Дело № 2-1874-10 10 июня 2010 года Именем Российской Федерации Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Лопатина А.К., при секретаре Охаловой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда г. Северодвинска гражданское дело по заявлению Игнатович Александра Станиславовича о признании постановления мэра Северодвинска недействительным, признании действий администрации МО Северодвинск незаконными, о восстановлении в списке очередников на получение жилого помещения, установил: Игнатович А.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации МО Северодвинск, просит признать постановление мэра Северодвинска от 30.12.2009 года № 92 –пж в части снятия его (Игнатович А.С.) с очереди на улучшение жилищных условий недействительным, признать действия администрации МО Северодвинск по отказу в выдаче копии данного постановления незаконными, восстановить его в списке очередников на получение жилого помещения по договору социального найма. В обоснование требований указал, что 06 ноября 1991 года, он, согласно сообщению исполнительного комитета Северодвинского городского Совета народных депутатов от 11.11.1991 г. № 2854, поставлен на очередь на получение жилплощади, порядковый № 12379 — общая очередь. По настоящее время жилое помещение в г. Северодвинске по договору социального найма ему не предоставлено. Письмом администрации Северодвинска от 15.01.2010 № 05-08-04/457 он был уведомлен о том, что постановлением Мэра Северодвинска № 92-пж от 30.12.2009, его сняли с очереди на улучшение жилищных условий. Основание: обеспечение жильем по установленной норме (отдельная квартира жилой/общей площадью 46.50/63.50 кв.м. на состав семьи 3 человека). 16 марта 2010 года он письменно обратился к мэру Северодвинск с вопросами и просьбой выдать копию постановления мэра Северодвинска № 92-пж от 30.12.2009. Администрация Северодвинска ограничилась лишь письменным ответом от 14.04.2010 № 05-08-04/2013. Копию запрашиваемого постановления не предоставила. Считает, что указанными действиями нарушено его право на ознакомление с правовым актом, затрагивающим его права, а также право на получение бесплатного жилья, поскольку предоставление жилых помещений по договору социального найма направлено на реализацию одного из основных прав, предусмотренных Конституцией РФ, — права граждан на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. В письме, направленном в его адрес 08.02.2010 г., обязательная ссылка па обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, отсутствует. Администрацией Северодвинска не соблюдены нормы Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Так, согласно ч. 2 ст. 6 данного закона, граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Из приведенных норм ч. 2 ст. 6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после 01 марта 2005 года, в соответствии ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории. Полагает, не зависимо от того, является ли он собственником жилого помещения или нет, законные основания снимать его с очереди на получение жилого помещения по договору социального найма у администрации Северодвинска отсутствуют. В ходе судебного заседания Игнатович А.С. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям. Подтвердил, что в настоящее время занимает с семьей из 3-х человек отдельную 3-комнатную квартиру жилой площадью 46,5 кв.м., общей площадью 63,5 кв.м., в которой в его личной собственности находится две комнаты общей площадью 29,1 кв.м. Подтвердил получение в порядке подготовки дела к судебному разбирательству выписки из оспариваемого постановления. Представитель администрации Северодвинска Санькова Е.С. в судебном заседании с требованиями Игнатович А.С. не согласилась, пояснив, что действия администрации Северодвинска по снятию заявителя с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях соответствуют требованиям ЖК РФ и Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», поскольку Игнатович А.С. с 2003 года занимает с семьей из 3-х человек отдельную 3-комнатную квартиру жилой площадью 46,5 кв.м., общей площадью 63,5 кв.м., в которой в его личной собственности находится две комнаты общей площадью 29,1 кв.м., то есть обеспечен жильем по нормам предоставления, и по основаниям ЖК РСФСР и по основаниям ЖК РФ. Письмом от 15.01.2010 года Игнатович А.С. был извещен о снятии его с очереди на улучшение жилищных условий с указанием соответствующих оснований, подробная информация об этих основаниях по заявлению Игнатович А.С. была доведена до него письмом от 14.04.2010 года. Таким образом, право заявителя на информацию нарушено не было, а его требование о выдаче копии оспариваемого постановления, в котором содержатся сведения и о других лицах, на законе не основано. Выслушав объяснения сторон, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит заявление Игнатович А.С. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Согласно ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Согласно п.п. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. В ходе судебного заседания нашло подтверждение, что заявитель Игнатович А.С. 06 ноября 1991 года, согласно сообщению исполнительного комитета Северодвинского городского Совета народных депутатов от 11.11.1991 г. № 2854, поставлен на очередь на получение жилплощади, порядковый № 12379 — общая очередь. Письмом администрации Северодвинска от 15.01.2010 № 05-08-04/457 Игнатович А.С. был уведомлен о том, что постановлением Мэра Северодвинска № 92-пж от 30.12.2009 года, его сняли с очереди на улучшение жилищных условий. Основание: обеспечение жильем по установленной норме (отдельная квартира жилой/общей площадью 46.50/63.50 кв.м. на состав семьи 3 человека). Согласно объяснениям Игнатович А.С., не опровергнутым представителем администрации Северодвинска, вышеуказанное письмо он получил 15.02.2010 года. Судом установлено, что заявитель Игнатович А.С. с 2003 года занимает с семьей из 3-х человек отдельную 3-комнатную квартиру по адресу: <адрес> жилой площадью 46,5 кв.м., общей площадью 63,5 кв.м., в которой в его личной собственности находится две комнаты общей площадью 29,1 кв.м. (третья комната площадью 17,4 кв.