Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
П. Шаблыкино 02 декабря 2010 года
Шаблыкинский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Мунгаловой Ю.Б., с участием прокурора Сорокиной Т.П., представителя ответчика администрации п. Шаблыкино Шаблыкинского района Орловской области Лепешонковой Ю.А., представителя ответчика Шаблыкинского поселкового Совета народных депутатов Шаблыкинского района Орловской области Нагорновой Г.В., при секретаре Беловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале заседаний Шаблыкинского районного суда гражданское дело по заявлению ПРОКУРОРА ШАБЛЫКИНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ в интересах неопределенного круга лиц – населения муниципального образования п. Шаблыкино Шаблыкинского района Орловской области к АДМИНИСТРАЦИИ П. ШАБЛЫКИНО ШАБЛЫКИНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ и к ШАБЛЫКИНСКОМУ ПОСЕЛКОВОМУ СОВЕТУ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ШАБЛЫКИНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шаблыкинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – населения муниципального образования п. Шаблыкино – с заявлением к администрации п. Шаблыкино и Шаблыкинскому поселковому Совету народных депутатов о признании бездействия незаконным. В обоснование своего требования указал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в деятельности ответчиков.
В нарушение требований закона на территории п. Шаблыкино Программа в области обеспечения безопасности дорожного движения не разработана, в бюджете поселка средства на финансирование мероприятий по безопасности дорожного движения не заложены. На территории поселка не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также Правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Прокурор просил признать бездействие ответчиков незаконным и обязать их разработать и утвердить Программу в области обеспечения безопасности дорожного движения, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также Правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В ходе судебного заседания прокурор Сорокина Т.П. исковые требования поддержала и дала показания, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика администрации п. Шаблыкино Лепешонкова Ю.А. и представитель ответчика Шаблыкинского поселкового Совета народных депутатов Нагорнова Г.В. исковые требования прокурора признали в полном объеме. Суду пояснили, что действительно Программа в области обеспечения безопасности дорожного движения не разработана, в бюджете поселка средства на финансирование мероприятий по безопасности дорожного движения не заложены. На территории поселка не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также Правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В ближайшем будущем администрация поселка и поселковый Совет народных депутатов готовы устранить имеющиеся нарушения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания установлено, что на территории п. Шаблыкино Программа в области обеспечения безопасности дорожного движения не разработана, в бюджете поселка средства на финансирование мероприятий по безопасности дорожного движения не заложены. На территории поселка не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также Правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Данный факт подтверждается показаниями представителей ответчиков Лепешонковой Ю.А. и Нагорновой Г.В.
Таким образом, установлено бездействие администрации п. Шаблыкино и Шаблыкинского сельского Совета народных депутатов по обеспечению безопасности дорожного движения.
Данное бездействие ответчиков является незаконным по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В силу п. 4 ч. 10 ст. 35 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие планов и программ муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Указанные программы должны финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов.
Во исполнение требований Закона РФ «О безопасности дорожного движения» Постановлением Правительства РФ № 100 от 20.02.2006 г. утверждена Федеральная целевая Программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», в соответствии с п. 6 которой органам местного самоуправления рекомендовано принять участие в финансировании мероприятий Программы, не только за счет средств бюджетов субъектов РФ, но и местных бюджетов и внебюджетных источников.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1\ осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
2\ разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3\ принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования;
4\ определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
5\ утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения;
6\осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
7\ определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
8\ установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9\ использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством РФ, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10\ информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
11\ утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
12\ осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18, ст. 34 Закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» порядок содержания и ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчет размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
До настоящего времени ответчиками в нарушение вышеуказанного законодательства Программа в области обеспечения безопасности дорожного движения не разработана, в бюджете сельского поселения средства на финансирование мероприятий по безопасности дорожного движения не заложены. На территории поселения не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также Правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В результате бездействия ответчиков нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц – населения п. Шаблыкино.
Таким образом, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Шаблыкинского района Орловской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации п. Шаблыкино Шаблыкинского района Орловской области и Шаблыкинского поселкового Совета народных депутатов Шаблыкинского района Орловской области, выразившееся в ненадлежащем обеспечении прав населения муниципального образования – п. Шаблыкино Шаблыкинского района Орловской области - в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Обязать администрацию п. Шаблыкино Шаблыкинского района Орловской области и Шаблыкинский поселковый Совет народных депутатов Шаблыкинского района Орловской области в срок до 01 декабря 2011 года разработать и утвердить Программу в области обеспечения безопасности дорожного движения, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также Правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Шаблыкинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий Ю.Б.Мунгалова