о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью



Дело № 2-2062-10 07 июля 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Патронова Р.В.,

при секретаре Корельской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Белоусовой Марины Петровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

Белоусова М.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Требования мотивировала тем, что решением комиссии ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске ей отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы с 17 ноября 1998 года по 30 июня 2002 года в <данные изъяты> и с 01 июля 2002 года по 23 августа 2004 года в <данные изъяты> в должности воспитателя, поскольку Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, наименование учреждений, в которых она работала, не содержат. Полагая отказ в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, просила суд обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в льготный стаж и назначить ей пенсию с момента обращения, то есть с 15 мая 2009 года.

В судебном заседании истец Белоусова М.П. на удовлетворении исковых требований настаивала. Поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что в <данные изъяты> работала в социально-реабилитационном отделении для несовершеннолетних в должности воспитателя. В иных отделениях указанного учреждения трудовую функцию не осуществляла. Как воспитатель социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних, осуществляла образовательный процесс с детьми: организовывала выполнение детьми домашних заданий, оказывала им помощь в обучении, осуществляла организацию досуга детей, изучала индивидуальные способности, интересы и склонности детей.

Представитель ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил. Об отложении дела слушанием не ходатайствовал.

Представитель третьего лица Управления образования администрации МО «Северодвинск» Тулько Н.В. в судебное заседание не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель третьего лица <данные изъяты> Гаврилова Т.В. считала исковые требования Белоусовой М.П. подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, материалами пенсионного дела Белоусовой М.П., представленными доказательствами, суд приходит к следующему.

С 1 января 2002 года назначение и выплата трудовых пенсий устанавливается Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О Трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 этой же статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Педагогическая работа, осуществляемая в учреждениях для детей, не включенных в указанный Список, не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды до 1 ноября 1999 года в соответствии по Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 (в редакции постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953), а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 (в редакции от 01 февраля 2001 года № 79), которые признаны утратившими силу вышеуказанным постановлением от 29 октября 2002 года № 781, но в период действия которых осуществлялась деятельность Белоусовой М.П.

В соответствии со статьей 58 Закона от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» Советом Министров Союза ССР постановлено назначение пенсии за выслугу лет работниками просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей, в том числе учителям и другим работникам просвещения – при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Аналогичные положения содержались в статье 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 16 апреля 2001 года).

В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397) в разделе «наименование учреждений и организаций» указаны детские сады и объединенные ясли-сады, а в разделе «наименовании должностей» - заведующие, руководители-воспитатели, воспитатели.

Судом установлено, что в период с 26 августа 1981 года по 11 июля 1996 года Белоусова М.П. работала в должности воспитателя <данные изъяты>

С 24 августа 2004 года по 14 мая 2009 года истец работала в должности воспитателя в <данные изъяты>

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 26/30 от 08 июля 2009 года в назначении пенсии Белоусовой М.П. было отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа. Комиссией было признано наличие у истца специального стажа – 19 лет 4 месяца 27 дней. В специальный стаж не были включены следующие периоды: с 17 ноября 1998 года по 30 июня 2002 года в <данные изъяты> и с 01 июля 2002 года по 23 августа 2004 года в <данные изъяты> в количестве 5 лет 8 месяцев 11 дней в должности воспитателя.

Суд полагает данные обстоятельства установленными, поскольку они подтверждены представленными в деле сведениями из трудовой книжки, материалами пенсионного дела, сторонами не оспариваются и сомнения у суда не вызывают. В связи с чем суд считает их установленными.

Отказывая истцу во включении в специальный стаж периода работы с 17 ноября 1998 года по 30 июня 2002 года в <данные изъяты> в должности воспитателя, ответчик исходил из того, что указанное учреждение не поименовано Списком.

Вместе с тем, суд не может согласиться с данным выводом ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске по следующим основаниям.

Согласно Списку учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 (в редакции от 07 июня 2001 года) в Список включено учреждение социального обслуживания: центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Материалами дела достоверно установлено, что с 17 ноября 1998 года по 30 июня 2002 года истец работала в <данные изъяты> (л.д. 8-11).

<данные изъяты> был создан на основании приказа начальника Городского управления образования г. Северодвинска от 23 декабря 1994 года № 332 (л.д. 14).

25 декабря 1994 года <данные изъяты>, был зарегистрирован в качестве образовательного учреждения (л.д. 72).

На ведение образовательной деятельности <данные изъяты>, были выданы лицензии на право ведения образовательной деятельности (л.д. 171, 173, 174-175).

Согласно Положению <данные изъяты>, <данные изъяты> является муниципальным учреждением муниципальной системы образования и осуществляет социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов.

