о предоставлении жилого помещения



Дело № 2–2388–10 03 сентября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Юренского А.Н., при секретаре Федорцовой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Лобановой Ирины Александровны к Администрации Муниципального образования «Северодвинск» о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

истец Лобанова И.А. обратилась в суд с иском (л.д. 4) к ответчику Администрации Муниципального образования «Северодвинск» (далее – Администрация, ответчик) о возложении на ответчика обязанности предоставить на семью из трех человек вне очереди отдельную квартиру по договору социального найма в городе Северодвинске по нормам предоставления помещений.

Исковые требования обосновала тем, что истцу принадлежит 1/3 доля в праве собственности на квартиру <адрес> в городе Северодвинске, в которой она проживает с двумя несовершеннолетними детьми Витязевой Анастасией Эдуардовной, которой также принадлежит 1/3 доля в праве на указанное имущество и Лобановой Полиной Юрьевной. Указанная квартира постановлением Администрации от 02 февраля 2010 года № 32-па признана аварийной и непригодной для проживания.

Согласно письму № 05-08-04/1267 от 22.03.2010г. Управления муниципального жилищного фонда Администрации МО «Северодвинск» дом <адрес> подлежит сносу и значится в списке домов, подлежащих сносу под № 28. Также в указанном письме Администрация МО «Северодвинск» отказалась предоставить жильцам другие благоустроенные помещения в связи с недостаточностью жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.

05 мая 2010 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей на семью из трех человек жилого помещения по договору социального найма, как нуждающейся в жилом помещении. Однако, ответа на указанное письмо от ответчика не последовало, пригодное для проживание жилое помещение истцу не предоставлено.

На основании изложенного истец просит суд обязать Администрацию МО «Северодвинск» предоставить ей вне очереди на семью из трех человек отдельную квартиру по договору социального найма в г. Северодвинске по нормам предоставления жилых помещений.

В последующем, истцом были изменены требования к ответчику (л.д. 64), согласно которых истец просит суд признать за Лобановой И.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязать Администрацию МО «Северодвинск» предоставить истцу вне очереди на семью из трех человек отдельную квартиру по договору социального найма в городе Северодвинске по нормам предоставления жилых помещений.

В судебное заседание истец Лобанова И.А. и представитель истца Барабаш Д.В. не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Шарпалова Л.А. в судебном заседании иск не признала и указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска.

Третьи лица – несовершеннолетние Витязева А.Э. и Лобанова П.Ю., в лице законного представителя Лобановой И.А., Дерягин А.А. и Дерягина Т.А. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Третье лицо – орган опеки и попечительства Управления образования Администрации МО «Северодвинск», своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая, что стороны и участники процесса извещены о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, с заявлениями об отложении рассмотрения дела в суд не обращались, уважительных причин неявки в судебное заседание не представили.

Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Лобанова И.А. является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру <адрес> в городе Северодвинске, в которой она проживает с двумя несовершеннолетними детьми Витязевой Анастасией Эдуардовной, которой также принадлежит 1/3 доля в праве на указанное имущество и Лобановой Полиной Юрьевной.

Квартира находится в долевой собственности Лобановой И.А., Витязевой А.Э. и Дерягина А.А., у которых по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на данную квартиру.

Основанием для приобретения квартиры в собственность указанных лиц являлся договор о безвозмездной передачи квартиры в общую долевую собственность граждан № при заключении которого мать истца – Дерягина Т.А. дала согласие на приватизацию квартиры. Сама от участия в приватизации отказалась.

Таким образом, в указанной квартире зарегистрированы Дерягина Т.А., Дерягин А.А., Лобанова И.А., Лобанова П.Ю. и Витязева А.Э.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о рождении несовершеннолетних Витязевой А.Э. и Лобановой П.Ю. (л.д. 5,6); свидетельством о государственной регистрации права от 17.07.2006г. на Витязеву А.Э (л.д. 8) и Витязеву И.А. (Лобанову И.А.) (л.д. 7); справкой жилищного органа о лицах, зарегистрированных в квартире <адрес> в г. Северодвинске (л.д. 9); лицевым счетом № 027287 (л.д. 33); выпиской из домовой книги (л.д. 34); выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 36, 37, 38, 81, 82, 83); договором о безвозмездной передаче квартиры в общую долевую собственность граждан № 46535 (л.д. 74); заявлением на приватизацию квартиры (л.д. 75); справкой для приватизации квартиры (л.д. 76); корешком к ордеру и контрольным талоном к ордеру (л.д. 92).

