Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 Кодекса РФ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Шадринского районного суда Курганской области Жегунова Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шадринске

09 февраля 2010 года материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении муниципального учреждения «Шадринская центральная районная больница», юридический адрес: Шадринский район, с. Ключи, ул. Ленина, дом 12; законный представитель юридического лица - Валеев Ильдар Ильсявович, родившийся 10 сентября 1970 года рождения в г. Челябинске, проживающий в г. Шадринске, ул. Свердлова, дом 57, квартира 12, работающий главным врачом МУ «Шадринская центральная районная больница»,

установил:

19 января 2010 года государственным инспектором г. Шадринска по пожарному надзору, старшим инспектором отделения отдела ГПН по г. Шадринску Шаховым А.В. проведены мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в здании лечебного корпуса № 1 муниципального учреждения «Шадринская центральная районная больница», расположенного по адресу г. Шадринск, ул. Мальцевский тракт, 2.

Из акта проверки соблюдения требования пожарной безопасности от 20 января 2010 года следует, что нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённые Приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года установлены в корпусах №1, №2, №3, №4, №5. В корпусе №1 (нервное отделение, отделение хирургии, родильное отделение, гинекологическое отделение, аптека) установлены следующие нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации:

1) не демонтированы деревянные перегородки, отделяющие холлы первого и второго этажей от нервного отделения, отделения хирургии и гинекологического отделения;

2) складские помещения, кладовые сестры-хозяйки не оборудованы противопожарными дверями с пределом огнестойкости 0,6 часа;

3) двери, ведущие в холл первого этажа стационара из помещений аптеки, не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости на ниже EI 60;

4) двери в лифтовую шахту не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости Е 30;

5) в нервном отделении, отделении хирургии и аптеке пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода кустарного изготовления, не имеют сертификата пожарной безопасности, отсутствуют поворотные кассеты, прозрачные вставки, позволяющие проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий, и не указана информация о составе комплектующих изделий пожарного шкафа; отсутствуют устройства для опломбирования и запирания, вентиляционные отверстия;

6) обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания;

7) двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах;

8) двери эвакуационного выхода из аптеки выполнены открывающимися не по направлению выхода из здания;

9) на окнах помещений установлены глухие металлические решётки (первый этаж: фойе, аптека, ЦСО, помещение сестры-хозяйки роддома; неврологическое отделение - коридор, туалет, палата №№ 1, 1А, процедурный кабинет, помещение сестры-хозяйки, буфет, кабинет заведующей отделением; второй этаж: хирургическое отделение - перевязочное помещение);

10) соединения электропроводов в коридоре отделения гинекологии и аптеки не
выполнены при помощи пайки, сварки, опрессовки или сжимов;

11) в помещении первого этажа и палате реанимации второго этажа установлены и хранятся кислородные баллоны;

12) не предусмотрена централизованная подача кислорода в палату реанимации или приказом не определён порядок пользования кислородными подушками;

13) деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом;

14) в коридорах и холле второго этажа на путях эвакуации для покрытия пола применяется линолеум с неизвестной характеристикой пожарной опасности;

15) у пожарного крана отсутствует кнопка дистанционного пуска насосов-повысителей давления воды во внутреннем противопожарном водопроводе;

16) люки чердачных помещений не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа;

17) в насосной отсутствует общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов; на каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе не указано их назначение; отсутствует инструкция о порядке включения насосов-повысителей.

По результатам проверки 04 февраля 2010 года в отношении МУ «Шадринская центральная районная больница» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В протоколе указаны изложенные выше нарушения правил пожарной безопасности в здании корпуса №1. Из пояснений представителя ГУ МЧС России по Курганской области - Шахова А.В., следует, что ряд нарушений пожарной безопасности, указанные в п.1,8,9,10,11,12,14,17 протокола, учреждением на момент рассмотрения дела судьей устранены. Кроме этого для обслуживающего персонала приобретены индивидуальные средства фильтрующего действия для защиты органов дыхания; в день рассмотрения дела устанавливается кирпичная кладка в проемах дверей в лифтовые шахты, что исключает необходимость установления противопожарных дверей в лифтовую шахту. Не устранены на момент рассмотрения дела нарушения, требующие значительных финансовых вложений, а именно:

- люки чердачных помещений, двери, ведущие из помещений аптеки в холл первого этажа, двери в складские помещения и в кладовые сестры-хозяйки не выполнены противопожарными с требуемыми пределами огнестойкости. Проверка несоответствия пределу огнестойкости проведена «на глаз»;

- в нервном отделении, в отделении хирургии и аптеке пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода кустарного изготовления, не имеют сертификатов пожарной безопасности, отсутствуют поворотные кассеты, прозрачные вставки, позволяющие проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий, не указана информация о составе комплектующих изделий пожарного шкафа, отсутствуют устройства для опломбирования и запирания, вентиляционные отверстия;

- обслуживающий персонал не в полном объеме обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания (вместо требуемых 10 штук в наличии 3 штуки);

- двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах; деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом. Проверка огнестойкости проводилась при осмотре здания корпуса №1 19 января 2010 года путем поднесения к срезам чердачных деревянных конструкций открытого огня; у пожарного крана отсутствует кнопка дистанционного пуска насосов-повысителей давления воды во внутреннем противопожарном водопроводе.

