иск прокуратуры к администрации МО-Криволуцкое сельское поселение в интересах неопред. круга лиц



Дело Номер обезличен г.РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

10 сентября 2010 года г.Шацк Шацкий районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Логвина В.Н., с участием помощника прокурора Шацкого района Рязанской области ФИО9., главы администрации муниципального образования - Криволуцкое сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области ФИО10., при секретаре Чурочкиной Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шацкого района Рязанской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - Криволуцкое сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, в части не обеспечения организации сбора и вывоза бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шацкого района Рязанской области обратился в суд в порядке, предусмотренном статьями 45, 254, 255 ГПК РФ, с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, требуя признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Криволуцкое сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области (далее администрация МО- Криволуцкое сельское поселение), в части не обеспечения организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории с. Кривая Лука.

Просит обязать администрацию МО - Криволуцкое сельское поселение организовать сбор и вывоз бытовых отходов на территории с.Кривая Лука.

Указанные требования основаны на положениях Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», относящих организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения находящимся в компетенции органов местного самоуправления поселений.

На территории МО - Криволуцкое сельское поселение, нарушаются требования ст.22 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так, в с.Кривая Лука имеется свалка твердых бытовых отходов (далее ТБО), расположенная на расстоянии 500 метров от вышеуказанного населенного пункта. Сбор и вывоз ТБО в данном населенном пункте не организован. Данный факт установлен Актом мероприятий по контролю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека от 30.08.2010 года. Из которого следует, что администрация МО - Криволуцкое сельское поселение не имеет лицензии на право деятельности по обращению с отходами и санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии полигона ТБО санитарным правилам, что является нарушением пункта 2.2 Санитарных правил 2.1.7 1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее СП 2.1.7 1038-01). Количество ТБО не учитывается. По периметру места складирования ТБО нет ограждения, рва глубиной 2 метра или земляного вала высотой 2 метра, что является нарушением п. 4.4 СП 2.1.7 1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Таким образом, создана реальная угроза здоровью людей, поддержанию и восстановлению благоприятного состояния окружающей природной среды. Развитие ситуации может повлечь за собой распространение заболеваний и эпидемий.

Ранее прокуратурой Шацкого района в ходе аналогичной проверки были выявлены подобные нарушения. В целях их устранения главе администрации муниципального образования - Криволуцкое сельское поселение, было внесено представление, в котором предлагалось принять действенные меры, направленные на оздоровление санитарно-эпидемиологической обстановки в сельском поселении. Вместе с тем, администрацией достаточные меры по устранению выявленных нарушений приняты не были.

Кроме того, по результатам проверки проведенной Дата обезличена года за аналогичные нарушения глава администрации МО-Криволуцкое сельское поселение была привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

Прокурор Шацкого района указывает, что нарушение правил обращения с отходами, не выполнение своевременных мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов, создают реальную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе населения с.Кривая Лука и близлежащих населенных пунктов, а также благоприятному состоянию природной среды и среды обитания.

В судебном заседании помощник прокурора Шацкого района Рязанской области ФИО8 уточнил заявленные требования. Просил обязать администрацию МО - Криволуцкое сельское поселение, в срок до Дата обезличена года организовать сбор и вывоз бытовых отходов на территории с.Кривая Лука, в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава администрации МО- Криволуцкое сельское поселение ФИО1 в судебном заседании признала требования прокурора Шацкого района в полном объеме. Пояснила, что сбор и вывоз мусора на территории с.Кривая Лука не организованы из-за недостатка денежных средств в бюджете муниципального образования и отсутствия техники. Жители села сами вывозят бытовые отходы. Рядом с селом имеется свалка отходов, не соответствующая требованиям предъявляемым к полигонам по захоронению ТБО. В настоящее время решается вопрос о финансировании организации сбора и вывоза отходов из районного бюджета. В случае надлежащего финансирования организовать сбор и вывоз отходов возможно в срок до Дата обезличена года.

