Дело №2-680/2011 О взыскании недополученной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шадринский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Коуровой В.Е.

при секретаре Прохоровой А.В.,

с участием истца Бабарыкина С.В.,

представителя ответчика УФСИН России - Бекишевой Л.В., действующей по доверенности от ... года,

представителя ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России - Хасановой М.В., действующей по доверенности от ... года,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области ... года гражданское дело по исковому заявлению Бабарыкина С.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний , федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний » о признании приказа л/с от ... года в части установления ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 80% на ... года в отношении Бабарыкина С.В. незаконным и взыскании недополученной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы,

УСТАНОВИЛ:

в суд с иском обратился Бабарыкин С.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний (далее - УФСИН России ), федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний » (далее - ФБУ СИЗО-2 УФСИН России ) о признании незаконным установление ему ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 80% на ... года, взыскании в его пользу с УФСИН России недополученной набавки за период ... года в сумме рубля копеек и морального вреда в размере рублей .

В обоснование иска указал, что ... года он принят на службу в ФБУ СИЗО-2 УФСИН России , с ... года назначен на должность дежурного помощника начальника следственного изолятора дежурной смены . Должностные обязанности исполняет согласно должностной инструкции, утвержденной начальником ФБУ СИЗО-2 УФСИН России .

На ... года надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы составляла 110% от оклада по занимаемой штатной должности, на ... года - размер набавки снижен до 80%. В ответе на его запрос в УФСИН России с просьбой разъяснить причину и основания уменьшения надбавки указано, что на момент установления надбавки у него имелось дисциплинарное взыскание «строгий выговор».

Полагает, что снижение размера надбавки произведено незаконно и необоснованно. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы входит в денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы и не является поощрительной выплатой (премией), поэтому не может зависеть от допущенных работником дисциплинарных взысканий. Сложность, напряженность и специальный режим службы у него не изменился. С приказом об изменении размера надбавки его не ознакомили, о снижении он узнал после получения расчетных листков по заработной плате.

Размер недополученной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы за период ... года составляет рубля копеек.

В ходе рассмотрения дела истец Бабарыкин С.В. увеличил и изменил исковые требования, просил признать незаконным приказ начальника УФСИН России от ... года -лс в части установления ему надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 80%, взыскать с ФБУ СИЗО-2 УФСИН России в его пользу недополученную надбавку за период ... года в размере рублей копеек и судебные расходы в размере рублей, а также взыскать с УФСИН России в его пользу компенсацию морального вреда в размере рублей .

По определению ... районного суда ... от ... года производство по настоящему делу в части взыскания с ответчика УФСИН России компенсации морального вреда в размере рублей прекращено в связи с отказом истца Бабарыкина С.В. от этого требования.

В судебном заседании истец Бабарыкин С.В. требования по иску и доводы, изложенные в нем, поддержал. Просил признать незаконным приказ начальника УФСИН России от ... года -лс в части установления ему надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 80%, взыскать с ответчика ФБУ СИЗО-2 УФСИН России недополученную надбавку за период ... года в размере рублей копеек, согласно представленного расчета и судебные расходы.

Представитель ответчика ФБУ СИЗО-2 УФСИН России - Хасанова М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы носит дифференцированный характер, ежегодно ее конкретный размер устанавливается по приказу начальника УФСИН России в отношении каждого работника учреждения в размере до 120% от оклада по занимаемой должности, по его усмотрению. В ... года размер надбавки Бабарыкину С.В. был установлен 110%, в ... года - 80%. Также показала, что снижение размера надбавки связано с тем, что в ... года Бабарыкин С.В. получил дисциплинарное взыскание. Полагает, что установление надбавки Бабарыкину С.В. в размере 80% является законным, права истца не нарушены. В связи с чем, просила в иске Бабарыкину С.В. отказать.

Представитель ответчика УФСИН России - Бекишева Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, показала, что надбавка в размере 80 % установлена Бабарыкину С.В. законно и обоснованно, в установленных пределах - до 120%. Не оспаривала, что надбавка была снижена из-за того что в ... года Бабарыкин С.В. получил дисциплинарное взыскание. Полагает, что установление конкретного размера надбавки является правом начальника УФСИН России , в связи с чем, просила в иске Бабарыкину С.В. отказать.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, пришел к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Бабарыкин С.В. проходит службу в ФБУ СИЗО-2 УФСИН России , с ... года в должности дежурного помощника начальника следственного изолятора дежурной службы .

С ... года федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний » переименовано в федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний », сокращенное наименование - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России

По приказу начальника УФСИН России от ... года -лс установлена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы с ... года по учреждению ИЗ-45/2, в том числе Бабарыкину С.В., дежурному помощнику начальника следственного изолятора дежурной службы, майору внутренней службы, в размере 110% .

Согласно приказа начальника УФСИН России от ... года -лс установлена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы с ... года по учреждению ИЗ-45/2, в том числе Бабарыкину С.В., дежурному помощнику начальника следственного изолятора дежурной службы, майору внутренней службы, в размере 80% .

