решение о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2 - 1894 - 10 15 июля 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Лопатина А.К., при секретаре Охаловой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Северодвинске гражданское дело по иску Куцепаловой Светланы Мечиславовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске о признании недействительным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и понуждении к назначению пенсии,

у с т а н о в и л :

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске от 13.01.2010 года № 1/1 отказано Куцепаловой С.М. в назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого стажа в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, определенного п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Не согласившись с принятым решением пенсионного органа, Куцепалова С.М. оспорила его в суде, обратившись с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске о признании недействительным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и понуждении к назначению пенсии.

При рассмотрении вопроса о назначении пенсии ответчик неправомерно не включил в специальный стаж периоды её работы с 11 июля 1983 года по 20 сентября 1994 года в качестве маляра войсковой части 21235, считая, что представленными документами не подтверждена её работа маляром, поскольку имело место совмещение профессий, одна из которых не является льготной (штукатур-маляр). Куцепалова С.М. полагает, что поскольку она работала в особых условиях (по Списку № 2) до 31 декабря 2001 года (до вступления в действие с 1 января 2002 года нового пенсионного законодательства), её трудовой стаж подлежит исчислению в полуторном размере. В полуторном исчислении стаж работы в особых условиях труда составлял 14 лет 03 месяца 02 дня, поэтому она имела право на досрочное назначение пенсии по достижении возраста 45 лет.

В связи с изложенным Куцепалова С.М. просила признать недействительным отказ ответчика в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с работой в тяжёлых условиях труда; признать за ней право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии; обязать ответчика назначить ей указанную пенсию с 09 января 2010 года – с момента достижения 45-летнего возраста.

В судебном заседании истец и её представитель исковые требования поддержали, на их удовлетворении настаивают.

Представитель ответчика, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения спора, представил заявление о несогласии с иском и о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения истца и его представителя, допросив свидетелей КНС, БЛГ, ФТВ, оценив все в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно условиям подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Аналогичные условия предусматривались и ранее действовавшим Законом РФ № 340-1 от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (п. «б» ч.1 ст.12).

В соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Профессия маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, предусмотрена позицией 13450 подраздела 23200000 раздела XXXIII «Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

По смыслу п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, необходимо учитывать, что вопрос о виде учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

Установлено, что истица Куцепалова С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась 31 декабря 2009 года в адрес Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области с письменным заявлением, в котором просила назначить ей пенсию по старости на льготных условиях, приложив к заявлению необходимые документы.

По результатам рассмотрения заявления истицы, документов, касающихся её трудовой деятельности, 13 января 2010 года ей было отказано в досрочном назначении пенсии, период работы в войсковой части 21235 с 11.07.1983 г. по 20.09.1994 г. не был включен в специальный стаж истца по Списку № 2, так как имеет место совмещение профессий, одна из которых не является льготной (маляр-штукатур).

Одновременно пенсионным органом определен страховой стаж Куцепаловой С.М. – 25 лет 03 мес. 16 дн., стаж работы в районах Крайнего Севера – 21 год 08 мес. 04 дн.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд полагает их установленными.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно приказам № 150к от 07.07.1984 года, № 322 от 19.09.1994 года, записям в трудовой книжке Куцепаловой С.М. следует, что с 11 июля 1984 года истец была принята на работу в войсковую часть 21235 на должность маляра-штукатура 3 разряда в бригаду ФТВ, а уволена была с 20 сентября 1994 года с должности маляра 3 разряда бригады ЖЛП

Согласно архивной справке (л.д. 79) следует, что в лицевых счетах на выплату заработной платы Куцепалова С.М. значится в должности:

1983 г. – маляр-штукатур 3 разряда,

1984-1985 г.г. - маляр-штукатур 3 разряда,

1986-1989 г.г. - маляр-штукатур 3 разряда,

1990-1994 г.г. - маляр-штукатур 3 разряда.

