14 ноября 2011 года г.Шацк Шацкий районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Логвина В.Н., с участием помощника прокурора Шацкого района Рязанской области Маркешкина А.А., представителя лица, бездействие которого обжалуется - Паневина В.И.,при секретаре Чурочкиной Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шацкого района Рязанской области, поданному в защиту прав неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия и.о.главы администрации муниципального образования- Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанного с необеспечением соблюдения требований правил пожарной безопасности в помещениях избирательного участка № 768, Прокурор Шацкого района Рязанской области обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, требуя признать незаконным бездействие и.о.главы администрации муниципального образования (далее МО) - Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанное с необеспечением соблюдения требований правил пожарной безопасности в помещениях избирательного участка № 768. А также обязать и.о.главы администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области, в срок до 01 декабря 2011 года устранить нарушения Правил пожарной безопасности, имеющиеся в помещениях избирательного участка №768, а именно: -обработать деревянные конструкции кровли огнезащитным составом, согласно п.1.8 СНиП 2.01.02-85; -установить автоматическую пожарную сигнализацию, согласно п. 14 НПБ 110-03. Данные требования мотивированы тем, что указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года №1124 на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва. 06 октября 2011 года и.о. главы администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области принято постановление №500 «Об образовании избирательных участков Шацкого района для проведения голосования и подсчета голосов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва». Указанное постановление опубликовано в районной общественно-политической газете «На земле Шацкой» от 10 октября 2011 года №82. Согласно п.16 ст.20, ст.61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», обязанность по представлению в Шацком районе избирательным комиссиям помещений, соответствующих установленным требованиям, в том числе пожарной безопасности, лежит на главе администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области. В ходе проверки соответствия установленным требованиям помещений, предоставленных в Шацком районе для размещения избирательных комиссий и избирательных участков по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, было выявлено, что помещение, предоставленное главой администрации МО - Шацкий муниципальный район, для избирательного участка №768- здание администрации МО- Кермисинское сельское поселение, расположенное в с.Шарик Шацкого района Рязанской области, не соответствует требованиям пожарной безопасности. В частности деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом, согласно СНиП 2.01.02-85; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, согласно п.14 НПБ 110-03. Указанные грубые нарушения Правил пожарной безопасности создают реальную опасность защищенности неопределенного круга лиц - избирателей, членов избирательной комиссии, наблюдателей и прочих лиц, от вреда жизни и здоровья, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством. Соблюдение требований пожарной безопасности является одной из составляющих гарантий соблюдения избирательных прав в условиях защищенности. В судебном заседании помощник прокурора Шацкого района Рязанской области Маркешкин А.А. уточнил требования, просил: признать незаконным бездействие главы администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанное с необеспечением соблюдения требований правил пожарной безопасности на избирательном участке №768. Обязать главу администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области, в срок до 01 декабря 2011 года устранить нарушения Правил пожарной безопасности, имеющиеся в помещениях избирательного участка № 768, образованного в здании администрации МО - Кермисинское сельское поселение, расположенного в с.Шарик, Шацкого района, Рязанской области, а именно: -оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией или автономными дымовыми пожарными извещателями, согласно требованиям "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования". -обработать деревянные конструкции кровли огнезащитным составом, согласно требованиям п.1.8 СНИП 2.01.02-85. Представитель лица бездействие которого обжалуется- Паневин В.И., действующий по доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных требований прокурора. Не отрицал того, что обязанность по обеспечению помещений, предоставленных для размещения избирательных комиссий и избирательных участков по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва возложена на главу администрации МО- Шацкий муниципальный район Рязанской области. Признал, что в помещении избирательного участка № 768 имеются нарушения Правил пожарной безопасности указанные прокурором. Выслушав объяснения прокурора, представителя лица, бездействие которого обжалуется, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из следующего. Исходя из положений статей 1 и 37 ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии с п.16 ст.20, ст.61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», помещение для голосования, соответствующие требованиям пожарной безопасности, безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования. В судебном заседании установлено, что указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года №1124 на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва. настоящий указ был опубликован в «Российской газете» от 30.08.2011 года № 191. 06 октября 2011 года и.о. главы администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области принято постановление №500 «Об образовании избирательных участков Шацкого района для проведения голосования и подсчета голосов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва». Указанное постановление опубликовано в районной общественно-политической газете «На земле Шацкой» от 10 октября 2011 года №82. Вышеуказанным постановлением главы администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области 06 октября 2011 года №500, избирательный участок №768 образован в здании Кермисинской сельской администрации, расположенном в с.Шарик Шацкого района Рязанской области. Факт несоответствия данного помещения требованиям Пожарной безопасности подтверждается информацией отдела надзорной деятельности (далее ОНД) Шацкого района ГУ МЧС России по Рязанской области от 24.10.2011. Из которого следует, что в нарушение требований п.1.8 СНиП 2.01.02-85, деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, чем нарушены требования п. 14 НБП 110-03. Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании Врио начальника ОНД Шацкого района ГУ МЧС России по Рязанской области Богатов С.М., допрошенный в качестве свидетеля. Который пояснил, что допускается оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией или автономными дымовыми пожарными извещателями, согласно требованиям "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования". Таким образом, судом установлено, что обязанность по представлению избирательным комиссиям помещений, соответствующих установленным требованиям, в том числе пожарной безопасности, лежит на главе администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области, что соответствует положениям п.29 ч.1 ст. 58 и ст. 60 Устава МО - Шацкий муниципальный район. Угрозу жизни и здоровью людей создает нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного Правилами или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также иными документами, содержащими требования пожарной безопасности. Нарушения Правил пожарной безопасности на избирательном участке № 768, создают реальную опасность защищенности неопределенного круга лиц: избирателей и других людей, которые могут находиться в помещениях избирательных участков (в том числе голосующих по открепительным удостоверениям, наблюдателей и иных лиц), от вреда жизни и здоровью, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством (ч.2 ст.2 ГК РФ). Ситуацию усугубляет удаленность избирательного участка от пожарной части. Указанные нарушения сводят к минимуму возможность оперативной и безопасной эвакуации людей, быстрого обнаружения и ликвидации пожара. Сами по себе выборы представляют собой массовое мероприятие, предполагающее скопление людей в помещениях избирательных участков. Нарушение правил пожарной безопасности может повлечь за собой возникновение пожара с тяжелыми последствиями (гибель и травматизм людей, уничтожение и повреждение имущества, в том числе документации о выборах). Что влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе и в области избирательных прав - права избирать и быть избранными, участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Суд находит уточненные требования прокурора Шацкого района обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как в судебном заседании нашел подтверждение факт бездействия главы администрации МО - Шацкий муниципальный район, создающего препятствия в осуществлении прав и свобод для неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Шацкого района Рязанской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанное с необеспечением соблюдения требований правил пожарной безопасности на избирательном участке №768. Обязать главу администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области, в срок до 01 декабря 2011 года устранить нарушения Правил пожарной безопасности, имеющиеся в помещениях избирательного участка № 768, образованного в здании администрации МО - Кермисинское сельское поселение, расположенного в с.Шарик, Шацкого района, Рязанской области, а именно: -Оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией или автономными дымовыми пожарными извещателями, согласно требованиям "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования". -Обработать деревянные конструкции кровли огнезащитным составом, согласно требованиям п.1.8 СНИП 2.01.02-85. Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Рязанский областной суд, в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий- В.Н. Логвин