В ... года Бабарыкину С.В. за неудовлетворительные действия при проверке боеготовности при 40 был объявлен строгий выговор по приказу начальника ФБУ СИЗО- 2 УФСИН России от ... года -л/с . ... года в указанный приказ внесены изменения приказом начальника ФБУ СИЗО-2 УФСИН России -л/с и Бабарыкину С.В. объявлено замечание .

Из ответа заместителя начальника УФСИН России Лютого А.В. от ... года /ТО-Б-З и пояснений сторон в судебном заседании усматривается, что размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы Бабарыкину С.В. был снижен до 80 % в виду того, что у него имеется вышеуказанное дисциплинарное взыскание.

В соответствии с Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31 мая 2005 года №397 «О мерах по социальной поддержки личного состава уголовной - исполнительной системы» и утвержденной им Инструкции «О порядке выплаты сотрудникам уголовно - исполнительной системы» сотрудникам уголовно- исполнительной системы с 1 января 2005 года производиться выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Конкретный размер надбавки сотрудникам устанавливается приказом за подписью руководителя подразделения уголовно-исполнительной системы, имеющего право назначения на должность.

Федеральный закон от 30 июня 2002 года №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» устанавливает денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Денежное довольствие сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы согласно пункту 1 статьи 1 данного Федерального закона состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Из содержания данной нормы следует, что ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы относится к дополнительным выплатам, которые составляют структуру денежного довольствия сотрудников уголовно- исполнительной системы.

Согласно ст.144 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закону был изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2005 года.

Абзацем 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона установлено, что дополнительные выплаты сотрудникам состоят из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

В отличие от ранее действующей редакции с 1 января 2005 года абзацем 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона установлена не только возможность выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, но и основания ее установления - это состав сотрудников и местность прохождения службы.

Введение дополнительных критериев, таких как уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе, для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы по отношению к служащим одного состава, проходящим службу в одной местности. Федеральным законом не предусмотрено.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2008 года №ГКПИ08-19 абзац 2 пункта 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы признан недействующим в части слов «уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе». Исходя из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122- ФЗ, а также из абзаца 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года №78-ФЗ целью увеличенной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и 16 специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы в натуральной форме.

В силу абзаца 3 части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122- ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Законодатель, отменяя для всех категорий служащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию для всех категорий служащих в виде увеличения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, одновременно изменив ее сущность и основания выплаты.

Доводы представителей ответчиков о том, что установление конкретного размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы является правом начальника УФСИН России , не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям. Не оспаривается право руководителя подразделения уголовно-исполнительной системы пересматривать размеры надбавок, однако такое изменение не должно быть связано с совершением дисциплинарного проступка работником, так как размер надбавки не должен зависеть от уровня профессиональной подготовки, деловых качеств сотрудника, сложность и значимость выполняемых задач, характера, режима и достигнутых результатов в службе.

Надбавка за сложность является компенсацией утраченных льгот и гарантий, а не доплатой, надбавкой стимулирующего характера, премией или иной поощрительной выплатой.

Таким образом, изменение размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы Бабарыкину С.В. со 110% на 80%, по сравнению с другими работниками учреждения, является необоснованным. Сложность, напряженность и специальный режим службы у истца не изменился.

Оценивая в совокупности вышеизложенное, суд считает, что снижение размера надбавки Бабарыкину С.В. не соответствует требованиям вышеуказанных законов.

Размер недополученной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы за период ... года в сумме рублей копеек представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривался. Расчет недополученной надбавки, представленный истцом, судом проверен и принимается , поскольку он согласуется с данными справки-расчета денежного довольствия Бабарыкина С.В. за период ... года.

На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования Бабарыкина С.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (часть 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся другие признанные судом необходимыми расходы (абзац 9 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Истец понес расходы за составление искового заявления по настоящему делу для обращения в суд в размере рублей, что подтверждается квитанцией - договором серии АФ от ... года . Указанные издержки истца относятся к судебным расходам и подлежат взысканию в его пользу.

Согласно статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по искам о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и иным требованиям, вытекающим из трудовых отношений.

Следовательно, при удовлетворении исковых требований Бабарыкина С.В., с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в бюджет муниципального образования ... с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина в размере рублей копеек.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Бабарыкина С.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний , федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний » удовлетворить.

Признать не соответствующим требованиям закона приказ начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний от ... года -лс в части установления Бабарыкину С.В., дежурному помощнику начальника следственного изолятора дежурной службы, майору внутренней службы, надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 80%.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний » в пользу Бабарыкина С.В. в счет недополученной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы за период ... года включительно рублей копеек и судебные расходы в размере рублей, всего взыскать рублей копеек.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний » в доход бюджета муниципального образования ... государственную пошлину в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение 10 дней, начиная с ... года.

Судья Коурова В.Е.