Дело № 2-96/ 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севск «31» марта 2011 года
Севский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.
с участием помощника прокурора Севского района Брянской области Круцких Г.С.
при секретаре Воиновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Севского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Севское городское поселение» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Севского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Севское городское поселение» о понуждении к совершению действий организовать освещение улиц города, указывая, что прокуратурой Севского района совместно с отделением ГИБДД ОВД по Севскому муниципальному району в январе 2011 года была проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения в части организации наружного освещения улиц города Севска.
По итогам проверки выявлены существенные нарушения, касающиеся организации наружного освещения улиц:
В нарушение требований СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» на следующих улицах г. Севска:
- ул.Тургенева, освещение имеется только на пересечении ул. Ленина, Советская, С-Щедрина, Маяковского и около торговых точек;
-ул. Ленина, установлено 50 опор с установленными на них светильниками, неисправно 2 подряд, около д. 6,8, от д. № 97 до ЗАО «Умалат» освещение отсутствует;
-ул.Советская, установлено 24 опоры с установленными на них светильниками, неисправно 4, около д. 13-1; около д. 24,26,28- 3 подряд;
-ул. С-Щедрина, установлено 18 опор с установленными на них светильниками, неисправно 4, около д. 37-1; около д. 45-1; около д. 51,53- 2 подряд;
- ул. Маяковского, установлено 8 опор с установленными на них светильниками, неисправно 1 около д. 6;
-ул.Октябрьская, установлено 7 опор с установленными на них светильниками, неисправно 2 около д. 14,16 подряд;
-ул.Луначарского, установлено 5 опор с установленными на них светильниками, неисправно 1 около д. 4;
-ул. Р-Люксембург, установлено 6 опор с установленными на них светильниками, неисправно 3 около д. 17, 19,21 подряд;
-ул. К-Либкнехта, освещение имеется только на пересечениях ул. Октябрьская, Ленина, Советская, С-Щедрина, на остальном протяжении освещение отсутствует;
-ул. Свердлова, освещение имеется только на пересечениях ул. Ленина, Советская, С-Щедрина, Маяковского, на остальном протяжении освещение отсутствует;
-ул.К-Маркса, освещение имеется только на пересечении ул. Ленина, Советская, С-Щедрина, на остальном протяжении освещение отсутствует;
-ул. Энгельса, освещение имеется только на пересечении ул. Ленина, Советская, С-Щедрина, на остальном протяжении освещение отсутствует;
-ул. Урицкого, освещение имеется только на пересечении ул. Ленина, Советская, С-Щедрина, Маяковского, на остальном протяжении освещение отсутствует;
-ул. Володарского, освещение имеется только на пересечении ул. Ленина, Советская, С-Щедрина, на остальном протяжении освещение отсутствует;
-ул. Фокина, освещение имеется только на пересечении ул. Ленина, С-Щедрина, на остальном протяжении освещение отсутствует;
-ул. Первомайская, освещение отсутствует на всем протяжении;
- переулки 1-й, 2-й Луговой, отсутствует освещение на всем протяжении;
-переулки 1-й, 2-й Полевой, освещение отсутствует на всем протяжении;
-ул. Пролетарская, освещение отсутствует на всем протяжении.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены также ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221.
Данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, в том числе установок наружного освещения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно требованиям п.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселения участвуют в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах поселения.
Отсутствие освещения на улицах в темное время суток причиняет значительные неудобства гражданам, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, затрудняет работу служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб, а также создает благоприятные условия для преступной и террористической деятельности, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В силу ч. 4 ст. 3 и ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного в пределах своих полномочий осуществляют деятельность по противодействию терроризму, которая заключается, кроме того, в предупреждении терроризма, в том числе в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Таким образом, отсутствие должной организации освещения улиц грубо нарушает не только права и законные интересы граждан, служит причиной не достижения основных целей и задач деятельности органов местного самоуправления, но и создает угрозу безопасности конституционного строя Российской Федерации.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Севское городское поселение» организовать освещение улиц города.
В судебном заседании помощник прокурора Севского района Круцких Г.С. поддержал исковые требования, с учетом уточненных требований просит суд обязать администрацию муниципального образования «Севское городское поселение» организовать освещение улиц города:
-на ул.Тургенева на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С-Щедрина, Маяковского и около торговых точек;
- на ул. Ленина у домов №№ 6,8, и от д. № 97 до ЗАО «Умалат»;
- на ул.Советская у домов №№ 13, 24,26,28;
- на ул. С-Щедрина у домов №№ 37,45, 51,53;
- на ул. Маяковского у дома № 6;
- на ул.Октябрьская у домов 14,16;
- на ул.Луначарского у дома № 4;
- на ул. Р-Люксембург у домов №№ 17,19,21;
- на ул. К-Либкнехта на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Октябрьская, Ленина, Советская, С-Щедрина;
- на ул. Свердлова на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С-Щедрина, Маяковского;
- на ул.К-Маркса на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С-Щедрина;
- на ул. Энгельса на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С-Щедрина;
- на ул. Урицкого на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С-Щедрина,; Маяковского;
- на ул. Володарского на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С-Щедрина;
- на ул. Фокина на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, С-Щедрина;
- на ул. Первомайская на всем протяжении;
-на ул.Тургенева;
- на переулках 1-й, 2-й Луговой на всем протяжении;
- на переулках 1-й, 2-й Полевой на всем протяжении;
- на ул. Пролетарская на всем протяжении;
удовлетворить, пояснив, что организация наружного освещения должна обеспечиваться администрацией муниципального образования «Севское городское поселение».
