ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Шадринского районного суда Курганской области Погорелая Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шадринске 22 октября 2010 года материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 17», юридический адрес: Курганская область, г. Шадринск, ул. Михайловская, дом 71; законный представитель юридического лица -Задорина Марина Дмитриевна, родившаяся 14 ноября 1949 года в г. Шадринске Курганской области, проживающая в г. Шадринске, ул. Пролетарская, дом 86, квартира 1, работающая заведующей муниципальным образовательным учреждением для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 17», приказ о назначении на должность от 16 сентября 1995 года,
установил:
ОГПН по г.Шадринску с определением о передаче по подведомственности в Шадринский районный суд был направлен материал об административном правонарушении МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №17» по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении №000062 от 27 сентября 2010 года указано следующее: 27 сентября 2010 года в 12 часов 00 минут в зданиях и помещениях МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №17» по адресу: Курганская область г.Шадринск ул. Михайловская,71, нарушило требования «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденные Приказом МЧС РФ №313 от 18 июня 2003 г.; Строительных норм и правил СНиП 21-01-97*; СНиП 2.08.02089*, а именно:
1. На пожарных шкафах внутреннего противопожарного водопровода
отсутствует нумерация и информация о составе комплектующих изделий. ППБ 01-03 п.
3;НПБ 151-2000 п. 4.6,4.15.
2. Двери эвакуационного выхода из спортивного зала (на плане помещения № 29) в коридор открываются не полностью (из-за радиаторной решётки), что уменьшает ширину эвакуационного выхода. ППБ 01-03 п. 53; ППБ 101-89 п. 2.1.8.
3. На первом этаже здания в коридоре (на плане № 44) дверь, ведущая на лестничную площадку, открывается не по ходу эвакуации. ППБ 01-03 п. 3, 52; СНиП 21-01-97* п. 6.17; ФЗ от 22 июля 2008 года№ 123-ФЗ ст. 89.
4. Ширина лестничного марша эвакуационных лестниц № 2 и № 3 (на плане № 47 и № 67) со второго этажа здания, расположенные в лестничных клетках, составляют 0,9 м. вместо требуемых 1,2 м. ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.29; СНиП 2.08.02-89* п. 1.96*; ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ ст. 89.
5. Наружные эвакуационные лестницы 3-го типа с западной и южной стороны здания расположены на расстоянии не менее 1 м. от оконных проёмов. ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.30.
6. Эвакуационный выход из лестничной клетки (на плане № 80) в тамбур (на плане № 79) шириной 0,85 м. вместо требуемого 1,2 м. ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.16; ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ ст. 89.
7. Эвакуационный выход из раздевалки (на плане № 4) в тамбур шириной 0,8 м. вместо требуемого 1,2 м. ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.16; ФЗ от 22 июля 2008 года№ 123-ФЗ ст. 89.
8. Эвакуационный выход из лестничной клетки (на плане № 67) в тамбур (на плане № 66) высотой 1,85 м. вместо требуемого 1,9 м. ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.16; ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ ст. 89.
9. В коридорах (на плане №№ 39, 44) при двустороннем расположении дверей,
2
открывающихся их помещений в коридоры, ширина эвакуационного пути, уменьшенная на ширину дверного полотна, составляет 1,1 м. вместо требуемого 1,2 м. ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.26, 6.27; ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ ст. 89.
10. Люк выхода на чердак размером 0,6x0,8 м. расположен не в лестничной клетке и не имеет сертификат, подтверждающий предел огнестойкости не менее EI 30. ППБ 01-03 п, 3; СНиП 21-01-97* п. 8.4.
11. Ширина эвакуационного выхода из групповых ячеек на 1 и 2 этажах составляет 0,8 м. вместо требуемых 1,2 м. ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.16; ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ ст. 89.
В судебном заседании представитель юридического лица МОУ «Прогимназия № 17» Задорина М.Д. вину учреждения в совершении правонарушения не признала, пояснив, что здание прогимназии согласно проведенной экспертизе соответствует всем требованиям пожарной безопасности, о чем имеется соответствующее заключение. Более того, здание прогимназии зарегистрировано на сайте МЧС России под №398 как объект с положительным заключением о соблюдении юридическим лицом правил пожарной безопасности. Факт отсутствия правонарушения подтверждается также и заключением под №48, выданным УГПН ГУ МЧС России по Курганской области 13 сентября 2010 года, из которого следует, что объект защиты - МОУ «Прогимназия №17» соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель административного органа ГУ МЧС России по Курганской области - временно исполняющий обязанности начальника отдела государственного пожарного надзора по г. Шадринску Трофимов К.А., пояснил, что на момент проверки в июле 2010 года в здании МОУ «Прогимназия № 17» были выявлены нарушения пожарной безопасности, которые указанны в протоколе об административном правонарушении № 000062 от 27 сентября 2010 года. На момент составления протокола нарушения пожарной безопасности отсутствовали, однако решить вопрос о прекращении производства административный орган не мог, поскольку по делу было возбуждено административное,расследование, то есть дело стало подведомственно районному суду. Согласно заключению УГПН ГУ МЧС России от 13 сентября 2010 года объект - здание МОУ «Прогимназия № 17» соответствует всем обязательным требованиям пожарной безопасности.
