Дело № 2-312 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Севск «05» августа 2011 года Севский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И. при секретаре Воиновой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Сальниковой К.С. на постановление и.о. главы Севской городской администрации от ДАТА №, У С Т А Н О В И Л: Сальникова К.С. обратилась в суд с жалобой (заявлением) об оспаривании решения должностного лица, в котором просит признать незаконным постановление и.о. главы Севской городской администрации от ДАТА №, обязать поставить её на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов ВОВ и признать за ней право на получение субсидии для приобретения жилья, указав, что соответствии с Федеральным законом от ДАТА годa N 5-ФЗ "О ветеранах" с последующими изменениями и дополнениями, на основании ст. 14, 21 она является членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, имеющей право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДАТА N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от ДАТА N 30). Однако, постановлением и.о. главы Севской городской администрации № от ДАТА «О снятии с учета кандидатов на получение выплаты из числа ветеранов ВОВ» она была снята с учета, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов ВОВ. Мотивом принятого решения послужило то обстоятельство, что «при отборе документов комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов выяснилось, что оснований для получения мной субсидии нет. Считает принятое решение незаконным и необоснованным. В своем Указе Президент постановил, что «в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны: Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДАТА N 5-ФЗ "О ветеранах", (в ред. Указа Президента РФ от ДАТА N 30). В ст. 14 ФЗ «О Ветеранах» указано, что социальной поддержкой является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому считает, что исключение её из лиц, имеющих основания для получения субсидии, не соответствует указанным выше ФЗ «О Ветеранах» и Указа Президента, нарушает её законные права и интересы, препятствует осуществлению её прав и свобод. Заявитель Сальникова К.С., извещенная надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доверив участвовать в рассмотрении дела представителю Соловьевой А.А., поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Сальниковой К.С. В судебном заседании представитель заявителя Соловьева А.А. (по доверенности) заявленные требования поддержала в полном объеме. Представитель Севской городской администрации Морозова Т.С. в судебном заседании заявленные требования признала и пояснила, что Сальникову К.С. сняли с учета, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов ВОВ, на основании письма департамента строительства и архитектуры <адрес>. Если Сальникова К.С. имеет право на получение субсидии, то должна получить. В суде свидетель Свидетель пояснила, что она собственник дома по адресу: <адрес>. Она зарегистрирована и проживает в <адрес>, поэтому её бабушка Сальникова К.С., которая зарегистрирована и проживает в <адрес> в её доме, не член её семьи. Зарегистрировали Сальникову К.С. по адресу: <адрес>, чтобы Сальникова К.С. получала пенсию и медицинское обслуживание. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, оценив исследованные в ходе судебного заседания доказательства в их совокупности, пришел к следующему. Статьей 254 ГПК РФ предусмотрено право гражданина оспорить в суде решение должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела Сальникова К.С., вдова участника ВОВ, зарегистрирована в доме, расположенном по адресу: <адрес>. Сальникова К.С. проживает в вышеуказанном доме со своей дочерью Соловьевой А.А.. Собственником вышеуказанного дома, общей площадью 87, 5 кв.м., является внучка Сальниковой К.С. - Свидетель (Соловьева ) И.С., которая вместе с Сальниковой К.С. не проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними отсутствуют сведения на имеющиеся объекты недвижимого имущества у Сальниковой К.С.. Указом Президента Российской Федерации N 714 от ДАТА "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от ДАТА N 30) постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному законуот ДАТА N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1). В соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 21 Федерального закона от ДАТА годa N 5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДАТА, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Постановлением главы Севской городской администрации от ДАТА № «О постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения вдов участников и инвалидов ВОВ» Сальникова К.С., вдова участника ВОВ, проживающая по адресу: <адрес>, составом семьи 2 человека (отсутствие жилого помещение), принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДАТА. ДАТА комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов при Департаменте строительства и архитектуры <адрес> Сальниковой К.С., как гражданам из числа ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, отказано выдаче субсидии. Постановлением и.о. главы Севской городской администрации от ДАТА № «О снятии с учета кандидатов на получение социальной выплаты из числа ветеранов ВОВ» Сальникова К.С., ФИО1 и ФИО2 сняты с учета, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов ВОВ, с указанием, что при отборе документов комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов при Департаменте строительства и архитектуры <адрес> выяснилось, что оснований для получения ими субсидии нет. В силу ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В соответствии ч.2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий должны содержать основания снятия с такового учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Одновременно в силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В ходе судебного разбирательства представителем Севской городской администрации не представлено доказательств, что Сальникова К.С. не относится к категории граждан, на которых распространяется действие Федерального закона от ДАТА N 5-ФЗ "О ветеранах" и правомерности снятии Сальниковой К.С. с учета, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов ВОВ.. В постановлении о снятии Сальниковой К.С. с учета, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов ВОВ в нарушении п. 2 ст. 56 ЖК РФ не указана конкретная причина снятия с учета со ссылкой на одно из условий, перечисленных в ст. 56 ЖК РФ, ссылка в постановлении, что оснований для получения Сальниковой К.С. субсидии нет, не является условием снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 56 ЖК РФ. Исходя из изложенного, постановление и.о. главы Севской городской администрации от ДАТА № «О снятии с учета кандидатов на получение социальной выплаты из числа ветеранов ВОВ» в части снятии Сальниковой К.С. с учета, как нуждающейся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов ВОВ, не является обоснованным и законным, поэтому требования Сальниковой К.С. о признании незаконным постановление и.о. главы Севской городской администрации от ДАТА № в части снятии Сальниковой К.С. с учета, как нуждающейся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов ВОВ, обязать поставить Сальникову К.С на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов ВОВ, подлежат удовлетворению. На основании ч.4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). В соответствии с ч.3 ст. 263 ГПК РФ, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства. Комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов при Департаменте строительства и архитектуры <адрес> Сальниковой К.С. отказано выдаче субсидии. В данном случае существует подведомственный суду спор о праве Сальниковой К.С. на получение субсидии для приобретения жилья. В связи с этим требования Сальниковой К.С. в части признать за ней право на получение субсидии для приобретения жилья должны быть рассмотрены в рамках искового производства, с привлечением всех участников спорного правоотношения, а не обжалования решения должностного лица, поэтому на основании ч.4 ст. 1, ч. 3 ст. 263 ГПК РФ ГПК РФ требования о признании за Сальниковой К.С. право на получение субсидии для приобретения жилья подлежит оставлению без рассмотрения. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 245, 263 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным постановление и.о. главы Севской городской администрации от ДАТА № в части снятии Сальниковой К.С. с учета, как нуждающейся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов ВОВ. Севской городской администрации поставить Сальникову К.С. на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов ВОВ. Требование в части признать за Сальниковой К.С. право на получение субсидии для приобретения жилья оставить без рассмотрения, разъяснив заявителю право разрешить спор в порядке искового производства. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий: В.И. Рухмаков