17 сентября 2010 года г.Шацк Шацкий районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Логвина В.Н., с участием заместителя прокурора Шацкого района Рязанской области Чуфистова Н.П., представителя администрации муниципального образования- Шацкий муниципальный район Рязанской области Воронцовой С.А., представителей заинтересованных лиц- Мушихина А.И., Богачевой Н.В., Плотниковой Н.В., Прониной Г.А., Калинкиной Г.В., Пузаковой В.Е., Серегиной В.П., Матыкиной В.А., Языниной О.В., Титова А.Е., Сараевой Т.П., Головиной М.А., Калугиной Н.А., при секретаре Чурочкиной Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шацкого района Рязанской области, поданному в защиту прав неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанного с необеспечением соблюдения требований правил пожарной безопасности в муниципальных общеобразовательных учреждениях: МОУ «Важновская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Каверинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Полянская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Кучасьевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Больше-Агишевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Карнауховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Желанновская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ольховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ямбирнская основная общеобразовательная школа», МОУ «Сново-Здоровская основная общеобразовательная школа», МОУ «Печинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Криволуцкая основная общеобразовательная школа», МОУ «Борковская основная общеобразовательная школа», МОУ «Лесно- Ялтуновская начальная общеобразовательная школа», УСТАНОВИЛ: Прокурор Шацкого района Рязанской области обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, требуя признать незаконным бездействие администрации муниципального образования (далее МО) - Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанное с необеспечением соблюдения требований Правил пожарной безопасности в РФ 01-03, в муниципальных общеобразовательных учреждениях: МОУ «Важновская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Каверинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Полянская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Кучасьевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Больше-Агишевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Карнауховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Желанновская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ольховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ямбирнская основная общеобразовательная школа», МОУ «Сново-Здоровская основная общеобразовательная школа», МОУ «Печинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Криволуцкая основная общеобразовательная школа», МОУ «Борковская основная общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Ялтуновская начальная общеобразовательная школа». А также обязать администрацию МО- Шацкий муниципальный район Рязанской области, устранить нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации в указанных выше общеобразовательных учреждениях, а именно оснастить их системами автоматической пожарной сигнализации. Данные требования прокурора основаны на положениях статей 1 и 37 Федерального Закона «О пожарной безопасности», ст.45 ГПК РФ. Мотивированы тем, что в ходе проверки готовности муниципальных образовательных учреждений (далее МОУ или школ) Шацкого муниципального района к 2010-2011 учебному году, было установлено, что в нарушение требований п.14 Норм пожарной безопасности (НПБ) 110-03 и п.3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), пятнадцать школ, указанных в заявлении, не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации. Отсутствие автоматической пожарной сигнализации существенно снижает возможность своевременного обнаружения пожара, оповещения службы пожарной охраны и лиц, находящихся в зданиях школ, большинство из которых - несовершеннолетние. Несвоевременное оповещение о пожаре может существенно затруднить, или сделать невозможной быструю и безопасную эвакуацию людей, с целью сохранения их жизни и здоровья. Ситуацию усугубляет удаленность большинства школ на 20 км от пожарной части. По данному вопросу органы прокуратуры и служба пожарного надзора неоднократно направляли предписания об устранении нарушений Правил пожарной безопасности директорам муниципальных общеобразовательных учреждений, а также администрации МО - Шацкий муниципальный район. Обязанность по обеспечению школ системами пожарной сигнализации должна быть возложена на данный орган местного самоуправления. Поскольку, муниципальные общеобразовательные учреждения не имеют собственных финансовых средств, а администрация МО- Шацкий муниципальный район является учредителем вышеуказанных учреждений, а также собственником имущества (зданий, сооружений), находящегося в оперативном управлении школ. Согласно Уставам МОУ, учредительным договорам, Уставу МО- Шацкий муниципальный район, администрация МО- Шацкий муниципальный район является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования, как юридическое лицо наделено собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, несет обязанность по финансированию деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений. По этим же причинам Дата обезличена года на имя главы муниципального образования - Шацкий муниципальный район ФИО17 прокуратурой района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, в части реализации мер, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Вместе с тем, до обращения в суд нарушения Правил пожарной безопасности не устранены по причине недостаточного финансирования образовательных учреждений их учредителем. Нарушение Правил пожарной безопасности создает реальную опасность защищенности обучающихся в школе детей и других лиц, от вреда жизни и здоровью, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством. Предъявление заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защитить права и интересы всех граждан, которые находятся и могут находиться в зданиях школ. Установить круг этих лиц, привлечь их к участию в процессе, указать в судебном решении невозможно, так как в месте пожара могут находиться любые лица, как учащиеся, так и иные граждане. В судебном заседании заместитель прокурора Шацкого района Чуфистов Н.