Свидетель Зайцев Е.А. суду сообщил, что дело об административном правонарушении в отношении МОУ «Прогимназии №17» подлежит прекращению в связи отсутствия состава правонарушения. Протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении указанного юридического лица он направил в суд, поскольку не мог прекратить его ввиду не подведомственности материала ГУ МЧС (по делу было возбуждено административное расследование).
Суд, рассмотрев представленные материалы, приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего кодекса. В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия...; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение
3
для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из исследованных судьей материалов административного дела усматривается, что МОУ «Прогимназия № 17» постановлена на налоговый учёт, является юридическим лицом (копия свидетельства о постановке на налоговый учёт л.д. 44, копия устава л.д. 32-43). Как следует из п.п. 1.10, 3.2 Устава прогимназия несёт ответственность за жизнь и здоровье детей и работников прогимназии во время образовательного процесса; прогимназия функционирует в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.
Здание прогимназии № 17, расположенное по ул. Михайловская, 71 в г. Шадринске, передано на праве оперативного управления МОУ «Прогимназия № 17» 31 декабря 2004 года, право оперативного управления зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области 24 мая 2010 года (копия договора л.д. 49-50, копия постановления л.д. 48, копия свидетельства л.д. 47).
28 июля 2010 года в результате проверки отдела государственного пожарного надзора в здании прогимназии выявлены нарушения пожарной безопасности. Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по мнению административного органа, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 27 сентября 2010 года и заключением эксперта ГУ «СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Курганской области» № 130-2-03 от 13 августа 2010 года (л.д. 4-5, 61-64).
В заключении эксперта указано, что здание МОУ «Прогимназия № 17» не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Исследование и подготовка заключения проведены путём анализа информации, представленной в материалах административного дела, то есть основано на результатах проверки, проведённой в июле 2010 года.
Иные доказательства того, что здание прогимназии не соответствует требованиям пожарной безопасности, административным органом не представлено.
Вместе с тем в материалах дела имеется заключение Курганского филиала ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе» по независимой оценке пожарного риска для объекта защиты -здания МОУ «Прогимназия № 17», согласно которому установлено: в процессе оценки рисков не обнаружено отступлений от действующих норм и требований по обеспечению пожарной безопасности, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, и риски, обусловленные их деятельностью, находятся в приемлемой области.
Согласно отчёту по оценке пожарного риска объект защиты - здание МОУ «Прогимназия № 17» имеет систему обеспечения пожарной безопасности (л.д. 82-102).
В суд представлены сведения о том, что положительное заключение независимой оценки риска в отношении МОУ «Прогимназия № 17», регистрационный номер ПБ/ГО/ЧС-58/2010/13, 02 сентября 2010 года зарегистрировано в реестре ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России под номером 398 (л.д. 115-117).
Главным специалистом отдела УГПН Главного управления МЧС России по Курганской области Кириченко А.А. 09 сентября 2010 года проведено обследование документов (представлено заключение по независимой оценке пожарного риска, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требования пожарной безопасности) МОУ «Прогимназия № 17». Согласно заключению №48 от 13 сентября 2010 года объект защиты МОУ «Прогимназия №17» соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности (л.д. 118)
Согласно ст. 2.1 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается презумпция невиновности лица, привлекаемого к ответственности. Лицо подлежит ответственности только за то административное правонарушение, в отношении которого установлена его вина. При этом оно не обязано доказывать свою невиновность. То есть, бремя доказывания его вины лежит на компетентных органах, в данном случае - на отделе государственного пожарного надзора МЧС по Курганской области. Доказательств виновности МОУ «Прогимназия № 17» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судье не представлено.
Заключение эксперта ГУ «СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Курганской области» о наличии нарушений правил пожарной безопасности в здании МОУ «Прогимназия № 17» опровергнуто представленными суду письменными доказательствами, в том числе заключением специалиста отдела УГПН Главного управления МЧС России по Курганской области - органа, в ведомстве которого находится должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении.
На основании представленных материалов, суд приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения, поскольку при рассмотрении дела в суде установлено, что здание МОУ «Прогимназия № 17» соответствует требованиям пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении следует прекратить в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ,
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 17» за отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток.
Судья Л.В. Погорелая