Выслушав объяснения помощника прокурора Шацкого района, представителя органа местного самоуправления, бездействие которого обжалуется, исследовав материалы дела, суд находит требования прокуратуры законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно ст.22 ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.8 и ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, находящимся в компетенции органов местного самоуправления поселений.

В судебном заседании исследовано постановление прокурора Шацкого района от Дата обезличена года, о возбуждении в отношении главы администрации МО- Криволуцкое сельское поселение ФИО4 производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ. Из которого следует, что основанием для возбуждения производства послужило выявленное нарушение требований санитарных норм, регламентирующих сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории с.Кривая Лука, в частности наличие несанкционированных свалок ТБО.

Постановлением территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в ... Номер обезличен от Дата обезличена года глава администрации МО- Криволуцкое сельское поселение ФИО4 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения заключалось в том, что на территории МО- Криволуцкое сельское поселение отсутствует полигон для твердых бытовых отходов. Несанкционированная свалка расположена в 400 метрах от с.Кривая Лука и в 1400 метрах от реки Вопша; во всех населенных пунктах поселения складирование ТБО осуществляется на несанкционированных свалках (то есть нарушены ст.22 ФЗ РФ №52 от 30.03.1999 года, п. 3.1 СП 42-128-4690-88, СП 2.1.7.1322-03, СП 2.1.71038-01).

Дата обезличена года прокуратурой Шацкого района главе администрации муниципального образования - Криволуцкое сельское поселение, было внесено представление, в котором предлагалось принять действенные меры, направленные на оздоровление санитарно-эпидемиологической обстановки в сельском поселении. Вместе с тем, администрацией муниципального образования достаточные меры по устранению выявленных нарушений приняты не были.

Из заключения Номер обезличен от Дата обезличена года, о проверке санитарного состояния территории МО - Криволуцкое сельское поселение, произведенной ведущим специалистом- экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в ... ФИО6, следует, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов в с.Кривая Лука Шацкого района не организован. Имеется свалка твердых отходов, расположенная на расстоянии 500 метров от данного населенного пункта и 1400 метров от реки Вопша. Администрацией МО - Криволуцкое сельское поселение Шацкого муниципального района не представлена лицензия на право деятельности по обращению с отходами, а также санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии полигона ТБО санитарным правилам, что является нарушением пункта 2.2 Санитарных правил 2.1.7 1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее СП 2.1.7 1038-01). Количество ТБО не учитывается. По периметру места складирования ТБО нет ограждения, рва глубиной 2 метра или земляного вала высотой 2 метра, что является нарушением п.4.4 СП 2.1.7 1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Это право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Нарушение правил обращения с отходами, не выполнение своевременных мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов, создают реальную опасность для жизни и здоровья населения с.Кривая Лука и близлежащих населенных пунктов, благоприятному состоянию природной среды и среды обитания.

Бездействие администрации МО- Криволуцкое сельское поселение не соответствует требованиям ст.22 ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду и среду обитания. Развитие ситуации может повлечь за собой распространение заболеваний и эпидемий.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Возможность наступления в будущем вредоносного результата вследствие бездействия органа местного самоуправления, который в силу Закона обязан принимать меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, является достаточным основанием для удовлетворения требований об обязывании устранить выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Доводы главы администрации МО - Криволуцкое сельское поселение ФИО1, об отсутствии денежных средств на устранение нарушений требований санитарных правил, не приняты судом во внимание, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии ч.1 ст.258 ГПК РФ, признав требования прокурора Шацкого района законными и обоснованными, суд принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме нарушения законодательства.

Определяя администрации МО - Криволуцкое сельское поселение срок для устранения нарушений- до Дата обезличена года, суд учитывает характер требований и объем действий, которые следует совершить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Шацкого района Рязанской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования- Криволуцкое сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, в части не обеспечения организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории с.Кривая Лука Шацкого района Рязанской области.

Обязать администрацию МО - Криволуцкое сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области в срок до Дата обезличена года организовать сбор и вывоз бытовых отходов на территории с.Кривая Лука Шацкого района Рязанской области, в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Рязанский областной суд, в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий- Логвин В.Н.