Дело о возложении обязанности по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шадринский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Котельникова Е.Н.,

при секретаре Минаевой О.В.,

с участием помощника прокурора Абкадырова А.А., представителя ответчиков -

Администрации Шадринского района Курганской области, МДОУ «Чистопрудненский

детский сад Шадринского района Курганской области» - Темнякова Т.М., действующего на основании доверенностей от X, и от X.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <. . .> X гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Чистопрудненский детский сад <. . .>», Администрации <. . .> района Курганской области о признании незаконным бездействия по принятию мер к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, возложении обязанности на Администрацию <. . .> района по финансированию мероприятий, необходимых для получения лицензии,

УСТАНОВИЛ:

Шадринский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Чистопрудненский детский сад <. . .>», Администрации <. . .> района Курганской области о признании незаконным бездействия по принятию мер к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, возложении обязанности на Администрацию <. . .> района по финансированию мероприятий, необходимых для получения лицензии, указывая, что <. . .> межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании образовательной деятельности муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в результате установлено следующее. Согласно ч. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ юридически право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 33 Федерального Закона от X № «Об образовании» (далее - Закон) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Пунктом 1 ст. 12 Закона установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. При этом в соответствии с ч.4 ст. 12 Закона, к образовательным учреждениям относятся дошкольные учреждения.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе по программе дошкольного образования, установлен Постановлением Правительства РФ от X № «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (далее -Положение).

Согласно абз. 3 п.29 Положения, для получения лицензии на новый срок, лицензиат направляет заявление и прилагаемые к нему документы в лицензирующий орган не менее чем за 60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии.

В силу п.46 Положения, за ведение образовательной деятельности без лицензии, образовательные учреждения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В силу п.З ч.1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с Уставом, МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>», является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, учредителем указанного дошкольного образовательного учреждения является Администрация <. . .> района (п.п. 1.1, 1.3 Устава). МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» владеет, пользуется и распоряжается объектами собственности на праве оперативного управления, его деятельность финансируется в соответствии с законодательством РФ (п.п. 7.1, 7.2 Устава). Пунктом 1.7 Устава МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» определено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у ДОУ с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

X МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности, однако срок ее действия X истек, при этом деятельность в сфере дошкольного образования детей детский сад по настоящее время не прекратил, вместе с тем каких - либо мер для получения новой лицензии со стороны администрации МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» не принималось. Просил суд признать незаконным бездействие МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» и Администрации <. . .> района по принятию мер к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности указанным дошкольным образовательным учреждением, обязать МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» получить лицензию на право занятия образовательной деятельностью в МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>», обязать Администрацию <. . .> района произвести финансирование мероприятий, необходимых для получения МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» лицензии на осуществление образовательной деятельности. Непринятие мер по лицензированию деятельности дошкольного образовательного учреждения со стороны администрации района и самого учреждения может привести к нарушению гарантированных ст.43 Конституции РФ прав граждан на общедоступное и бесплатное образование. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, за прокурором закреплено право, обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. <. . .> межрайонный прокурор обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку достоверно определить круг лиц, в интересах которых прокурор может обратиться в суд не возможно по тем основаниям, что списочный состав детей, обучающихся в указанном учреждении не является неизменным (ежегодное изменение в виду убытия и прибытия детей обучающихся в указанном образовательном учреждении).

В судебном заседании представитель <. . .> межрайонного прокурора Абкадыров А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчиков Администрации <. . .> района Курганской области, МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» -Темняков Т.М. иск признал в полном объеме, дополнений и пояснений не представил.

Суд, выслушав стороны, ознакомившись с письменными материалами дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с чЛ ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В комментируемой статье указаны лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых прокурор обращается в суд по любым гражданским делам. В заявлении прокурора должно быть указано, по какой причине сам гражданин не может предъявить иск (ч.З ст. 131 ГПК РФ). Интересы Российской Федерации должны быть определены в заявлении прокурора: требуется указать, в чем конкретно заключаются интересы государства.

В соответствии со ст.21 Федерального закона № «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с п.4 ст.27, п.З ст.35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Непринятие мер по лицензированию деятельности дошкольного образовательного учреждения со стороны Администрации <. . .> района и самого учреждения может привести к прекращению деятельности МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>», а также привести к нарушению гарантированных ст.43 Конституции РФ прав граждан на общедоступное и бесплатное образование.

Доводы прокурора об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, признаются судом обоснованными.

В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с ст. ст. 12, 33 Федерального Закона от X № «Об образовании» (далее - Закон) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. При этом в соответствии с ч.4 ст. 12 Закона, к образовательным учреждениям относятся дошкольные учреждения.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе по программе дошкольного образования, установлен Постановлением Правительства РФ от X № «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

Согласно п.п. 29, 46 указанного Положения о лицензировании образовательной деятельности, для получения лицензии на новый срок, лицензиат направляет заявление и прилагаемые к нему документы в лицензирующий орган не менее чем за 60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии. За ведение образовательной деятельности без лицензии, образовательные учреждения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с ч.2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из дела видно, что согласно лицензии №, регистрационный № от X, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Чистопрудненский детский сад <. . .>» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам..., настоящая лицензия действительна по X (л.д.П).

В соответствии с Уставом, МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>», является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, учредителем указанного дошкольного образовательного учреждения является Администрация <. . .> района (п.п. 1.1, 1.3 Устава). МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» владеет, пользуется и распоряжается объектами собственности на праве оперативного управления, его деятельность финансируется в соответствии с законодательством РФ (п.п. 7.1, 7.2 Устава). Пунктом 1.7 Устава МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» определено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у ДОУ с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

В связи с изложенным, принимая во внимание то, что МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» являясь бюджетным учреждением, не имеет денежных средств по принятию мер к получению лицензии на право занятия образовательной деятельности, на Администрации <. . .> района лежит обязанность по обеспечению указанного дошкольного образовательного учреждения по получению указанной лицензии. Для этого учредитель обязан выделить денежные средства необходимые для получения МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» лицензии на право занятия образовательной деятельностью.

Способы защиты субъектами своих гражданских прав, в том числе путем пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, закреплены в ст. 12 ГК РФ.

Суд приходит к выводу, что неполучение детским садом лицензии (разрешения) на ведение образовательной деятельности влечет за собой нарушение прав граждан на гарантированные государством общедоступное и бесплатное образование.

Суд считает необходимым понудить МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» к получению лицензии на право занятия образовательной деятельностью.

Суд, с учетом всех обстоятельств дела, приходит к выводу, что обязанность по финансированию, необходимому для получения МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» лицензии на право занятия образовательной деятельностью должна быть возложена на Администрацию <. . .> района, как на его учредителя.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шадринского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Чистопрудненский детский сад <. . .>» и Администрации <. . .> района по принятию мер к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>».

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Чистопрудненский детский сад <. . .>» получить лицензию на право занятия образовательной деятельностью в МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>».

Обязать Администрацию <. . .> района Курганской области произвести финансирование мероприятий, необходимых для получения МДОУ «Чистопрудненский детский сад <. . .>» лицензии на право занятия образовательной деятельностью.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей жалобы через Шадринский районный суд/Курганской области.

Судья: Котельников Е.Н.