Дело о возложении обязанности по организации работ по ликвидации свалки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шадринский районный суд Курганской области в составе

судьи Погорелой Л.В.,

при секретаре Ильиных А.И.

с участием прокурора Айткулова А.Х.,

представителя ответчика Администрации города Шадринска Яковлева Д.С., действующего по доверенности N от X года,

представителя третьего лица МП ... Мартынова A.M., выступающего по доверенности от X года,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Шадринске X года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации о возложении обязанности по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки мусора,

УСТАНОВИЛ:

Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации о возложении обязанности по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки мусора. В заявлении указал, что в результате проверки соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении отходов, в границах города на территории карьера была выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов. Свалка располагается в непосредственной близости от жилых домов, территория, на которой она находится, не предназначена для складирования и хранения твердых бытовых отходов. Дальнейшее размещение свалки может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения , а также к возгоранию мусора, что неразрывно связано с выбросами в атмосферу продуктов горения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье населения и окружающую природную среду. Загрязнение территории охватывает весь периметр карьера со стороны жилого сектора . Органы местного самоуправления обязаны регулярно производить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны. Администрация участвует в охране окружающей природной среды на территории муниципального образования . Однако указанные полномочия органами местного самоуправления не реализуются. При этом нарушаются конституционные права граждан на благоприятную природную среду в связи с несанкционированным размещением отходов.

Лица, постоянно или временно проживающие вблизи несанкционированной свалки, ощущают неблагоприятные санитарно-эпидемиологические последствия. Прокурор просил возложить на администрацию обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки мусора.

В ходе рассмотрения дела прокурор заявленные требования уточнил, просил обязать Администрацию организовать очистку территории и вывоз бытовых отходов несанкционированной свалки мусора, расположенной в границах на территории карьера на расстоянии 55 метров на запад от дома N и на расстоянии 100 метров на юг от АГЗС, расположенной ..., протяженностью N метров по восточной, северной и северо-западной части периметра карьера. По существу требований пояснил, что прокуратурой с привлечением специалиста Роспотребнадзора была проведена проверка соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении отходов на территории города . В ходе проверки установлено, что на территории карьера организована несанкционированная свалка бытовых отходов. Свалка находится в непосредственной близи к жилым домам, на границе территории частной постройки. Указанная территория не предназначена для складирования и хранения отходов и дальнейшее ее размещение может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения города, а также к возгоранию мусора, что неразрывно связано с попаданием продуктов горения в атмосферу. Поскольку свалка расположена в границах муниципального образования , полагает, что обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования относится к компетенции городской администрации. Не смотря на предъявление исковых требований, Администрация не приняла самостоятельных мер по устранению допущенных нарушений, не поручала выполнение работ по ликвидации свалки и Муниципальному предприятию .... В связи с чем, прокурор настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Администрации Яковлев Д.С. заявленные требования не признал, сообщил, что причиной по которой несанкционированная свалка бытовых отходов до сих пор не ликвидирована является нехватка денежных средств в городском бюджете. В бюджете города в X году на статью расходов «благоустройство» было предусмотрено N рублей, в X году - N рублей, а непосредственно на осуществление мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов - Nруб. В целях обеспечения запланированных мероприятий Администрацией города был размещен муниципальный заказ на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов. По результатам конкурса был заключен контракт с муниципальным предприятием .... Все запланированные денежные средства Администрация направила в соответствие с их назначением. На территории города ликвидирована большая часть несанкционированных свалок. Все денежные средства освоены. Свалка, находящаяся в карьере , не вошла в список, подлежащих уборке. Выделение дополнительных средств повлечет необоснованное увеличение расходов городского бюджета. Полагает, что Администрация города изыскала возможность и приняла все необходимые меры к ликвидации несанкционированной свалки в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также полагает, что такая расходная статья бюджета местной администрации как «ликвидация несанкционированных свалок» законом не предусмотрена, следовательно, у Администрации отсутствует обязанность по ликвидации свалки.

Представитель третьего лица МП «Спецавтотранс» Мартынов A.M. пояснил, что X года между МП ... и Комитетом по строительству и архитектуре Администрации был заключен муниципальный контракт N на вывоз несанкционированных свалок (текущее содержание и благоустройство улиц ). В контракте была определена стоимость работ в сумме N рублей и срок их выполнения до X года. Работы, на указанную в контракте стоимость, подрядной организацией были выполнены полностью. X года между Комитетом по строительству и архитектуре Администрации и МП ... дополнительно был заключен договор N на ликвидацию несанкционированных свалок, по которому подрядчику поручалось выполнить работы на сумму N рублей, ликвидировать свалки в соответствии с перечнем. Работы по указанному договору также были выполнены в установленный срок. Свалка, расположенная в карьере на расстоянии 55 метров на запад от дома N и на расстоянии 100 метров на юг от АГЗС расположенной ..., протяженностью N метров по восточной, северной и северо­западной части периметра карьера, не включалась в перечень, подлежащих ликвидации предприятием МП ... ни по первому, ни по второму договору. Дополнительные заявки о ликвидации указанной свалки в МП ... также не поступали. Вместе с тем, МП ... в соответствие с целями и задачами своей деятельности выполняет работы лишь по содержанию и эксплуатации городской (санкционированной) свалки. Для выполнения работ по ликвидации заявленной прокурором несанкционированной свалки, администрация города должна поручить МП ... выполнение указанной работы, произвести соответствующую оплату.