П. поддержал заявленные требования и доводы в отношении муниципальных общеобразовательных учреждений Шацкого муниципального района, в которых на день рассмотрения дела не установлены системы автоматической пожарной сигнализации. Просил установить срок устранения нарушений правил пожарной безопасности - до Дата обезличена года. Представитель администрации МО - Шацкий муниципальный район ФИО14, в судебном заседании требования прокуратуры признала частично. Пояснила, что на день рассмотрения дела, пять из указанных прокурором школ оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации: МОУ «Каверинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Полянская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Кучасьевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ямбирнская основная общеобразовательная школа». До конца 2010 года планируется оснастить системами автоматической пожарной сигнализации МОУ «Важновская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Борковская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ольховская основная общеобразовательная школа», еще семь школ будут оборудованы этими системами в 2011 году, после получения денежных средств из областного бюджета. Три малочисленные сельские школы в 2011 году будут закрыты - МОУ «Карнауховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Криволуцкая основная общеобразовательная школа», МОУ «Сново-Здоровская основная общеобразовательная школа». Представители заинтересованных лиц - МОУ «Важновская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Больше-Агишевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Карнауховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Желанновская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ольховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Сново-Здоровская основная общеобразовательная школа», МОУ «Печинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Криволуцкая основная общеобразовательная школа», МОУ «Борковская основная общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Ялтуновская начальная общеобразовательная школа»- ФИО13, ФИО10, ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, в судебном заседании не отрицали, что на день рассмотрения дела в представляемых ими учреждениях, системы автоматической пожарной сигнализации не установлены. Собственных средств на приобретение и установку данных систем МОУ не имеют. Представители заинтересованных лиц: МОУ «Каверинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Полянская средняя общеобразовательная школа», ФИО12 и ФИО11, пояснили, что в данных школах системы автоматической пожарной сигнализации установлены в начале сентября 2010 года. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц: МОУ «Кучасьевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ямбирнская основная общеобразовательная школа», от представителей которых поступили заявление и телефонограммы, с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку системы автоматической пожарной сигнализации в этих школах установлены. Начальник отделения государственного пожарного надзора Шацкого района ФИО18, допрошенный в качестве свидетеля, в судебном заседании пояснил, что по состоянию на Дата обезличена года 15 школ Шацкого муниципального района не были оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации. Предъявленные суду представителем администрации МО - Шацкий муниципальный район ФИО14 4 акта выполненных работ от Дата обезличена года и акт испытаний охранно-пожарной сигнализации подтверждают, что в МОУ «Каверинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Полянская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Кучасьевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ямбирнская основная общеобразовательная школа» данные системы установлены. Выслушав объяснения заместителя прокурора Шацкого района Чуфистова Н.П., представителя администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район ФИО14, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит, что требования прокурора Шацкого района подлежат удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего. Общие, правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства регулируются Федеральным Законом РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя вышеназванный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Согласно статье 1 Федерального Закона «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Органы местного самоуправления обладают собственной компетенцией в принятии первичных мер пожарной безопасности (ст.19). Статьей 38 вышеуказанного Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена в первую очередь на собственников имущества. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (ст.1 Правил). Часть вторая статьи 120 ГК РФ, предусматривает, что права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником (здания, движимое имущество), определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ, то есть имущество закрепляется собственником за учреждением, на праве оперативного управления. Статья 210 ГК РФ возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, в случаях, если иное не предусмотрено законом или договором. В судебном заседании исследованы Уставы муниципальных общеобразовательных учреждений Шацкого муниципального района, в отношении которых прокурором предъявлены требования. Из них следует, что учредителем этих МОУ является администрация МО- Шацкий муниципальный район Рязанской области. Школы в своей деятельности руководствуются Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, законодательными актами РФ в области образования, договорами с учредителем и собственным Уставом. За МОУ, в целях обеспечения их уставной деятельности комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО- Шацкий муниципальный район, закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), согласно актам приема- передачи. Школы финансируются учредителем по нормативам на одного учащегося, установленным в бюджете на основании договоров между школами и учредителем. В соответствии с п.4 ч.1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится в частности обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Пункт 7 статьи 15, часть вторая статьи 18 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устанавливают, что к вопросам местного значения муниципального района относятся предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, которые исполняются за счет средств местного и других бюджетов. Согласно положениям ст.ст. 57, 58 Устава муниципального образования - Шацкий муниципальный район ... (принятого ... Думы от Дата обезличена года Номер обезличен) администрация МО- Шацкий муниципальный район осуществляет исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления в Шацком муниципальном районе, к её полномочиям среди прочих относятся: исполнение бюджета муниципального района, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Администрация МО - Шацкий муниципальный район является учредителем МОУ, исполнительно- распорядительным органом собственника имущества переданного в оперативное управление школам, поэтому в соответствии со ст.210 ГК РФ, несет бремя содержания имущества принадлежащего муниципальному образованию. Данное обстоятельство в судебном заседании было признано и не оспаривалось представителем администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области. Номер обезличен года прокурором Шацкого района были направлены представления об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, директорам 15 муниципальных общеобразовательных учреждений, указанных в заявлении. В ответ на которые, МОУ сообщили об отсутствии собственных финансовых средств на оборудование школ системами автоматической пожарной сигнализации. Аналогичные представления были направлены Дата обезличена года главе администрации МО- Шацкий муниципальный район, Дата обезличена года - главе МО -Шацкий муниципальный район. Данные факты подтверждаются представлениями прокурора, ответами МОУ и администрации МО - Шацкий муниципальный район, об отсутствии собственных финансовых средств для оборудования школ системами автоматической пожарной сигнализации. