по убийству ст. 105 ч. 1 УК РФ



Дело № 1-288-11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

об освобождении от уголовной ответственности и о применении

принудительной меры медицинского характера

город Северодвинск                                     10 августа 2011 года

Судья Северодвинского городского суда Архангельской области

Головко А.Б.

при секретаре Максимовой Т.А.

с участием

прокурора – помощника прокурора г. Северодвинска Брагина С.Л.,

ФИО1 ФИО1,

законного представителя ФИО2,

защитника – адвоката Павловской Ю.Р.

рассмотрев материалы уголовного дела о применении мер медицинского характера в отношении

Капитянского Александра Владимировича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в г<данные изъяты>, не судимого,

в связи с общественно-опасным деянием, предусмотренным ст. 105 ч. 1 УК РФ,

у с т а н о в и л:

Капитянский Александр В. совершил убийство ФИО3

Общественно-опасное деяние имело место в <адрес> при следующих обстоятельствах.

Капитянский Александр В. 26 мая 2011 года около 14 часов, находясь в <адрес>, из личной неприязни в ходе ссоры с целью убийства нанес руками и ножом множественные удары по голове и телу ФИО1 ФИО3, причинив потерпевшей тяжкий вред, от которого     ФИО3. скончалась на месте происшествия.

Обстоятельства совершенного Капитянским Александром В. общественно-опасного деяния установлены на основании следующих доказательств.

Потерпевший ФИО1 Р. показал, что проживал в <адрес> вместе с женой, ФИО1 ФИО3 и сыном, Капитянским Александром, который страдал шизофренией, являлся инвалидом 2 группы и периодически проходил лечение в психиатрическом стационаре. 26 мая 2011 года он находился на даче, его жена и сын Александр – дома. Около 16 часов от приехавшего на дачу младшего сына ФИО2 он узнал, что Александр убил его жену в их квартире. Ранее Александра всегда раздражало, когда кто-либо из членов семьи вызывал «скорую помощь» в связи с изменениями в его психическом состоянии.

Из показаний свидетеля ФИО4, фельдшера «скорой помощи», в ходе предварительного следствия (л.д. 44-45), исследованных судом по ходатайству прокурора в порядке ст. 281 ч. 1 УПК РФ, следует, что 26 мая 2011 года он и санитар ФИО8 приехали по вызову в <адрес>, где находились ранее ему незнакомые ФИО3 и Капитянский Александр. Вызов «скорой помощи» был сделан ФИО1 ФИО3 в связи с изменениями в психическом состоянии Капитянского Александра. В тот момент, когда он разговаривал с ФИО1 ФИО3 при входе в квартиру, Капитянский Александр нанес ему удар ножом в лицо, а когда он отпрянул и выскочил из квартиры, закрыл входную дверь. После этого на протяжении нескольких минут они слышали женские крики из квартиры.

Свидетель ФИО8, санитар «скорой помощи», в ходе предварительного следствия (показания л.д. 49-50 были исследованы судом по ходатайству прокурора в порядке ст. 281 ч. 1 УПК РФ) аналогичным образом описал обстоятельства визита его и ФИО4 в квартиру ФИО6 26 мая 2011 года.

Из показаний свидетеля ФИО5, сотрудника полиции, следует, что он и ФИО7 прибыли на место происшествия по сообщению о нападении на сотрудника «скорой помощи» спустя несколько минут после случившегося, дверь в <адрес> им открыл также пришедший на место происшествия ФИО6 ФИО2. В коридоре квартиры на полу они обнаружили ФИО6 ФИО3 со множеством ножевых ранений в области головы, а в одной из комнат – Капитянского Александра, читавшего тетрадь.

Свидетель ФИО7, сотрудник полиции, в ходе предварительного следствия (показания л.д. 53-55 были исследованы судом по ходатайству прокурора в порядке ст. 281 ч. 1 УПК РФ) аналогичным образом описал обстоятельства визита его и ФИО5 в квартиру ФИО6 26 мая 2011 года.

Из показаний законного представителя ФИО1 ФИО2 в ходе предварительного следствия (л.д. 38-39), исследованных судом по ходатайству прокурора в порядке ст. 281 ч. 4 УПК РФ, следует, что 26 мая 2011 года в дневное время он приехал к дому родителей, чтобы отвезти мать и брата на дачу, и своим ключом открыл дверь квартиры сотрудникам полиции. В квартире находились только брат Александр и мама, которая лежала на полу в коридоре и у которой были множественные повреждения на лице. Тетрадь, обнаруженную сотрудниками полиции у брата, тот использовал для записи своих мыслей и размышлений.

У суда нет оснований не доверять показаниям потерпевшего, свидетелей и законного представителя, поскольку они подробны, логичны и убедительно, а также согласуются между собой.

При осмотре места происшествия (л.д. 6-16), проведенного 26 мая 2011 года с 15 часов 15 минут, установлено, что на момент осмотра труп ФИО1 ФИО3 находится в автомобиле «скорой помощи», стоящем возле <адрес>, а в <адрес> этого дома обнаружены множественные следы вещества бурого цвета, похожего на кровь, нож и тетрадь.