Суд, заслушав участников процесса, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что иск Шадринского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

Судом установлены следующие обстоятельства:

X года в Шадринскую межрайонную прокуратуру обратилась В.П., просила решить вопрос об уничтожении свалки, расположенной в непосредственной близи от жилых домов в карьере .

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на территории города в карьере на расстоянии 55 метров на запад от дома N и 100 метров на юг от АГЗС, расположенной ..., находится несанкционированная свалка бытовых отходов, протяженностью N метров по восточной, северной и северо-западной части периметра карьера.

Прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, так как согласно заключению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека , образование несанкционированной, неконтролируемой свалки на территории карьера свидетельствует об отсутствии организации удаления твердых бытовых отходов и проведения регулярной очистки территории города. Несанкционированная свалка подлежит ликвидации, регулярную очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны обязаны осуществлять органы местного самоуправления.

Из показаний свидетеля, специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора , Е.И. судом установлено, что на территории старого карьера , в непосредственной близи с жилой застройкой , располагается несанкционированная свалка. Она расположена по всему периметру карьера небольшими очагами, состоит из бытовых отходов: полиэтиленовых и стеклянных бутылок, жестяных банок, полиэтиленовых пакетов, строительных и пищевых отходов. Наличие свалки мусора влияет на загрязнение почвы, в случае возникновения пожара, в жилой сектор будет распространяться едкий дым, вызванный продуктами горения мусора. Кроме того, указанная свалка угрожает санитарному благополучию населения, ставит под угрозу здоровье граждан, поскольку привлекает бродячих собак, способствует увеличению количества грызунов и насекомых, которые являются разносчиками опасных для человека заболеваний. Несанкционированная свалка находится на территории города , подлежит немедленной ликвидации.

Факт того, что указанная свалка находится в границах муниципального образования и не ликвидирована на день рассмотрения дела ответчик не оспаривает.

При вынесении решения суд не может принять во внимание возражения представителя ответчика, администрации , Яковлева Д.С., поскольку согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и иным негативным изменениям.

В силу части 1 статьи 8 ФЗ «Об отходах производства» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Также, согласно п.18 ст.14 Закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичная норма содержится в пункте 1 ст. 7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», где также указано, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений.

В соответствие с действующим законодательством, при утверждении Устава муниципального образования в X году, вопрос организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города отнесен к вопросам местного значения (п.п.24 п.1 ст.13 Устава).

В силу ч.1 ст. 22 Федерального закона №52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.3.4 Санитарных Правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.71038-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года, при выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона должен составлять 500 метров. На участке, намеченном для размещения полигона бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки населенного пункта и его природной зоны.

В судебном заседании установлено, что на территории города имеется несанкционированная свалка, которая расположена на расстоянии 55 метров от жилых домов . Размещение и эксплуатация указанной свалки осуществляется без учета требований законодательства в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих вблизи указанного объекта, так и неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным, иск прокурора об организации работ по ликвидации свалки, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

Обязанность по ликвидации свалки следует возложить на Администрацию , поскольку организация сбора бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

МП «Спецавтотранс» в соответствие с Уставом является коммерческой организацией, оказывающей платные услуги населению, осуществляющей работы по содержанию и эксплуатации городского сада, озеленению города, содержанию и эксплуатации городской (санкционированной) свалки. Администрация в соответствии с целями и задачами своей деятельности в период с февраля X года заключала с МП ... дополнительные договоры на ликвидацию несанкционированных свалок, вместе с тем, работы по ликвидацию свалки, расположенной в районе ..., подрядчику не поручала, их оплату не производила. Следовательно, довод представителя ответчика Яковлева Д.С. о том, что обязанность по ликвидации свалки, следует возложить на МП ... является несостоятельным.

Не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и довод Яковлева Д.С. об отсутствии у Администрации необходимых средств, поскольку он не основан на нормах закона и разрешается в рамках бюджетного законодательства.

В связи с изложенным выше, руководствуясь ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию организовать очистку территории и вывоз бытовых отходов несанкционированной свалки мусора (протяженностью N метров по восточной, северной и северо-западной части периметра карьера), располо­женной в границах города на территории карьера на расстоянии 55 метров на запад от дома N и на расстоянии 100 метров на юг от АГЗС, расположенной ....

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Шадринский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено X года.

Судья Л.В. Погорелая