15 февраля 2012 года г.Шацк Шацкий районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Логвина В.Н., с участием помощника прокурора Шацкого района Рязанской области Маркешкина А.А., представителя лица, бездействие которого обжалуется - Паневина В.И.,при секретаре Чурочкиной Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шацкого района Рязанской области, поданному в защиту прав неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования- Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанного с необеспечением соблюдения требований правил пожарной безопасности в помещениях избирательного участка № 797, Прокурор Шацкого района Рязанской области обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, требуя признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования (далее МО) - Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанное с необеспечением соблюдения требований правил пожарной безопасности в помещениях избирательного участка № 797. А также обязать главу администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области, в срок до 01 марта 2012 года устранить нарушения Правил пожарной безопасности, имеющиеся в помещениях избирательного участка №797, а именно: -установить автоматическую пожарную сигнализацию, согласно п.14 НПБ 110-03; -отремонтировать печь отопления, согласно п. 65 ППБ 01-03; Данные требования мотивированы тем, что постановлением Совета Федерации Федерального Собрания от 25 ноября 2011 года №442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» на 4 марта 2012 года назначены выборы Президента Российской Федерации. 11 января 2012 года и.о. главы администрации муниципального образования- Шацкий муниципальный район Рязанской области принято постановление №2 «Об образовании избирательных участков на территории Шацкого муниципального района Рязанской области для проведения голосования и подсчета голосов на выборах Президента Российской Федерации и дополнительных выборах депутатов представительных органов местного самоуправления 04 марта 2012 года». Согласно п.16 ст.20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» органы местного самоуправления предоставляют избирательным комиссиям помещения, соответствующие установленным требованиям, в том числе пожарной безопасности. В ходе проверки соответствия помещений, предоставленных для размещения избирательных комиссий и избирательных участков по выборам Президента Российской Федерации и дополнительным выборам депутатов представительных органов местного самоуправления, было выявлено, что помещение, предоставленное и.о. главы администрации муниципального образования- Шацкий муниципальный район, для избирательного участка №797 - здание сельской библиотеки, расположенное в с. Казачий Дюк Шацкого района Рязанской области, не соответствует требованиям пожарной безопасности. В частности, в нем отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, согласно п.14 НПБ 110-03; печь отопления имеет трещины, чем нарушены требования п.65 ППБ 01-03. Указанное грубое нарушение Правил пожарной безопасности создает реальную опасность защищенности неопределенного круга лиц - избирателей, членов избирательной комиссии, наблюдателей и прочих лиц, от вреда жизни и здоровья, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством. Соблюдение требований пожарной безопасности является одной из составляющих гарантий соблюдения избирательных прав в условиях защищенности. В судебном заседании помощник прокурора Шацкого района Рязанской области Маркешкин А.А. уточнил требования, просил: признать незаконным бездействие главы администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанное с необеспечением соблюдения требований правил пожарной безопасности на избирательном участке №797. Обязать главу администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области, в срок до 01 марта 2012 года устранить нарушения Правил пожарной безопасности, имеющиеся в помещениях избирательного участка № 797, образованного в здании сельской библиотеки, расположенном в с.Казачий Дюк Шацкого района Рязанской области, а именно: -Оборудовать помещение автоматической пожарной сигнализацией, согласно п.14 НПБ 110-03, или двумя автономными дымовыми пожарными извещателями, согласно требованиям "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования". -отремонтировать печь отопления, согласно п. 65 ППБ 01-03. Кроме того, помощник прокурора Шацкого района Рязанской области Маркешкин А.А., просил обратить решение суда к немедленному исполнению, из-за небольшого срока, оставшегося до даты выборов. Представитель лица бездействие которого обжалуется- Паневин В.И., действующий по доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных требований прокурора. Не отрицал того, что обязанность по обеспечению помещений, предоставленных для размещения избирательных комиссий и избирательных участков по выборам Президента Российской Федерации и дополнительным выборам депутатов представительных органов местного самоуправления, возложена на главу администрации МО- Шацкий муниципальный район Рязанской области. Признал, что в помещении избирательного участка № 797 имеются нарушения Правил пожарной безопасности указанные прокурором. Не возражал против обращения судебного решения к немедленному исполнению. Выслушав объяснения прокурора, представителя лица, бездействие которого обжалуется, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из следующего. Исходя из положений статей 1 и 37 ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии с п.16 ст.20, ст.61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», помещение для голосования, соответствующие требованиям пожарной безопасности, безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования. В судебном заседании установлено, что постановлением Совета Федерации Федерального Собрания от 25 ноября 2011 года №442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации » на 4 марта 2012 года назначены выборы Президента Российской Федерации. Настоящее постановление было опубликовано в «Российской газете» от 26 ноября 2011 №266с. 11 января 2012 года и.