Основными задачами <данные изъяты> являлись: углубленное изучение особенностей личности и состояния здоровья каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказание психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей (л.д. 16-28).

Положение о <данные изъяты>, утвержденное приказом Городского управления образования № 332 от 23 декабря 1994 года, по своему содержанию соответствует примерному положению о <данные изъяты>, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года № 896.

При таких обстоятельствах, поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, а также принимая во внимание, что истец работала в должности воспитателя и в учреждении, поименованном в Списке, суд приходит к выводу о то, что ответчик необоснованно отказал истцу во включении в специальный стаж периода работы истца с 17 ноября 1998 года по 30 июня 2002 года в должности воспитателя в <данные изъяты>.

То обстоятельство, что в период с 01 июля 2002 года по 23 августа 2004 года истец работала в <данные изъяты> в должности воспитателя, наименование учреждения которого не соответствовало Списку, не может служить основанием для исключения указанного периода из её специального стажа.

Ответчик не учел, что оценивая пенсионные права истца, необходимо проверять не только наименование должности и учреждения, в котором лицо осуществляло трудовую деятельность, но и проверять функции, условия и характер деятельности истца тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что ответчиком сделано не было.

Действительно, согласно Списку учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, в Список включено такое учреждение социального обслуживания как <данные изъяты>. Аналогичное наименование учреждения содержится в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Как следует из материалов дела, в период с 01 июля 2002 года по 23 августа 2004 года истец работала в <данные изъяты> в должности воспитателя.

<данные изъяты> было создано на основании постановления мэра г. Северодвинска № 35 от 09 апреля 2002 года (л.д. 53).

Согласно Уставу <данные изъяты>, <данные изъяты> был предназначен для социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь детей – сирот, оставшихся без попечения родителей; семьям с детьми, проживающим в социально-неблагополучных условиях, в том числе семьям с детьми-инвалидами; иным категориям семей с детьми, нуждающимся в социальной, социально-педагогической, медико-социальной реабилитации.

Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что <данные изъяты> включает в себя следующие структурные подразделения, как то социально-реабилитационный сектор для несовершеннолетних, сектор социально-реабилитационной помощи семьям с детьми (л.д. 54-61).

Судом установлено, что в оспариваемый ответчиком период с 01 июля 2002 года по 23 августа 2004 года истец работала в социально-реабилитационном отделении для несовершеннолетних, в иных структурных подразделениях <данные изъяты> не работала. Данное обстоятельство нашло своё подтверждение в пояснениях истца, третьего лица, материалах дела (л.д. 177-181), показаниях свидетелей ФИО8, ФИО9, оснований не доверять которым у суда нет.

При таких обстоятельствах, исходя из трудовой функции, которую осуществляла истец, учитывая наименование структурного подразделения, в котором работала Белоусова М.П., а также с учетом того, что приказом Управления социальной защиты населения № 188/ПУ от 05 августа 2004 года наименование <данные изъяты> было приведено в соответствии с номенклатурой учреждений социальной защиты населения и <данные изъяты> переименован в <данные изъяты> суд считает, что период работы истца в должности воспитателя с 01 июля 2002 года по 23 августа 2004 года, также подлежит включение в её специальный стаж.

Кроме того, оценивая пенсионный права истца, ответчик, по мнению суда, необоснованно не включил в её специальный стаж курсы повышения квалификации – 1 месяц.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно статьям 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения истца на курсах повышения квалификации (1 месяц) является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж истца.

Поскольку периоды работы истца с 17 ноября 1998 года по 30 июня 2002 года в <данные изъяты> и с 01 июля 2002 года по 23 августа 2004 года в <данные изъяты>, а также курсы повышения квалификации 1 месяц подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, суд включает указанные периоды в специальный стаж истца.

Исходя из вышеизложенного, на момент обращения к ответчику, то есть на 15 мая 2009 года, специальный стаж Белоусовой М.П. составил более 25 лет (19 лет 4 месяца 27 дней специальный стаж, учтенный ответчиком + 5 лет 8 месяцев 11 дней период работы не учтенный ответчиком + 1 месяц курсы повышения квалификации).

Указанные обстоятельства являются основанием вынесения решения об удовлетворении заявленных Белоусовой М.П. исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Белоусовой Марины Петровны удовлетворить.

Признать недействительным решение территориального органа ПФР Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске № 26/30 от 08 июля 2009 года в части отказа в назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности Белоусовой М.П.

Признать за Белоусовой Мариной Петровной право на досрочное назначение пенсии в связи педагогической деятельностью с 15 мая 2009 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске назначить Белоусовой Марине Петровне досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с 15 мая 2009 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Северодвинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий Р.В.Патронов