решение по делу о включении имущества в наследственную массу



Дело № 2 - 1060 - 10 20 июля 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Лопатина А.К., при секретаре Алексеевой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Северодвинске гражданское дело по иску Плотниковой Валентины Ивановны к Мокроусовой Ольге Николаевне о признании права собственности на дачный домик за наследодателем, включении дачного домика в наследственную массу, признании права собственности на дачный домик в порядке наследования,

у с т а н о в и л :

Плотникова В.И. обратилась в суд с иском к Мокроусовой О.Н. о признании права собственности на дачный домик за наследодателем Мокроусовым Н.В., включении дачного домика в наследственную массу Мокроусова Н.В., признании права собственности на ? долю в праве собственности на дачный домик в порядке наследования. В обоснование исковых требований указала, что она является в силу закона наследницей своего супруга Мокроусова Николая Васильевича, умершего в г. Северодвинске ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о смерти МНВ, свидетельством о заключении брака между МНВ и Плотниковой В.И. В состав наследства умершего МНВ входит имущество – дачный домик, расположенный на дачном участке <адрес> <адрес>, которым МНВ пользовался по день смерти на праве бессрочного пожизненного пользования (владения) - это обстоятельство подтверждается учетной карточкой члена садоводческого товарищества «Беломор» на имя МНВ Она, как наследница первой очереди, имеет право на получение доли наследства наравне с дочерью умершего МНВ - Мокроусовой О.Н. После смерти МНВ пользование указанным дачным участком было переоформлено на его дочь Мокроусову О.Н.

В судебном заседании Плотникова В.И. уточнила основание своих требований и указала, что после смерти матери МЕИ в 1992 году МНВ фактически принял наследство в виде дачного домика, поскольку постоянно им пользовался, выполнял ремонтные работы, обеспечивал его надлежащее содержание. Право собственности на дачный домик не было зарегистрировано МНВ в установленном порядке, однако данное обстоятельство не препятствует наследникам требовать включения данного имущества в наследственную массу МНВ и признания за ними права собственности на дачный домик. Представитель Плотниковой В.И. по доверенности Щербакова О.В. полагала, что МНВ приобрел право собственности на дачный домик в силу приобретательной давности.

Ответчик Мокроусова О.Н. в судебном заседании иск не признала, хотя не оспаривает того, что её отец МНВ после смерти матери МЕИ фактически принял наследство в виде дачного домика. Наследниками МНВ являются она (дочь) и истец Плотникова В.И. (жена). Не согласна с доводами представителя Щербаковой О.В. о том, что МНВ приобрел право собственности на дачный домик в силу приобретательной давности, поскольку данный дачный домик он унаследовал после смерти матери МЕИ

3-е лицо Мокроусов М.А. (племянник МНВ) в судебном заседании иск не признал, поддержав позицию ответчика Мокроусовой О.Н. Пояснил, что на дачный домик он самостоятельных требований не заявлял и не заявляет.

3-е лицо Мокроусова Ж.А. (племянница МНВ), извещенная в установленном процессуальном законом порядке по последнему известному месту жительства (регистрации) по адресу: <адрес>, в судебное заседание не явилась, с согласия лиц, участвующих в деле, спор рассмотрен в порядке ст. 167 ГПК РФ в её отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что в 1978 году дачный участок <адрес> г. Северодвинске был выделен родителям МНВМВМ и МЕИ для садоводства. Родители на указанном участке построили дачный домик, на который 29.08.1987 года в БТИ г. Северодвинска была оформлена карточка учета строений и сооружений, где было указано, что владельцем данного домика является МЕИ

После смерти МЕИ, последовавшей 11 августа 1992 года, членство в СНТ «Беломор» было переоформлено на старшего сына МАВ (л.д. 89), а в последующем в марте 1995 года членом СНТ «Беломор» стал младший сын МНВ (л.д. 5).

Согласно актовой записи о смерти от ДД.ММ.ГГГГ МАВ умер ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из объяснений истца Плотниковой В.И., ответчика Мокроусовой О.Н., 3-го лица Мокроусова М.А., показаний свидетелей Е, Д, после смерти матери МЕИ именно младший сын МНВ фактически принял наследство в виде дачного домика, поскольку постоянно им пользовался, выполнял ремонтные работы, обеспечивал его надлежащее содержание.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд полагает их установленными.

Согласно ст. 546 ГК РСФСР, действовавшей в рассматриваемый период, для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.

Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Принимая во внимание, что МНВ фактически вступил во владение наследственным имуществом матери МЕИ – дачным домиком, расположенным на дачном участке по <адрес>, указанный дачный домик признается принадлежащим наследнику МНВ со времени открытия наследства - ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах доводы представителя истца Щербаковой О.В. о том, что МНВ приобрел право собственности на дачный домик в силу приобретательной давности на основании ст. 234 ГК РФ являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела следует, что при жизни МНВ право собственности за ним на дачный домик, расположенный на дачном участке <адрес>, в установленном порядке зарегистрировано не было.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МНВ умер ДД.ММ.ГГГГ.

После смерти МНВ у него остались два наследника первой очереди – жена Плотникова В.И. и дочь Мокроусова О.Н., которые в установленном порядке обратились в нотариальную контору г. Северодвинска с заявлениями о принятии наследства. Дочь Мокроусова О.Н. после смерти отца фактически вступила во владение наследственным имуществом – дачным домиком, вступив 10.02.2009 года в члены СНТ «Беломор».

Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно п. 11 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства. Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм гражданского законодательства, суд полагает возможным согласиться с доводами истца Плотниковой В.И. о том, что хотя право собственности на дачный домик не было зарегистрировано МНВ в установленном порядке, однако данное обстоятельство не препятствует наследникам требовать включения данного имущества в наследственную массу МНВ и признания за ними права собственности на дачный домик в порядке наследования.

В то же время суд с учетом приведенных норм гражданского законодательства считает, что исковые требования Плотниковой В.И. о признании права собственности на дачный домик за наследодателем МНВ, умершим ДД.ММ.ГГГГ, не основаны на законе, и в указанной части не подлежат удовлетворению.

Признание в судебном порядке права собственности на недвижимое имущество за умершими гражданами не предусмотрено законом, в данном случае предусмотрена возможность включения данного имущества в наследственную массу наследодателя.

Таким образом, иск Плотниковой В.И. к Мокроусовой О.Н. подлежит удовлетворению в части, признанной судом обоснованной: дачный домик по адресу: <адрес>, <адрес> подлежит включению в состав наследства (наследственную массу) после смерти МНВ, умершего ДД.ММ.ГГГГ в г. Северодвинске.

Суд признает за наследниками Мокроусова Н.В. - женой Плотниковой В.И. и дочерью Мокроусовой О.Н. право собственности на дачный домик по адресу: <адрес>, <адрес>, по ? доле в праве собственности на указанный дачный домик за каждым наследником.

Иных наследников первой очереди у Мокроусова Н.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Плотниковой Валентины Ивановны к Мокроусовой Ольге Николаевне о признании права собственности на дачный домик за наследодателем, включении дачного домика в наследственную массу, признании права собственности на дачный домик в порядке наследования удовлетворить частично.

Включить дачный домик по адресу: <адрес> в состав наследства (наследственную массу) после смерти МНВ, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Признать за Плотниковой Валентиной Ивановной право собственности на ? долю в праве собственности на дачный домик по адресу: <адрес>

Признать за Мокроусовой Ольгой Николаевной право собственности на ? долю в праве собственности на дачный домик по адресу: <адрес>

В удовлетворении остальной части иска Плотниковой В.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий Лопатин А.К.