Отсутствие иных нарушений правил пожарной безопасности подтверждается также протоколом осмотра здания лечебного корпуса № 1 МУ «ШЦРБ», расположенного по ул.Мальцевский тракт, 2, от 09 февраля 2010 года.

В судебном заседании законный представитель МУ «Шадринская центральная районная больница» Валеев И.И. вину учреждения в совершении правонарушения не признал, пояснив, что девять из семнадцати указанных в протоколе нарушений правил пожарной безопасности устранены до рассмотрения дела, а именно: демонтированы деревянные перегородки, отделяющие холлы первого и второго этажей от нервного отделения, отделения хирургии и гинекологического отделения; двери в лифтовую шахту не нуждаются в выполнении противопожарными с пределом огнестойкости Е 30, поскольку лифты находятся в не рабочем состоянии, не эксплуатируются, в день рассмотрения дела производится закладка дверных проемов лифтов кирпичом; для обслуживающего персонала приобретены 3 индивидуальных средства фильтрующего действия для защиты органов дыхания; все глухие решетки на окнах здания и двери эвакуационного выхода из аптеки, открывавшиеся ранее не по направлению выхода из здания, демонтированы; соединения электропроводов в коридоре отделения гинекологии и аптеки выполнены при помощи сжимов; из здания удалены кислородные баллоны, в связи с отказом от использования кислородных баллонов необходимость организации централизованной подачи кислорода отпала; из коридора и холла второго этажа с путей эвакуации удален линолеум с неизвестной характеристикой пожарной опасности; у шести из десяти пожарных кранов в здании кнопка дистанционного пуска насосов-повысителей давления воды во внутреннем противопожарном водопроводе установлена; в насосной размещена общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов, на каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе указано их назначение, составлена инструкция о порядке включения насосов-повысителей. В связи с тем, что учреждение является муниципальным, финансируется за счет средств бюджета, устранение нарушений правил пожарной безопасности, требующих значительных финансовых вложений, а именно: установка сертифицированных чердачных люков, дверей и пожарных шкафов, обработка деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом, возможны только при условии финансирования. Вины учреждения в недостаточном бюджетном финансировании нет. Кроме этого, доказательства выполнения люков чердачных помещений и дверей в складские помещения, в кладовую сестры-хозяйки, из аптеки в холл первого этажа, не соответствующими нормативному пределу огнестойкости, не представлены; экспертиза несоответствия дверей и люков пределу огнестойкости административным органом не проводилась. Лицо, привлекаемое к ответственности, считается не виновным до тех пор, пока его вина не будет доказана. Согласно ст. 20.4 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего кодекса, - влечет... наложение административного штрафа на юридическое лицо - от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. На момент рассмотрения дела судьей установлено, что муниципальное учреждение «Шадринская центральная районная больница» эксплуатирует здание лечебного корпуса № 1, расположенное в г. Шадринске по ул. Мальцевский тракт, 2, с нарушением следующих требований пожарной безопасности: - в нервном отделении, в отделении хирургии и аптеке пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода кустарного изготовления, не имеют сертификатов пожарной безопасности, отсутствуют поворотные кассеты, прозрачные вставки, позволяющие проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий, не указана информация о составе комплектующих изделий пожарного шкафа, отсутствуют устройства для опломбирования и запирания, вентиляционные отверстия; - обслуживающий персонал не в полном объеме обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания (вместо требуемых 10 штук в наличии 3 штуки); -двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах; -деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом.

Согласно ст. 2.1 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливается презумпция невиновности лица, привлекаемого к ответственности, и устанавливается, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В судебном заседании не нашло подтверждения, что чердачные люки и двери складских помещений, кладовых сестры-хозяйки и двери, ведущие из аптеки в холл первого этажа, не соответствуют предусмотренным Правилами и СНиПами пределам огнестойкости. Так из протокола осмотра, произведенного 19 января 2010 года (л.д.9), на основании которого составлен протокол об административном правонарушении, следует, что люк на кровлю выполнен из дерева и обит железом. Доказательств несоответствия описанного люка пределу огнестойкости не представлено. Описание и характеристики иных люков, дверей складов, дверей, ведущих из аптеки в холл первого этажа, в протоколе отсутствуют. Их несоответствие требованиям и нормам пожарной безопасности, а, следовательно, и виновность лица в нарушении норм пожарной безопасности, являются предположительными. Объективные доказательства указанного обстоятельства не представлены. В протоколе осмотра имеется ссылка на то, что дверь сестры-хозяйки в хирургическом отделении выполнена из деревянных конструкций. В соответствии с п. 1.82 СниП 2.01.02-89, двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч. Однако, в материалах дела (протоколе осмотра, фототаблице, приложенной к протоколу, акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности) отсутствуют какие-либо доказательства того, что в комнате сестры-хозяйки в хирургическом отделении хранятся горючие материалы.