В расчетных листах (машинных распечатках), приклеенных к лицевому счету Куцепаловой С.М. (форма Т-54) за январь-декабрь 1993 года, январь-сентябрь1994 года в графе «Должность» значится: «Маляр 3 р.».

В трудовой книжке Куцепаловой С.М., в архивных документах, касающихся трудовой деятельности истца в войсковой части 21235, отсутствуют сведения о совмещении ею профессий маляра и штукатура.

В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником маляр строительный и штукатур являются самостоятельными профессиями с различными характеристиками работ. Такой профессии как маляр-штукатур ЕТКС не содержит.

Устраняя данное противоречие, работодатель при увольнении Куцепаловой С.М. выдал ей уточняющую справку от 07 октября 1996 года (л.д. 46) о том, что она работала в войсковой части 21235 на строительно-монтажных работах маляром полный рабочий день с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в период с 11.07.1983 г. по 20.09.1994 г.

Войсковая часть 21235 занималась строительством зданий и сооружений, жилых домов, объектов соцкультбыта.

В качестве основания выдачи справки о подтверждении специального стажа работодателем указаны: приказы командира части, лицевые счета, характеристики условий труда на малярные работы, ГОСТы, паспорта и сертификаты на лакокрасочные материалы, своды трудовых затрат.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в г. Северодвинске по результатам экспертизы архивных документов подтвержден факт работы маляров в войсковой части 21235 в период с 1983 по 1994 г.г. в условиях выделения в воздух рабочей зоны химических веществ разного класса опасности, в том числе: 3 (толуол, ксилол) и 4 (уайт-спирит, сольвент-нафта, ацетон, нефрас) классов опасности. Указанные химические вещества входят в состав лакокрасочных материалов, которые применялись малярами в процессе работы: эмали ПФ-115, грунтовки ГФ-021, растворители Р-4, Р-646, сольвент нефтяной, уайт-спирит, олифы комбинированной МК марки А.

Класс опасности определен согласно Гигиеническим нормам ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

Данный факт также подтверждается информацией филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в г. Северодвинске от 04.03.2010 г. № 02-7/179.

Профессия «маляр» с условиями труда, по которым работала истец, указана в Списке № 2 (раздел ХХХ111, позиция 23200000-13450).

Как видно из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управления Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске» от 13.01.2010 г., ответчиком не учтен период работы Куцепаловой С.М. с 11.07.1983 г. по 20.09.1994 г. в войсковой части 21235 в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. По мнению комиссии в данный период времени имело место совмещение профессий (маляр-штукатур), одна из которых не является льготной (л.д.37-38).

Между тем, данный факт не нашел подтверждения в судебном заседании и опровергнут представленными истцом и ее представителем доказательствами.

Согласно объяснениям истца Куцепаловой С.М. весь период работы в войсковой части 21235 она работала в бригаде маляров и фактически выполняла работу по профессии маляра: работы по окрашиванию, оклеиванию и ремонту поверхностей. Шпатлевание поверхностей, грунтование поверхностей кистями, валиками, краскопультами, шлифование поверхностей, покрытие поверхностей лакокрасочными материалами, нанесение клеевого состава на поверхности, оклеивание стен обоями. За данные работы она получала заработную плату, в том числе доплаты за вредные условия труда, ей предоставлялся дополнительный отпуск, предоставлялись средства защиты, дополнительное питание в виде молока, проходила ежегодные профилактические медицинские осмотры.

Штукатурные работы она не выполняла, заработную плату по данной должности она не получала, приказа о совмещении её работы маляра с работой штукатура работодатель не издавал, в должности штукатура-маляра она не работала.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей КНС, БЛГ, ФТВ, работавшими в указанный период вместе с Куцепаловой С.М.

У суда не имеется оснований ставить под сомнение показания указанных свидетелей, ибо они не противоречат друг другу, согласуются между собой и другими собранными по делу доказательствами.