Представитель администрации муниципального образования «Севское городское поселение» Новикова Н.Г. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что решение вопросов местного значения ограничены расходными обязательствами муниципального образования «Севское городское поселение». В целях недопущения перерасхода средств бюджета за потребленные энергоресурсы, электроэнергия подается на уличное освещение населенных пунктов, расположенных на территории городского поселения по графику. В ночное время суток уличное освещение отсутствует. Представленные уточненные исковые требования прокурора Севского района требуют материальных затрат в размере 30% от затрат на замену и установку светильников уличного освещения в соответствии с технико-экономическим предложением по энергоэффективности наружного освещения и обеспечения освещенности г. Севска, проведенным Западным филиалом федерального государственного учреждения «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в средне-Окском регионе» 6990, 2 млн. руб.. За январь-февраль 2011 года собственные доходы бюджета городского поселения составили 585,2 тыс. руб.. Затраты на уличное освещение, замену лампочек и техобслуживание за тот же период составили 232,2 тыс. руб. или 39. 7% от собственных доходов. В соответствии с утвержденным нормативом затраты должны составить за январь-февраль 141 тыс. руб.. Иск считает необоснованным в связи с невозможностью финансовых подтверждений расходов.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, огласив их, пришел к следующему.
Согласно п.5 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация освещения улиц.
Из п.7.12 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Актом контрольной проверки освещения улично-дорожной сети г. Севска от 21.01.2011 года установлено, что по улицам Ленина, Советская, С-Щедрина, Маяковского, Октябрьская, Луначарского, Р-Люксембург, К-Либкнехта, Свердлова, К-Маркса, Энгельса, Урицкого, Володарского, Фокина, Первомайская, Пролетарская, переулкам 1-й, 2-й Луговой 1-й, 2-й Полевой отсутствует или недостаточное освещение (л.д.6).
На основании п.п. 4.6.1, 4.6.3 "ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Согласно п. 7.28. строительных норм и правил СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утверждённых постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 года № 18-78, освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать, исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно таблице 11.
Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещённости, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий - 4 лк и при покрытии низшего типа - 2 лк.
В соответствии с п. 2.5. Строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утверждённых постановлением Госстроя от 17.12.1985 года № 233, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населённых пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещённых и неосвещенных участков.
Как следует из материалов дела на некоторых участках улиц г. Севска освещения не просто не достаточно, а оно фактически отсутствует.
Довод представителя ответчика Новиковой Н.Г. о том, что иск организовать освещение улиц не обоснован в связи с невозможностью финансовых подтверждений расходов не состоятелен, поскольку наружное освещение осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, СНиП 23-05-95, с учетом требований СНиП 2.05.02-85, организация наружного освещения является обязанностью муниципального образования.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, отсутствие освещения на улицах в темное время суток причиняет значительные неудобства гражданам, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, затрудняет работу служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб, а также создает благоприятные условия для преступной и террористической деятельности, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Таким образом, в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, требование организовать освещение улиц города в соответствии с действующим законодательством о безопасности дорожного движения, санитарными нормами и правилами, должны быть исполнены в бесспорном порядке, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Севского района Брянской области удовлетворить.
Администрации муниципального образовании «Севское городское поселение» организовать освещение улиц города:
-на ул.Тургенева на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С.Щедрина, Маяковского и около торговых точек;
- на ул. Ленина у домов №№ 6,8, и от д. № 97 до ЗАО «Умалат»;
- на ул.Советская у домов №№ 13, 24,26,28;
- на ул. С-Щедрина у домов №№ 37,45, 51,53;
- на ул. Маяковского у дома № 6;
- на ул.Октябрьская у домов 14,16;
- на ул.Луначарского у дома № 4;
- на ул. Р-Люксембург у домов №№ 17,19,21;
- на ул. К-Либкнехта на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Октябрьская, Ленина, Советская, С-Щедрина;
- на ул. Свердлова на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С-Щедрина, Маяковского;
- на ул.К-Маркса на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С-Щедрина;
- на ул. Энгельса на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С-Щедрина;
- на ул. Урицкого на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С-Щедрина, Маяковского;
- на ул. Володарского на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, Советская, С-Щедрина;
- на ул. Фокина на всем протяжении, за исключением пересечений с улицами Ленина, С-Щедрина;
- на ул. Первомайская на всем протяжении;
- на переулках 1-й, 2-й Луговой на всем протяжении;
- на переулках 1-й, 2-й Полевой на всем протяжении;
- на ул. Пролетарская на всем протяжении;
в соответствии с "ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.И. Рухмаков