Дело № 2-424/ 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Севск «29» ноября 2011 года Севский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И. с участием помощника прокурора Севского района Брянской области Круцких Г.С. при секретаре Снытко-Журкиной А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Севского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Севского муниципального района и МОУ Липницкая средняя общеобразовательная школа о понуждении к совершению действий оборудовать здание МОУ Липницкая СОШ устройством молниезащиты, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд с иском к администрации Севского муниципального района и МОУ Липницкая СОШ о понуждении к совершению действий оборудовать здание МОУ Липницкая СОШ устройством молниезащиты, указывая, что прокуратурой Севского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ Липницкая СОШ. расположенном по адресу: Севский район, п. Косицы, пер. Школьный д.З. Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями,должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Право на жизнь и здоровье вышеперечисленных лиц связано, вместе с тем и соблюдением правил пожарной безопасности в образовательном учреждении. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ставит вопрос об обеспечении молниезащитой здания Липницкой среднейобщеобразовательной школы. Однако для устранения выявленных нарушений закона требуются денежные средства, которыми образовательное учреждение не располагает. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично: учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на установку молниезашиты здания, наличие субсидиарной ответственности администрации Севского муниципального района по обязательствам, как учредителя МОУ Липницкая СОШ и собственника занимаемого им здания, расходы по оборудованию здания школы средством молниезашиты следует возложить также и на администрацию Севского района за счет средств бюджета данного муниципального образования. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц. Непринятие либо несвоевременное принятие мер по устранению вышеуказанных нарушений законодательства угрожает жизни и здоровью обучающихся и работников, состав которых периодически меняется, а также персонала и иных лиц, посещающих учреждение. Представитель третьего лица ОНД по Севскому району, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, лица, участвующие в рассмотрении дела согласны рассмотреть дело без участия не явившегося представителя, поэтому в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителяОНД по Севскому району. Помощник прокурора Севского района Круцких Г.С. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебном заседании представитель ответчика администрации Севского муниципального района Шахбазов М.Я. (по доверенности) пояснил, что согласен с исковыми требованиями, т.к. здание школы не оборудовано устройством молниезащиты. В суде представитель ответчика МОУ Липницкая СОШ Бирюков А.Ф. согласился с иском и пояснил, что здание школы не оборудовано устройством молниезащиты. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, огласив их, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»от 17.01.1992 г. № 2202-1 - предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой Севского района проверки было выявлено, что здание МОУ Липницкая СОШ не оборудовано устройством молниезащиты. В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется, согласно Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Согласно ст.48 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются настоящим Федеральным законом. Правила и методы исследований (испытаний и измерений) характеристик систем предотвращения пожаров определяются в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. В статье 50 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 перечислены способы исключения условии образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Согласно п.4 ч.1 ст. 50 вышеуказанного закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования. Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других общеобразовательных учреждений ППБ-101-89, утвержденными Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 04.07.1989 года № 541, установлены требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ независимо от их ведомственной принадлежности. Пунктом 1.3 указанных Правил предусмотрено, что ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие. Согласно Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ № 280 от 30.06.2003 года, устройство молниезащиты - система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. В соответствии с п.п.1, 15 таблицы 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, утвержденной Главтехуправлением Минэнерго СССР 12.10.1987 года, устройства молниезащиты устанавливаются на всей территории СССР в зданиях и сооружениях или их частях, помещения которых согласно ПУЭ относятся к зонам классов В-I и В-II, а также в школах, расположенных в местностях со средней продолжительностью гроз 20 часов в год и более. Согласно информации от 21.11.2011 года № 2/1530, предоставленной Государственным учреждением «Брянский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», по средним многолетним данным близлежащей метеостанции Трубчевск, среднее число дней с грозой в год-30 дней, средняя продолжительность гроз в часах 74.5 часа, наибольшее число дней с грозой в год - 50 дней в год. Из письма начальника ОНД по Севскому району Цуканова К.М. от 28.11.2011 года № 725 следует, что 27.06.2010 года в результате грозового разряда произошло загорание сарая Максимкиной в с. Добрунь Севского района, 05.05.2011 года в результате грозового разряда произошло загорание жилого дома Скоробогатова в г. Севске. В соответствии со ст.ст. 32, 39, 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств (ст. 32). Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом (ст. 39). Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 51). Согласно ст. 31 Федерального Закона «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям муниципальных районов. В силу действующих норм права, здание МОУ Липницкая СОШ в с. Косицы Севского района, Брянской области подлежит оборудованию устройством молниезащиты, поскольку расположено в местности Брянской области, где средняя продолжительность гроз - часов в год составляет более 20. Таким образом, в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью людей, требование оборудовать устройством молниезащиты здание МОУ Липницкая СОШ подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, с уд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Севского района Брянской области удовлетворить. Администрации Севского муниципального района и МОУ Липницкая средняя общеобразовательная школа оборудовать здание МОУ Липницкая СОШ устройством молниезащиты. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: В.И. Рухмаков