В ходе предварительного следствия следователем применен достаточный объем специальных познаний, в результате чего установлено что:

кровь полу и предметах мебели в <адрес> принадлежит ФИО1 ФИО3 (заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 85-87);

на кухонном ноже, обнаруженном в этой квартире, также обнаружены кровь и клетки ФИО1 ФИО3 (заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 92-94);

именно данным ножом ФИО1 ФИО3 было причинено смертельное телесное повреждение (заключение эксперта -МК л.д. 99-101).

Изъятый нож приобщен к делу в качестве вещественного доказательства (л.д. 117).

Кроме того, согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-73) причиной смерти ФИО1 ФИО3 стали колото-резанные ранения правой боковой поверхности шеи с повреждением внутренней яремной вены и общей сонной артерии, осложнившегося развитием острой массивной кровопотери, малокровием внутренних органов, очаговой гемаспирацией. Кроме того, на трупе обнаружены телесные повреждения характера ран правой скуловой области, лица справа, правой боковой поверхности шеи без повреждения сосудов и внутренних органов, раны в проекции правого плечевого сустава. Данные повреждения образовались не менее чем от 15 воздействий колюще-режущего предмета. Также на трупе обнаружена тупая закрытая травма головы, образовавшаяся от двух ударных воздействий твердого тупого предмета.

Выводы экспертов подтверждают показания свидетелей о том, что телесные повреждения, повлекшие смерть, были причинены потерпевшей в результате действий Капитянского Александра.

По итогам судебного следствия суд признает факт совершения Капитянским Александром в отношении ФИО1 ФИО3 26 мая 2011 года общественно-опасного деяния доказанным.

С учетом количества телесных повреждений, их локализации, времени наступления смерти и избранного орудия преступления, следует признать данное деяние предусмотренным ст. 105 ч. 1 УК РФ.

Согласно заключению комиссии экспертов по итогам амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы от 20 июля 2011 года (л.д. 112-115) Капитянский страдает психическим расстройством в форме параноидной шизофрении с непрерывным течением, поэтому во время совершения общественно-опасного деяния не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Комиссия экспертов пришла к выводу, что психическое расстройство Капитянского связано с возможностью причинения им существенного вреда и опасностью для окружающих, поэтому он нуждается в применении принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

У суда нет оснований сомневаться в данных выводах, экспертиза проведена комиссией высоквалифицированных экспертов, общий профессиональный стаж работы которых составляет 73 лет, по итогам обследования как самого Капитянского, так и полной медицинской документации по нему. Выводы экспертов аргументированы и подтверждаются содержанием исследовательской части заключения.

Потерпевший, законный представитель, прокурор и защитник данное заключение не оспаривают.

Признавая выводы экспертов достоверными, суд в соответствии со ст. 21 ч. 1 УК РФ признает Капитянского Александра В. невменяемым, т.е. не подлежащим уголовной ответственности за совершенное 26 мая 2011 года общественно-опасное деяние.

Кроме того, оценивая доводы экспертов и изучив материалы дела, в том числе сведения о давности и течении заболевания, а также его внешнем проявлении, суд приходит к выводу, что психическое расстройство Капитянского Александра В. представляет опасность для других лиц, поэтому он нуждается в применении к нему на основании ст. ст. 97 ч. 1 п. «а», 99 ч. 1 п. «г» УК РФ принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Процессуальные издержки в размере 10 502 рубля 78 копеек (6 564 рубля 26 копеек + 3 938 рублей 52 копейки), состоящие из сумм, выплаченных адвокату за оказание им юридической помощи в ходе предварительного следствия (л.д. 130-131, 149-150) и судебного заседания по назначению, поскольку участие адвоката являлось обязательным, в соответствии со ст. ст. 131 ч. 2 п. 5, 132 ч. 1 УПК РФ подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета РФ.

Вещественное доказательство – нож, хранящийся при деле, как орудие преступления в соответствии со ст. 81 ч. 3 п. 1 УПК РФ подлежит уничтожению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 443 УПК РФ,

п о с т а н о в и л:

Капитянского Александра Владимировича освободить от уголовной ответственности за совершение в состоянии невменяемости общественно-опасного деяния, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ.

Применить к Капитянскому Александру Владимировича принудительную меру медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Перевести Капитянского А.В. после вступления данного постановления в законную силу из места содержания под стражей в психиатрический стационар с отменой с момента данного перевода меры пресечения в виде заключения под стражу.

Процессуальные издержки в размере 10 502 рубля 78 копеек возместить за счет средств федерального бюджета РФ.

Вещественное доказательство – нож, хранящийся при деле, уничтожить.

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения, а Капитянским А.В., содержащимся под стражей, в тот же срок с момента вручения его копии.

Судья                                               А.Б.Головко