о. главы администрации муниципального образования- Шацкий муниципальный район Рязанской области принято постановление №2 «Об образовании избирательных участков на территории Шацкого муниципального района Рязанской области для проведения голосования и подсчета голосов на выборах Президента Российской Федерации и дополнительных выборах депутатов представительных органов местного самоуправления 04 марта 2012 года». Указанное постановление опубликовано в районной общественно-политической газете «На земле Шацкой» от 13 января 2012 №3. Вышеуказанным постановлением главы администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области 11 января 2012 года №2, избирательный участок №797 образован в здании сельской библиотеки, расположенном в с.Казачий Дюк Шацкого района Рязанской области. Факт несоответствия данного помещения требованиям Пожарной безопасности подтверждается информацией отдела надзорной деятельности (далее ОНД) Шацкого района ГУ МЧС России по Рязанской области от 01.02.2012. Из которого следует, что в помещении вышеуказанного избирательного участка отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, согласно п.14 НПБ 110-03; в нарушение п.65 ППБ 01-03, печь отопления имеет трещины,. Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании Врио начальника ОНД Шацкого района ГУ МЧС России по Рязанской области Богатов С.М., допрошенный в качестве свидетеля. Который пояснил, что допускается оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией или автономными дымовыми пожарными извещателями, согласно требованиям "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования". Исходя из этих норм, в одном помещении избирательного участка требуется установить два извещателя. Таким образом, судом установлено, что обязанность по представлению избирательным комиссиям помещений, соответствующих установленным требованиям, в том числе пожарной безопасности, лежит на главе администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области, что соответствует положениям п.29 ч.1 ст. 58 и ст. 60 Устава МО - Шацкий муниципальный район. Угрозу жизни и здоровью людей создает нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного Правилами или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также иными документами, содержащими требования пожарной безопасности. Нарушения Правил пожарной безопасности на избирательном участке № 797, создают реальную опасность защищенности неопределенного круга лиц: избирателей и других людей, которые могут находиться в помещениях избирательных участков (в том числе голосующих по открепительным удостоверениям, наблюдателей и иных лиц), от вреда жизни и здоровью, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством (ч.2 ст.2 ГК РФ). Ситуацию усугубляет удаленность избирательного участка от пожарной части. Указанные нарушения сводят к минимуму возможность оперативной и безопасной эвакуации людей, быстрого обнаружения и ликвидации пожара. Сами по себе выборы представляют собой массовое мероприятие, предполагающее скопление людей в помещениях избирательных участков. Нарушение правил пожарной безопасности может повлечь за собой возникновение пожара с тяжелыми последствиями (гибель и травматизм людей, уничтожение и повреждение имущества, в том числе документации о выборах). Что влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе и в области избирательных прав - права избирать и быть избранными, участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Суд находит уточненные требования прокурора Шацкого района обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как в судебном заседании нашел подтверждение факт бездействия главы администрации МО - Шацкий муниципальный район, создающего препятствия в осуществлении прав и свобод для неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Суд находит целесообразным обратить решение к немедленному исполнению, поскольку дата вступления судебного решения в законную силу находится после даты выборов, и исполнение в обычном порядке может оказаться невозможным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Шацкого района Рязанской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанное с необеспечением соблюдения требований правил пожарной безопасности на избирательном участке №797. Обязать главу администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области, в срок до 01 марта 2012 года устранить нарушения Правил пожарной безопасности, имеющиеся в помещениях избирательного участка № 797, образованного в здании сельской библиотеки, расположенном в с.Казачий Дюк Шацкого района Рязанской области, а именно: -Оборудовать помещение автоматической пожарной сигнализацией, согласно п.14 НПБ 110-03, или двумя автономными дымовыми пожарными извещателями, согласно требованиям "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования". -отремонтировать печь отопления, согласно п. 65 ППБ 01-03. Обратить данное решение к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд, в течение месяца со дня вынесения. Председательствующий- судья В.Н. Логвин Решение не вступило в законную силу.