Доводы ответчика о том, что с 11 июля 1983 года по 20 сентября 1994 года истец Куцепалова С.М. совмещала две профессии - маляра и маляра - штукатура, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

С учетом изложенного, суд делает вывод о том, что совмещения профессий у истца не было, она работала маляром с применением химических веществ не ниже 3 класса опасности полный рабочий день в войсковой части 21235 с 11 июля 1983 года по 20 сентября 1994 года включительно. Всего специальный стаж 11 лет 02 месяца 10 дней.

Согласно расчету специального стажа Куцепаловой С.М. (л.д. 16), из данного стажа ею исключены в соответствии с архивной справкой (л.д. 13-14) следующие периоды: командировки, в том числе на сельскохозяйственные работы, дни за свой счет, учеба, сокращенный рабочий день за период с 02.01 – 31.01.1985 г., отпуск по уходу за ребенком до 3 лет за период с 06.10.1992 г. по 11.10.1993 г., простои, всего – 01 год 08 мес. 08 дней.

При исключении вышеуказанных периодов специальный стаж Куцепаловой С.М. с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 составляет (11-02-10) – (01-08-08) = 09 лет 06 мес. 02 дня.

Вместе с тем, согласно п. 5 Разъяснений (Приложение к Приказу Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", при переводе работника, пользующегося правом на льготное пенсионное обеспечение, на другую работу по производственной необходимости или для оказания шефской помощи в проведении сельскохозяйственных, строительных и ремонтных работ в колхозах и на других сельскохозяйственных предприятиях время такой работы, не превышающее одного месяца в течение года, приравнивается к предшествовавшей работе.

Таким образом, периоды направления Куцепаловой С.М. на сельскохозяйственные работы на 01 месяц в 1983 г., 1984 г., 1985 г., 1987 г., всего 04 месяца, также подлежат зачету в её специальный стаж - 09 лет 10 мес. 02 дня.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и утвержденные Правительством РФ Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусматривают включение в льготный стаж время нахождения в отпуске по уходу за детьми.

Вместе с тем, п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ предусмотрено применение порядка исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ (в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона.

Статья 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.11.1982 г.) предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно Разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 23/24-11 «время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - /абз.2 п.7/.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей» с 1 декабря 1989 года была установлена продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

При этом, указанное постановление предусматривало включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (пункт 2).

Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях с принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», вступившим в действие с 6.10.1992 г.

Учитывая, что Куцепалова С.М. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 11.10.1993 года, то есть отпуск имел место и после вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1, поэтому истец обоснованно исключила отпуск по уходу за ребенком до 3 лет за период с 06.10.1992 г. по 11.10.1993 г. из специального стажа.

Принимая во внимание, что специальный стаж выработан истцом Куцепаловой С.М. до 01.01.2002 года, он в связи с работой в районах Крайнего Севера (г. Северодвинск) подлежит увеличению в полуторном размере 09 лет 10 мес. 02 дня х 1,5 = 14 лет 09 мес. 03 дня.

При необходимом специальном стаже, определенном законодателем в 10 лет для женщин, Куцепалова С.М. выработала необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2.

При рассмотрении заявления истца Куцепаловой С.М. ответчиком её страховой стаж определен – 25 лет 03 мес. 16 дн., стаж работы в районах Крайнего Севера – 21 год 08 мес. 04 дн., поэтому суд считает необоснованным отказ ответчика в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости по достижении возраста 45 лет.

Ответчик не представил в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих доводы истца Куцепаловой С.М. и заявленные ею требования.

В связи с изложенным, иск Куцепаловой С.М. суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Куцепаловой Светланы Мечиславовны удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске от 13 января 2010 года № 1/1 в части отказа Куцепаловой С.М. в досрочном назначении трудовой пенсии.

Признать за Куцепаловой Светланой Мечиславовной право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в тяжёлых условиях труда по Списку № 2 с 09 января 2010 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске назначить Куцепаловой Светлане Мечиславовне трудовую пенсию в связи с работой в тяжёлых условиях труда по Списку № 2 с 09 января 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске в пользу Куцепаловой Светланы Мечиславовны расходы по госпошлине в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий Лопатин А.К.