очередь для получения жилого помещения на территории ...

Из представленных сведений Шадринского городского филиала ГУП «Кургантехинвентаризация» и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» недвижимого имущества за Барашевой Н.С. не зарегистрировано, собственником жилья не значится ...

Из справки Администрации ... следует, что за Барашевой Н.С. жилье на территории ... не закреплялось ...

Из справки МУО «... районное управление образования» Администрации ... следует, что жилое помещение на территории ... за Барашевой Н.С., ХХХ года рождения не закреплялось ...

Согласно справке отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации ... данных о закреплении за Барашевой Н.С. жилого помещения на территории ... не имеется л.д.61).

Из справок КУМИ Администрации .... КУМИ ... следует, что Барашевой Н.С. жилье по договору социального найма не предоставлялось ...

Барашевой Н.С. имеет двух несовершеннолетних детей В.Л., ХХХ года рождения и Вс.Л., ХХХ года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении детей ... В браке не состоит. По данным учета отдела УФМС России по ... Барашевой Н.С. значится зарегистрированной с ХХХ года по адресу: ...


Согласно справке Администрации ... Барашевой Н.С. с детьми В.Л. и Вс.Л. зарегистрирована и проживает по адресу: .... Данная квартира принадлежит на праве совместной собственности В.А., Г.С., А.В., Л.В. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ХХХ года ...

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О до­полнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно этому же Закону, его действие распространяется на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Барашевой Н.С. относится к лицам, на которых распространяется указанный закон.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Согласно ст.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 66 «О предостав­лении жилых помещений в Курганской области» норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми поме­щениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наде­лении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями, является полномочием органов местного самоуправления.

По решению Шадринской районной Думы №218 от 24 апреля 2008 года норма пре­доставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договору социального найма на территории Шадринского района составляет не менее 35,0 кв.м общей площади жилого помещения. Жилое помещение должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям.


На основании установленных в судебном заседании фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о наличии у истца права на внеочередное получение жилья, возложив обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию ...

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск Шадринского межрайонного прокурора в интересах Барашевой Н.С. к Администрации ... о предоставлении жилья удовлетворить.

Обязать Администрацию ... предоставить Барашевой Н.С., ХХХ года рождения вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 35 квадратных метров, расположенное на территории ..., соответствующее санитарно - техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Шадринский районный суд.

Судья П.И.Попов.