м. в этой же квартире принадлежит его супруге Игнатович С.А. также на праве собственности). По заявлению от 03.02.2004 года на Игнатович А.С. оформлен единый лицевой счет на данную квартиру. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд полагает их установленными. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Согласно п.п. «а», ч. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Архангельской области, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи восемь и менее квадратных метров. Согласно п. 20 указанных Правил, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет девять и более квадратных метров (п. 41 Правил) и отпали другие основания для предоставления жилого помещения. Согласно решению Муниципального Совета Северодвинска от 26 мая 2005 года № 18 установлена на территории муниципального образования Северодвинск норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в минимальном размере 14 квадратных метров общей площади на одного человека. Из объяснений Игнатович А.С. и представителя администрации Северодвинска Саньковой Е.С. следует, что заявитель в 1991 году был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий составом семьи – 1 человек, поскольку проживал в 2-комнатной квартире по адресу: <адрес> жилой площадью 31,3 кв.м., где было зарегистрировано 4 человека, то есть имел обеспеченность жилой площадью менее 8 кв.м. После приобретения в 2003 году 3-комнатной квартиры по адресу: <адрес> жилой площадью 46,5 кв.м., общей площадью 63,5 кв.м. в общую долевую собственность с супругой Игнатович С.А., заявитель Игнатович А.С., имеющий в личной собственности две комнаты общей площадью 29,1 кв.м. в данной квартире, подлежал на основании п. 1, ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченный жильем по установленной норме. Однако, поскольку администрация Северодвинска указанной информацией на тот период не располагала, Игнатович А.С. продолжал находиться на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма до момента выявления о нем соответствующих сведений. Постановлением Мэра Северодвинска № 92-пж от 30.12.2009 года (п. 109 раздел 1) Игнатович А.С. был снят с очереди на улучшение жилищных условий, как обеспеченный жильем по установленной норме (отдельная квартира жилой/общей площадью 46.50/63.50 кв.м. на состав семьи 3 человека). Суд считает указанные действия администрации Северодвинска соответствующими требованиям ЖК РФ и Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Доводы заявителя Игнатович А.С. о том, что он продолжает сохранять право находиться на учете в администрации Северодвинска в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма до момента предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, являются необоснованными, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона. Письмом от 15.01.2010 года Игнатович А.С. был извещен о снятии его с очереди на улучшение жилищных условий с указанием соответствующих оснований, подробная информация об этих основаниях по заявлению Игнатович А.С. была доведена до него письмом от 14.04.2010 года. При таких обстоятельствах, суд соглашается с представителем администрации Северодвинска, что право заявителя Игнатович А.С. на информацию по вопросу снятия его с учета на улучшение жилищных условий нарушено не было. Разрешая требование Игнатович А.С. о признании действий администрации МО Северодвинск по отказу в выдаче копии оспариваемого постановления от 30.12.2009 года № 92 –пж незаконными, суд, исходя из предмета заявленных требований, полагает несостоятельной ссылку заявителя на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ибо данная норма не предусматривает выдачу данного постановления, а предусматривает возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено законом. Как уже установлено судом, содержание постановления мэра Северодвинска от 30.12.2009 года № 92 –пж в части снятия Игнатович А.С. с очереди на улучшение жилищных условий, было доведено до заявителя письмом администрации Северодвинска от 15.01.2010 № 05-08-04/457, а также даны подробные разъяснения по данному вопросу письмом администрации Северодвинска от 14.04.2010 года. В оспариваемом заявителем постановлении мэра Северодвинска от 30.12.2009 года № 92 –пж содержится информация о значительном числе граждан (на пяти листах), к которым Игнатович А.С. никакого отношения не имеет, соответственно, у него отсутствует право требования предоставления указанного документа с информацией об этих гражданах. Суд учитывает, что выписка из постановления мэра Северодвинска от 30.12.2009 года № 92 –пж в части его касающейся, Игнатович А.С. была предоставлена в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, что предусмотрено главой 14 ГПК РФ. Согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В рассматриваемом случае права и свободы заявителя Игнатович А.С. нарушены не были, оспариваемые действия администрации Северодвинска совершены в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления. Оснований для удовлетворения заявления Игнатович А.С. о признании постановления мэра Северодвинска от 30.12.2009 года № 92 –пж в части снятия Игнатович А.С. с очереди на улучшение жилищных условий недействительным, признании действий администрации МО Северодвинск по отказу в выдаче копии постановления незаконными, о восстановлении в списке очередников на получение жилого помещения, и оснований для возложения обязанности на администрацию Северодвинска по выдаче копии постановления мэра Северодвинска от 30.12.2009 года № 92 –пж, а также возложения обязанности на администрацию Северодвинска по восстановлению Игнатович А.С. в списке очередников на получение жилого помещения, суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении требований Игнатович Александра Станиславовича о признании постановления мэра Северодвинска от 30.12.2009 года № 92 –пж в части снятия Игнатович А.С. с очереди на улучшение жилищных условий недействительным, признании действий администрации МО Северодвинск по отказу в выдаче копии постановления незаконными, о восстановлении в списке очередников на получение жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий Лопатин А.К.