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 утверждены «Нормы пожарной безопасности и Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)". Пунктом 14 указанных норм предусмотрено, что здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией. Согласно п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N 313), вышеуказанные Нормы и Перечень обязательны к исполнению. Из сообщения начальника ОГПН по ...у ФИО18 Номер обезличен от Дата обезличена года, следует, что при приемке образовательных учреждений Шацкого района к 2010-2011 учебному году, установлено, что не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией согласно п.14 НПБ 110-03, следующие объекты: МОУ «Важновская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Каверинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Полянская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Кучасьевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Больше-Агишевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Карнауховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Желанновская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ольховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ямбирнская основная общеобразовательная школа», МОУ «Сново-Здоровская основная общеобразовательная школа», МОУ «Печинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Криволуцкая основная общеобразовательная школа», МОУ «Борковская основная общеобразовательная школа», МОУ «Лесно- Ялтуновская начальная общеобразовательная школа». Согласно предъявленным суду представителем администрации МО - Шацкий муниципальный район ФИО14 актам выполненных работ Номер обезличен от Дата обезличена года и акту испытаний охранно-пожарной сигнализации Номер обезличен от Дата обезличена года, в МОУ «Каверинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Полянская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Кучасьевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ямбирнская основная общеобразовательная школа», работы по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации выполнены в полном объеме и приняты заказчиком. Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют считать доказанным то, что учредителем 15 муниципальных общеобразовательных учреждений в отношении которых предъявлены требования прокурора, является администрация МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области, в обязанности которой входит финансирование МОУ. Имущество, закрепленное за МОУ на праве оперативного управления, является собственностью МО - Шацкий муниципальный район. На момент рассмотрения дела нарушения правил пожарной безопасности в 10 школах не устранены. Бездействие учредителя, выразившееся в длительном неисполнении законных требований органов прокуратуры, необеспечении соблюдения правил пожарной безопасности в 10 муниципальных общеобразовательных учреждениях, нарушает права учащихся на получение образования в условиях, гарантирующих охрану и укрепление здоровья, закрепленных в ст.51 Федерального Закона «Об образовании» и ст.43 Конституции РФ. Кроме того, на протяжении длительного времени имелась и существует по настоящее время опасность причинения вреда жизни и здоровью учащихся, и других лиц, которые находятся и будут находиться в помещениях 10 школ. В связи с этим, суд находит законными и обоснованными требования прокурора Шацкого района, в части обеспечения соблюдения правил пожарной безопасности в 10 муниципальных общеобразовательных учреждениях. Администрацию МО- Шацкий муниципальный район следует обязать обеспечить десять оставшихся школ системами автоматической пожарной сигнализации. В остальной части требования прокурора Шацкого района удовлетворению не подлежат, поскольку нарушения правил пожарной безопасности в пяти школах органом местного самоуправления устранены. В соответствии ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление по оспариванию бездействия органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод. С учетом характера и объема работ, которые следует осуществить, суд находит возможным определить срок, для устранения имеющихся нарушений правил пожарной безопасности, до Дата обезличена года. Согласно положениям ст.333.17 и пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, то есть лиц, которых Налоговый кодекс РФ относит к плательщикам государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Шацкого района Рязанской области удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования- Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанное с необеспечением соблюдения требований Правил пожарной безопасности в РФ 01-03, в муниципальных общеобразовательных учреждениях: МОУ «Важновская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Больше-Агишевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Карнауховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Желанновская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ольховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Сново-Здоровская основная общеобразовательная школа», МОУ «Печинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Криволуцкая основная общеобразовательная школа», МОУ «Борковская основная общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Ялтуновская начальная общеобразовательная школа». Обязать администрацию МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области, в срок до Дата обезличена года устранить нарушения требований Правил пожарной безопасности в РФ 01- 03, в муниципальных общеобразовательных учреждениях: МОУ «Важновская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Больше-Агишевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Карнауховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Желанновская основная общеобразовательная школа», МОУ «Ольховская основная общеобразовательная школа», МОУ «Сново-Здоровская основная общеобразовательная школа», МОУ «Печинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Криволуцкая основная общеобразовательная школа», МОУ «Борковская основная общеобразовательная школа», МОУ «Лесно-Ялтуновская начальная общеобразовательная школа», а именно: оснастить вышеуказанные общеобразовательные учреждения системами автоматической пожарной сигнализации. В удовлетворении остальных требований прокурора Шацкого района отказать. Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Рязанский областной суд, в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий- Логвин В.Н.