решение о признании бездействия Администрации Северодвинска в части организации водоснабжения населения поселка Белое Озеро питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, незаконным



Дело № 2 - 2732 -10 30 августа 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Сенчуковой Т.С.,

с участием прокурора Чалова Д.А.,

при секретаре Борисовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску прокурора города Северодвинска поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Северодвинск об обязании обеспечить население поселка Белое Озеро питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

установил:

Прокурор г. Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Северодвинск о признании бездействия Администрации муниципального образования Северодвинска в части организации водоснабжения населения поселка Белое Озеро питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов незаконным и об обязании обеспечить население поселка Белое Озеро питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-химическим и микробиологическим нормам. Заявленные требования обосновывает тем, что в ходе проведения прокуратурой г.Северодвинска проверки установлено, что Администрацией муниципального образования «Северодвинск» допускаются нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом - благополучии населения при обеспечении населения посёлка Белое озеро питьевой водой. Выявлены несоответствия качества воды в общественных колодцах посёлка Белое Озеро, по санитарно-химическим и бактериологическим показателям согласно исследованиям филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске» Администрацией МО «Северодвинск» надлежащих мер по обеспечению населения питьевой водой, соответствующей санитарно-химическим и биологическим показателям не принимается. Питьевой водой из централизованных или иных источников население указанных населённых пунктов не обеспечивается, что создаёт угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Просит обязать администрацию г.Северодвинска обеспечить население поселка Белое Озеро питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В судебном заседании помощник прокурора Чалов Д.А. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении, просил обязать Администрацию муниципального образования Северодвинск обеспечить население поселка Белое Озеро питьевой водой, соответствующей санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, указав, что требования о признании бездействия Администрации муниципального образования Северодвинска в части организации водоснабжения населения поселка Белое Озеро питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов незаконным являются основаниями заявленных исковых требований.

Представитель ответчика Администрации г.Северодвинска Кириллов М.А., имеющий надлежаще оформленные полномочия, исковые требования не признал, указав, что Администрация МО Северодвинск не может согласиться с исковыми требованиями в таком виде, как они заявлены, поскольку для устранения нарушений действующего законодательства требуется время и денежные средства, которыми ответчик в настоящее время не располагает, а недостатки не могут быть устранены в короткие сроки. В ходе судебного заседания представитель ответчика не оспаривал, что обеспечение населения поселка Белое Озеро питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, является обязанностью ответчика, которая не выполняется в полном объеме.

Представитель третьего лица ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в г. Северодвинске» Голубев В.В., исковые требования просил удовлетворить, поскольку ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в г. Северодвинске» в 2009 и 2010 годах были выявлены не соответствия проб воды в п. Белое Озеро СанПиН 2.1.4.1175-02 по микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям, что является недопустимым и создаёт угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы настоящего дела, оценив доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 и ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 5 ст. 18, ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года за № 52-ФЗ, п. 4 ч. I ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года за № 131-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом организация водоснабжения отнесена к вопросам местного значения городского округа, обязанность по обеспечению безопасности водоснабжения населения в санитарно-эпидемиологическом отношении возложена на органы местного самоуправления.

В силу п. 1.1. ч. 1 ст. 50 Устава МО «Северодвинск» исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами относится к компетенции Администрации г. Северодвинска.

Прокуратурой г. Северодвинска проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при обеспечении населения посёлка Белое озеро питьевой водой, в ходе которой установлено, что администрацией г. Северодвинска в нарушение требований законодательства, а также ст.ст. 8. 11, ч. 1 ст. 12 и ст. 24 Федеральною закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.5 и 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.11.2002 года не принимаются должные меры по обеспечению населения поселка Белое Озеро муниципального образования «Северодвинск» питьевой водой, отвечающей санитарным требованиям.

Согласно протоколам лабораторных исследований филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске» от 27 октября 2009 года за №№ 3690, 3961, 3963 пробы воды децентрализованного водоснабжения, отобранные 23 октября 2009 в общественных колодцах посёлка Белое Озеро, не соответствуют качеству воды по санитарно-химическим и бактериологическим показателям ( л.д.32-43 )

Также несоответствие качества воды в общественных колодцах посёлка Белое Озеро, по санитарно-химическим и бактериологическим показателям показали исследования филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске» от 30 июля 2010 года, что подтверждается протоколами лабораторных исследований №№ 41. 42. 43. 44 и исследования, проведённые 02 августа 2010 года, что подтверждается протоколами лабораторных исследований за № 45, 46. 47, 48 (л.д.44-59).

Несоответствие проб воды в указанные периоды подтверждается также результатами исследования воды из источников децентрализованного водоснабжения п. Белое Озеро за 2008-2010 года.

Согласно сведениям территориального отдела в городе Северодвинске Управления Роспотребналзора по Архангельской области, неудовлетворительное качество питьевой воды в названных источниках в 2008-2009 годах отмечалось неоднократно. В 2009 году 100% проб воды, отобранных для исследования органами Роспотребнадзора из колодцев децентрализованного водоснабжения жителей посёлка Белое озеро не отвечали санитарным требованиям по микробиологическим характеристикам и 68 % проб по санитарно-химическим характеристикам. В 2008 году несоответствие санитарным нормам по бактериологическим показателям выявлено в 100% проб воды, отобранных из колодцев указанных населённых пунктов (л.д.6).

Согласно муниципального контракта за № ЖКХ 10-Е/233 от 12 июля 2010 года СМУП «Белое Озеро» в срок до 22 июля 2010 года были произведены работы по чистке и дезинфекции четырех общественных колодцев в п. Белое Озеро, однако должного результата не дали.

Из объяснений представителя ответчика усматривается что Администрации муниципального образования Северодвинск известно о неблагополучном состоянии источников питьевой воды в подведомственном населённом пункте, регулярно принимаются меры по ремонту, чистке и дезинфекции колодцев, однако положительных результатов принимаемые меры не дают. Гидрогеологические исследования, а также иные работы по организации качественного питьевого водоснабжения жителей посёлка Белое Озеро муниципального образования «Северодвинск» в 2009-2010 годах не проводились, в связи с необходимостью существенных финансовых затрат.

Материалами дела подтверждается и представителем ответчика не оспаривается, факт несоответствия проб воды в п. Белое Озеро СанПиН 2.1.4.1175-02 по микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям.

Ответчиком, каких либо доказательств принятия надлежащих мер по обеспечению населения питьевой водой, соответствующей санитарно-химическим и биологическим показателям или обеспечения населения п. Белое Озеро питьевой водой из централизованных или иных источников указанного населённого пункта суду не представлено.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 1.1. ч. 1 ст. 50 Устава МО «Северодвинск» исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами относится к компетенции Администрации г. Северодвинска.

Поскольку администрацией МО «Северодвинск» надлежащих мер по обеспечению населения питьевой водой, соответствующей санитарно-химическим и биологическим показателям не принимается, питьевой водой из централизованных или иных источников население указанных населённых пунктов не обеспечивается, что создаёт угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Анализируя установленные по делу обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности иска, подлежащего удовлетворению. При этом суд не находит оснований для установления конкретного срока его исполнения – поскольку по мнению суда обеспечение населения поселка Белое Озеро питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов является обязанностью, а не правом ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора города Северодвинска поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Северодвинск об обязании обеспечить население поселка Белое Озеро питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Северодвинск организовать обеспечение населения поселка Белое Озеро питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Северодвинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий Сенчукова Т.С.