Дело о признании незаконным бездействи по принятию мер к получению лицензии на образовательную деятельность



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шадринский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Дёминой О.О.

при секретаре Тофанило И.Л.,

с участием помощника прокурора Абкадырова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области X гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Песчанотаволжанский детский сад Шадринского района Курганской области», Администрации Шадринского района Курганской области о признании незаконным бездействия по принятию мер к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад»,

УСТАНОВИЛ:

Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Песчанотаволжанский детский сад Шадринского района Курганской области», Администрации Шадринского района Курганской области о признании незаконным бездействия по принятию мер к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад», указывая в исковом заявлении, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании образовательной деятельности муниципальными образовательными учреждениями, в результате установлено следующее. Согласно ч. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 33 Федерального Закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Пунктом 1 ст. 12 Закона установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона, к образовательным учреждениям относятся дошкольные учреждения. Порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе по программе дошкольного образования, установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (далее -Положение). Согласно абз. 3 п.29 Положения, для получения лицензии на новый срок, лицензиат направляет заявление и прилагаемые к нему документы в лицензирующий орган не менее чем за 60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии. В силу п.46 Положения, за ведение образовательной деятельности без лицензии, образовательные учреждения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, учредителем указанного дошкольного образовательного учреждения является Администрация Шадринского района. МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления (п.п. 7.1, 7.2 Устава). Финансовое обеспечение деятельности ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 1.7 Устава МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» определено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у ДОУ с момента выдачи ему лицензии. 24.010.2003 года МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» получило лицензию на осуществление образовательной деятельности, однако срок ее действия X истек, при этом деятельность в сфере дошкольного образования детей ДОУ по настоящее время не прекратило, вместе с тем, каких - либо мер для получения повой лицензии со стороны администрации МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» с 2006 года не принималось. Кроме того, администрация Шадринского района также самоустранилась от решения проблемы лицензирования указанного дошкольного образовательного учреждения. О бездействии администрации района свидетельствует уже тот факт, что в настоящее время на территории Шадринского района ни один из детских садов не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности. Согласно информации МУ «Шадринское районное управление образования» от X лицензирование МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» планируется лишь в X года. Межрайонный прокурор обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку достоверно определить круг лиц, в интересах которых прокурор может обратиться в суд, не возможно по тем основаниям, что списочный состав детей, посещающих МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад», не является неизменным (ежегодное изменение в виду убытия и прибытия детей, посещающих указанное образовательное учреждение).

Просил суд признать незаконным бездействие МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» и администрацию Шадринского района по принятию мер к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад». Обязать МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад». Обязать администрацию Шадринского района произвести финансирование мероприятий, необходимых для получения МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В судебном заседании представитель истца - прокурор Абкадыров А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика МДОУ «Песчанотаволожанский» детский сад» и Администрации Шадринского района - Т.М.Темняков в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд заявление, в котором указал, что исковые требования признают в полном объеме. Решение спора оставляет на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, ознакомившись с письменными материалами дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В соответствии со ст.21 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с п.4 ст.27, п.З ст.35 Закона прокурор вправе обратиться в суд

с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Непринятие мер по лицензированию деятельности дошкольного образовательного учреждения со стороны администрации района и самого учреждения может привести к прекращению деятельности МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад».

Доводы прокурора об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, признаются судом обоснованными.

В соответствии с ст. ст. 12, 33 Федерального Закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. При этом в соответствии с ч.4 ст. 12 Закона, к образовательным учреждениям относятся дошкольные учреждения. Порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе по программе дошкольного образования, установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

Согласно п.п. 29, 46 Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», для получения лицензии на новый срок, лицензиат направляет заявление и прилагаемые к нему документы в лицензирующий орган не менее чем за 60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии.

За ведение образовательной деятельности без лицензии, образовательные учреждения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с ч.2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из дела видно, что согласно лицензии №, регистрационный № от X, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Песчанотаволжанский детский сад» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, настоящая лицензия действительна по X.

В соответствии с Уставом МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад Шадринского района Курганской области», является муниципальным дошкольным образовательным учреждением (п. 1.1 Устава), учредителем указанного дошкольного образовательного учреждения является Администрация Шадринского района (п. 1.3 Устава). МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления (п.п. 7.1 Устава), деятельность МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» финансируется в соответствии с законодательством РФ (п.п. 7.2 Устава).

Согласно п.п. 1.7 указанного Устава МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» определено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у ДОУ с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

В связи с изложенным, принимая во внимание то, что МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» являясь бюджетным учреждением, не имеет денежных средств по принятию мер к получению лицензии на право занятия образовательной деятельности, на Администрации Шадринского района лежит обязанность по обеспечению указанного дошкольного образовательного учреждения по получению указанной лицензии. Для этого учредитель обязан выделить денежные средства необходимые для получения МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» лицензии на право занятия образовательной деятельности.

Способы защиты субъектами своих гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, закреплены в ст. 12 ГК РФ.

Суд приходит к выводу, что неполучение детским садом лицензии (разрешения) на ведение образовательной деятельности влечет за собой нарушение прав граждан на гарантированные государством общедоступное и бесплатное образование. Суд считает необходимым понудить МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» к получению лицензии на право занятия образовательной деятельностью.

С учетом всех обстоятельств дела, обязанность по финансированию, необходимому для получения МДОУ «Песчанотавожанский детский сад» лицензии на право занятия образовательной деятельностью должна быть возложена на администрацию Шадринского района, как на его учредителя.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад» и администрации Шадринского района Курганской области по принятию мер к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад»

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Песчанотаволжанский детский сад» получить лицензию на право занятия

образовательной деятельностью в МДОУ «Песчанотаволжанский детский сад».

Обязать администрацию Шадринского района Курганской области произвести
финансирование мероприятий, необходимых для получения МДОУ

«Песчанотаволжанский детский сад» лицензии на право занятия образовательной деятельностью.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы в Шадринский районный суд.

Судья Шадринского районного суда O.O. Дёмина