нарушение правил пожарной безопасности администрацией сельского поселения



Дело Номер обезличен г.РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

13 августа 2010 года г.Шацк Шацкий районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Логвина В.Н., с участием помощника прокурора Шацкого района Рязанской области Яныкина А.Н., главы администрации муниципального образования - Лесно-Полянское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области Глухова А.Н., при секретаре Чурочкиной Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о.прокурора Шацкого района Рязанской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - Лесно-Полянское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, в части не соблюдения требований пожарной безопасности

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Шацкого района Рязанской области Сысоев А.Б. обратился в суд в порядке, предусмотренном статьями 45, 254, 255 ГПК РФ, с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, требуя признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Лесно-Полянское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области в части не соблюдения требований пожарной безопасности. Просит обязать администрацию муниципального образования - Лесно - Полянское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области: очистить территории населенных пунктов сельского поселения от горючих отходов, мусора, сухой травы и т.п., в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам; установить на территории сельских населенных пунктов средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить населенные пункты сельского поселения запасами воды для целей пожаротушения; приостановить разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топку печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе; организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов сельского поселения с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата); создать подразделения пожарной охраны; обеспечить необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных.

Указанные требования основаны на положениях Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О пожарной безопасности», относящих к вопросам местного значения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и определяющих компетенцию органов местного самоуправления в их реализации. Требования мотивированы тем, что указанные выше нарушения правил пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, проведенной прокуратурой Шацкого района совместно с ОГПН по Шацкому району, могут привести к возникновению пожаров и тяжким последствиям - человеческим жертвам, материальным потерям. Предъявление заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защитить права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться в сельских населенных пунктах поселения. На территории муниципального образования Лесно - Полянское сельское поселение также расположены как жилые, так и административные здания, в том числе школы, детские сады и иные учреждения образования с пребыванием несовершеннолетних. Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь в процесс, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела - невозможно, так как в месте возникновения пожара могут находиться любые лица, как жители поселения, так и иные.

Ранее прокуратурой Шацкого района было внесено представление об устранении имеющихся нарушений, администрация МО - Лесно-Полянское сельское поселение и глава данного органа местного самоуправления привлекались к уголовной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Вместе с тем, администрацией органа местного самоуправления достаточные меры, направленные на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности, приняты не были.

В судебном заседании помощник прокурора Шацкого района Рязанской области Яныкин А.Н. поддержал заявленные требования и доводы. Просил обязать администрацию МО - Лесно-Полянское сельское поселение устранить нарушения правил пожарной безопасности, в семидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Глава администрации муниципального образования - Лесно-Полянское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области Глухов А.Н. в судебном заседании признал, что нарушения, указанные в заявлении и.о. прокурора Шацкого района имеют место. На территории сельского поселения расположены села: Лесная Поляна, Вочкас и Садовый. В с.Лесная Поляна оборудована пожарная машина, есть 3 трактора с бочками, пожарный колокол, организована добровольная пожарная дружина. В поселках Вочкас и Садовый обстановка с противопожарными средствами хуже, средств оповещения о пожаре нет, не опаханы границы этих сел, отсутствуют пожарные машины и мотопомпы. Администрация сельского поселения ведет разъяснительные беседы с жителями, вынесено распоряжение о введении режима чрезвычайной ситуации.

Выслушав объяснения помощника прокурора Шацкого района Яныкина А.Н., представителя заинтересованного лица Глухова А.Н., исследовав материалы дела, суд находит требования органа прокуратуры законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» указывает, что первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

В судебном заседании исследован Устав МО- Лесно-Полянское сельское поселение Шацкого муниципального района, в котором обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов вышеуказанного сельского поселения, отнесено к вопросам местного значения и входит в компетенцию органа местного самоуправления данного поселения (п.10 ст.9 и п.16 ст.35).

Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений относятся:

-создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

-создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

-оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

-организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

-принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

-включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

-оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

-установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст.20 указанного Закона нормативное регулирование в области пожарной безопасности - это установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313 утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (01-03)» (далее ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Факт несоблюдения администрацией МО- Лесно-Полянское сельское поселение правил пожарной безопасности, признан в судебном заседании представителем данного заинтересованного лица, подтверждается исследованным в судебном заседании письменным сообщением начальника ОГПН по ... ФИО5 Номер обезличен от Дата обезличена года. Из которого следует, что на территории муниципального образования -Лесно-Полянское сельское поселение, выявлены следующие существенные нарушения требований пожарной безопасности -Правил пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03):

-территории населенных пунктов сельского поселения, в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, не полностью очищены от горючих отходов, мусора, сухой травы и т.п. (нарушение п.21 ППБ 01-03);

-на территории сельских населенных пунктов не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения (нарушение п.114 ППБ 01-03);

-в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды в сельских населенных пунктах по решению органов местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, не приостановлены; не организовано силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), не проведена соответствующая разъяснительная работа о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара (нарушение п.116 ППБ 01-03);

-в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции не в полном объеме соблюдают следующие требования: не в полном объеме реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; не созданы в соответствии с установленными нормами подразделения пожарной охраны, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов; не обеспечиваются необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных (нарушение п.11 ППБ 01-03).

Бездействие администрации МО - Лесно-Полянское сельское поселение подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:

-представлением прокурора ... ФИО6 от Дата обезличена года Номер обезличен, об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности;

-постановлением начальника ОГПН по ... от Дата обезличена года, которым администрация МО- Лесно-Полянского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнута штрафу в размере Номер обезличен рублей.

-постановлением начальника ОГПН по ... от Дата обезличена года, которым глава администрации МО- Лесно-Полянского сельского поселения ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере Номер обезличен рублей.

Из данных постановлений и представления следует, что основанием для привлечения к административной ответственности послужили нарушения правил пожарной безопасности, об устранении которых в данном судебном разбирательстве просит и.о.прокурора Шацкого района.

Исследованные в судебном заседании доказательства дают суду основания полагать, что администрацией МО- Лесно-Полянское сельское поселение в нарушение требований п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допущено бездействие в разрешении вопроса местного значения: не обеспечены первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Бездействие администрации МО- Лесно-Полянское сельское поселение не соответствует требованиям ст.1 и ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», создает реальную опасность защищенности неопределенного круга лиц от причинения вреда их жизни и здоровью. Возникновение пожара, связанного с нарушением правил пожарной безопасности может повлечь за собой человеческие жертвы и материальные потери.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Возможность наступления в будущем вредоносного результата вследствие бездействия органа местного самоуправления, который в силу Закона обязан принимать меры для минимизации вероятности наступления опасных последствий, является достаточным основанием для удовлетворения требований об обязывании устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности.

Доводы главы администрации МО - Лесно-Полянское сельское поселение Глухова А.Н., об отсутствии денежных средств на устранение нарушений требований правил пожарной безопасности, не приняты судом во внимание, поскольку закон не связывает соблюдение противопожарных правил с имущественным положением муниципального образования, кроме того, большинство мероприятий о проведении которых требует и.о. прокурора Шацкого района, не требуют больших материальных затрат.

В соответствии ч.1 ст.258 ГПК РФ, признав требования и.о.прокурора Шацкого района законными и обоснованными, суд принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Определяя администрации МО - Лесно-Полянское сельское поселение семидневный срок для устранения нарушений, суд учитывает характер требований и действий, которые следует совершить, а также сложившиеся погодные условия, которые вследствие продолжительной жаркой погоды несут большую опасность возникновения пожаров.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ и п.7 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с администрации МО - Лесно-Полянское сельское поселение надлежит взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление и.о.прокурора Шацкого района Рязанской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Лесно-Полянское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, в части не соблюдения требований пожарной безопасности.

Обязать администрацию муниципального образования - Лесно-Полянское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, в срок 7 дней со дня вступления решения в законную силу, устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

-очистить территории населенных пунктов сельского поселения от горючих отходов, мусора, сухой травы, в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам;

-установить на территории сельских населенных пунктов средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

-обеспечить населенные пункты сельского поселения запасами воды для целей пожаротушения;

-приостановить разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топку печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе;

-организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов сельского поселения с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата);

-создать подразделения пожарной охраны;

-обеспечить необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных.

Взыскать с администрации муниципального образования - Лесно-Полянское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Рязанский областной суд, в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий-подпись.

Копия верна.

Судья- Логвин В.Н.