Квартира, в которой проживает истец, постановлением Администрации от 02 февраля 2010 года № 32-па признана аварийной и непригодной для проживания.

Указанные обстоятельства судом установлены на основании заключения Государственной жилищной инспекции Архангельской области № 27-08 о техническом состоянии строительных конструкций дома <адрес> в г. Северодвинске (л.д. 40-41); постановлением Администрации МО «Северодвинск» от 02.02.2010г. № 32-па (л.д. 46); заключением межведомственной комиссии о признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания от 29.07.2009г. № 19 (л.д. 47), Актом обследования жилых помещений от 29.07.2009г. № 19 (л.д. 48-49) и никем не оспариваются.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (часть 2 ст. 57 ЖК РФ).

Норма, закрепленная в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает действия общих норм, на основании которых гражданину предоставляется жилое помещение по договору социального найма и которые закрепляют в качестве такого основания – нуждаемость в жилых помещениях.

В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Семья истца Администрацией малоимущей не признавалась и на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П и от 03 ноября 2009 года № 1368-О-О Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из вышеизложенного следует, что для предоставления собственникам жилых помещений, которые в соответствующем законом порядке признаны непригодными для постоянного проживания, другого жилого помещения по договору социального найма и пригодного для проживания, необходимо не только признания жилого помещения непригодным для проживания, но и признание данного собственника жилого помещения малоимущим и нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Как уже было указано судом ранее, принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления.

Согласно ст. 1 Областного закона Архангельской области № 78-5-ОЗ от 20.09.2005г. «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и представления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области», малоимущими гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 3 указанного Областного закона расчет уполномоченным органом местного самоуправления дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, или дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или о доходе одиноко проживающего гражданина-заявителя, указанных в предоставляемых гражданином-заявителем документах. Виды доходов, учитываемых при отнесении граждан к малоимущим для принятия на учет и предоставления жилых помещений по договорам социального найма, установлены Приложением 1 к данному Закону.

Таким образом, признание гражданина и его семьи малоимущей, является прерогативой специального уполномоченного органа, который признает гражданина (семью) малоимущей на основании заявления граждан и приложенных к нему необходимых и предусмотренных законом документов и после проведения соответствующих расчетов.

Представителем ответчика указывалось в судебном заседании, что истец с соответствующим заявлением для признания ее и членов ее семьи малоимущей и нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма не обращалась и, соответственно, таковой не признавалась.

Указанное обстоятельство представителем истца не отрицалось. В то же время, представителем истца были представлены суду документы, которые, по мнению представителя истца, якобы подтверждают нуждаемость и наличие у истца статуса малоимущего, а именно: справка о выданной истцу заработной платы по месту работы за 12 месяцев (л.д. 85); свидетельство о заключении брака (л.д. 86); свидетельство о рождении детей (л.д. 89, 90) и ксерокопия трудовой книжки супруга истца (л.д. 87-88).

Но, как уже указывалось ранее, у суда отсутствуют полномочия по определению собственника (нанимателя) жилого помещения и его семьи малоимущим и нуждающимся жилом помещении. Данные полномочия возложены на специализированный орган местного самоуправления.

Судом предлагалось представителю истца обратиться с соответствующим заявлением о признании истца и ее семьи малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Кроме того, судом разъяснялась сторонам статья 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом и его представителем не были представлены суду необходимые и достаточные доказательства в подтверждение данного факта. В связи с чем, истцом и ее представителем не были предоставлены суду доказательства наличия оснований для предоставления истцу и ее семье во внеочередном порядке на семью из трех человек отдельной квартиры по договору социального найма в городе Северодвинске по нормам предоставления жилых помещений.

На основании изложенного, исковые требования истца к Администрации МО «Северодвинск» о признании за Лобановой И.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязать Администрацию МО «Северодвинск» предоставить истцу вне очереди на семью из трех человек отдельную квартиру по договору социального найма в городе Северодвинске по нормам предоставления жилых помещений, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 195-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Лобановой Ирины Александровны к Администрации Муниципального образования «Северодвинск» о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Юренский