РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Деминой О.О., при секретаре Тофанило И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области ... года гражданское дело №2-1021/11 по иску Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах социально-незащищенной категории детей- инвалидов, ограниченных в возможности передвижения к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «...» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание школы путем оборудования специального пандуса с поручнями на входном крыльце, УСТАНОВИЛ: Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к МОУ ДОД «...» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. В заявлении указал, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в части доступности детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Проверкой установлены нарушения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В ... а расположено здание МОУ ДОД «...». Собственником данного помещения является Администрация ... в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом. Здание закреплено за ГУ «...» на праве оперативного управления, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ... года Согласно ст. 1.1 Устава, МОУ ДОД «...» - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Помещение учреждения относится к объектам социальной инфраструктуры городского округа. В ходе проверки, проведенной ... года межрайонной прокуратурой установлено, что входное крыльцо реабилитационного центра не оборудовано специальным пандусом для беспрепятственного доступа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы (в том числе передвигающихся на креслах-колясках). Отсутствие в указанном учреждении специального пандуса для подъема инвалидов приводит к невозможности их доступа в указанное здание. На МОУ ДОД «...» лежит обязанность по финансированию и организации работ по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание школы, расположенное по адресу: .... Просит обязать МОУ ДОД «...» обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в здание школы, расположенное по адресу: ..., путем оборудования специального пандуса с поручнями на входном крыльце. В судебном заседании представитель межрайонного прокурора Абкадыров А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения в соответствии с исковым заявлением. Представитель ответчика Черданцева В.П. - и.о. директора МОУ ДОД «...», исковые требования признала в полном объеме. Пояснила также, что на текущий год в смете не запланированы расходы на оборудование здания пандусом с поручнем. Просила принять признание иска судом. У суда не имеется данных указывающих на то, что признание иска могло быть совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения. Согласно ст.39, 68 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, а также обстоятельства, на которых другая сторона основывает свои требования, что освобождает истца от необходимости дальнейшего доказывания таких обстоятельств. Представитель третьего лица МУ «Отдела культуры Администрации ...» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть данное дело без его участия. Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации ... в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение оставляет на усмотрение суда. Выслушав представителя прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ст.2 Федерального закона №181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - (далее Федеральный закон) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст.15 вышеуказанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на создание таких условий инвалидам осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ. Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено отнесение расходов на проведение указанных мероприятий за счет бюджетов всех уровней. О необходимости обеспечения доступности объектов социального назначения отмечается в совместном постановлении Министерства строительства РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 11.11.1994 года «О дополнительных мерах по обеспечению жизнедеятельности престарелых и инвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений», в котором предлагается в качестве первоочередных задач при застройке обеспечивать доступность объектов соцкультбыта, предприятий торговли и транспортных сооружений для престарелых и инвалидов, где имеется в виду, прежде всего, оснащение сооружений улично-дорожной сети и объектов социальной инфраструктуры планировочными, архитектурно-строительными элементами и техническими средствами, способствующими передвижению престарелых и инвалидов (специально оборудованные пешеходные пути, пандусы, подземные переходы и т.д.). МОУ ДОД «...» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством серии № о постановке ... года на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения в Инспекции МНС России, а также свидетельством № о государственной регистрации юридического лица. Названное Учреждение действует на основании Устава, утвержденного его учредителем - Администрации .... Уполномоченным отраслевым органом,, на который возложены координация и регулирование деятельности Школы является отдел культуры Администрации .... В соответствии с Уставом деятельность Школы направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Школа реализует образовательные программы дополнительного образования: станковая живопись, графика, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство и т.д. Согласно постановлению администрации ... от ... года № «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «...», за МОУ ДОД «...» закреплено имущество на праве оперативного управления Структурным подразделением администрации города, курирующим данное учреждение считается отдел культуры .... В соответствии с п.4.1. Устава Школы, за школой закрепляются здание, оборудование, инвентарь и др. имущество. Объекты собственности закрепленные за Школой, находятся в оперативном управлении этого учреждения. В связи с изложенным, суд считает, что обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к МОУ ДОД «...» должна возлагаться на МОУ ДОД «...» Суд полагает, что здание МОУ ДОД «...», относится к объектам социальной инфраструктуры, однако, согласно акту проверки соблюдения законодательства о социальной защите населения, проведенной Шадринской межрайонной прокуратурой, установлено, что входное крыльцо реабилитационного центра не оборудовано специальным пандусом для беспрепятственного доступа детей- инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. Нарушение предусмотренной законом обязанности по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не оспаривается и представителем ответчика. Таким образом, неисполнением ответчиками обязанности по созданию условий инвалидам созданы препятствия к осуществлению гражданами прав на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, гарантированных им Конституцией РФ, в связи с чем, исковое заявление Шадринского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению. Исходя из изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «...» создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы, находящееся по адресу: ..., путем оборудования специального Пандуса с поручнями на входном крыльце. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней путем подачи жалобы в Шадринский районный суд. Судья Шадринского районного суда О.О.Дёмина