Кроме этого, в судебном заседании не опровергнут довод представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, о том, что шесть пожарных кранов, установленных в здании корпуса №1, оборудованы кнопками дистанционного пуска насосов-повысителей давления воды во внутреннем противопожарном водопроводе. В протоколе осмотра, произведенного 19 января 2010 года в присутствии понятых, на основании которого проведена экспертиза и составлен протокол об административном правонарушении, каких-либо сведений об отсутствии кнопок дистанционного пуска насосов-повысителей давления воды во внутреннем противопожарном водопроводе нет. Количество пожарных кранов, обязательных к установке в целях пожаротушения в здании корпуса №1, и их расположение не указано. В акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 20 января 2010 года имеется ссылка на отсутствие одной кнопки дистанционного пуска пожарного крана, при этом, место нахождения данного крана не конкретизировано. Оснований полагать, что отсутствие кнопки дистанционного пуска насосов-повысителей давления воды во внутреннем противопожарном водопроводе на одном кране, место расположения которого не установлено, является нарушением требований правил пожарной безопасности, непосредственно угрожающим жизни и здоровью людей, не имеется. Тем более, что на это не указывают и выводы эксперта (л.д.50). Единственным имеющимся в деле доказательством, что установленные при проверке нарушения требований пожарной безопасности представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, является заключение эксперта №10-2-03 от 25 января 2010 года. Иные доказательства того, что указанные в протоколе нарушения правил пожарной безопасности влекут реальную опасность жизни и здоровью людей, не представлено.

При этом данное заключение свидетельствует о том, что отсутствие сертифицированных пожарных шкафов и на противопожарных кранах кнопок дистанционного пуска насосов-повысителей давления воды во внутреннем противопожарном водопроводе являются нарушениями эксплуатации системы противопожарного водопровода, однако выводы эксперта не содержат прямого указания на то, что именно эти нарушения влекут непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (л.д.50). Из заключения не усматривается и вывод о том, что отсутствие огнезащитной пропитки чердачных помещений создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (л.д.48). Среди нарушений, влекущих угрозу жизни и здоровья людей, обеспечение обслуживающего персонала корпуса не в полном объеме индивидуальными средствами фильтрующего действия, в заключении не указано. Обработка деревянных конструкций чердачных помещений, установка сертифицированных пожарных шкафов, люков и дверей требует значительных финансовых вложений. Данный довод представителя учреждения в судебном заседании ничем не опровергнут. Вины учреждения в том, что в здании корпусе № 1 не соблюдаются указанные нормы пожарной безопасности, судья не усматривает. Представленные суду предписания за 2008-2009 годы, вынесенные МУ «Шадринская центральная районная больница» свидетельствуют о том, что нарушения имели место во всех корпусах и помещениях больницы, их устранение требовало значительных финансовых вложений. Количество нарушений сокращается, что свидетельствует о том, что учреждение предпринимает меры по их устранению. Ответственность за нарушения, устранение которых связано с недостаточным финансированием со стороны муниципального образования, не может быть возложена на муниципальное учреждение.

Большинство нарушений, которые были допущены по вине юридического лица, на момент рассмотрения дела устранены. Установка на одной двери первого этажа, отделяющей лестничную клетку от поэтажного коридора, приспособления для самозакрывания и уплотнения не требует существенных финансовых вложений. Данное нарушение норм пожарной безопасности могло быть устранено учреждением самостоятельно, но достаточных мер для его устранения юридическим лицом не принято. Однако это нарушение не является достаточным основанием для принятия решения о приостановлении деятельности корпуса больницы. Сведения о наличии в здании корпуса №1 иных дверей без устройств для самозакрывания в материалах дела отсутствуют. Таких данных не содержит ни протокол об административном правонарушении, ни протокол осмотра, ни акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности.

Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, судья приходит к убеждению, что муниципальное учреждение «Шадринская центральная районная больница» совершило административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Действия МУ «Шадринская центральная районная больница» следует квалифицировать по ст. 20.4 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако, оснований для приостановления деятельности учреждения с учетом допущенных и не устраненных на момент рассмотрения дела по вине учреждения нарушений, судья не находит. Санкция статьи предполагает возможность назначения альтернативного наказания в виде штрафа. Смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу не установлено.

С учетом изложенного, суд считает необходимым подвергнуть МУ «Шадринская центральная районная больница» административному наказанию в виде штрафа в пределах, предусмотренных санкцией статьи 20.4 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

признать муниципальное учреждение «Шадринская центральная районная больница», юридический адрес: Курганская область, Шадринский район, д. Ключи, ул. Ленина, 12, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей, подлежащего уплате на расчётный счет №40101810000000010002, наименование получателя: УФК по Курганской области (ГУ МЧС РФ по Курганской области), ИНН 4501111453, КПП 450101001, наименование банка получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области г. Курган, БИК 043735001, КБК 17711627000010000140, ОКАТО 37405000000. Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток.

Судья Е.Е. Жегунова.