решение об отказе в удовлетворении требований Кривоносовой Л.П. к Управлению здлравоохранения администрации г. Северодвинска, ИФНС по г. Северодвинску о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц



Дело 2-2262-10 19 июля 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Пономарева Р.С.,

при секретаре Потеловой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Кривоносовой Любови Петровны к Управлению здравоохранения администрации муниципального образования «Северодвинск», Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Северодвинску Архангельской области о признании неправомерными удержания с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии налога на доходы физических лиц, взыскании излишне удержанного налога,

установил:

Кривоносова Л.П. обратилась в суд с иском к Управлению здравоохранения администрации муниципального образования «Северодвинск», Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Северодвинску Архангельской области о признании неправомерными удержания с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии налога на доходы физических лиц, взыскании излишне удержанного налога размере 62901 руб.

В обоснование иска указала, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии является социальной гарантией и по своему целевому назначению является пенсионной выплатой муниципальному служащему за соответствующий стаж муниципальной службы. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии аналогична пенсии за выслугу лет, которая в соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ налогообложению не подлежит.

В судебном заседании истец поддержал иск по заявленным требованиям, настаивал на его удовлетворении.

Представитель Администрации Северодвинска Санькова Е.С. (л.д. 89) иск не признала, полагая его неоснованным на законе.

Второй ответчик своего представителя в суд не направил, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 13).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд не находит законных оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

Из материалов дела следует, что истец Кривоносова Л.П. с 16 января 2006 года является получателем государственной пенсии муниципального служащего.

Распоряжением мэра Северодвинска от 13 марта 2006 года за № 1/196-РП и в соответствии с Областным законом «О муниципальной службе в Архангельской области» от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ и Решением Муниципального Совета от 17 июня 1999 года № 107 «Об установлении муниципальным служащим доплаты к государственной пенсии», истцу с 1 февраля 2006 года установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом назначенной пенсии по старости 60 процентов месячного денежного содержания (л.д. 79).

За период с февраля 2006 по декабрь 2009 год с данной доплаты Управлением здравоохранения Администрации Северодвинска удержан налог на доходы физических лиц, в размере 79750 руб. (л.д. 74-77).

Данные обстоятельства нашли свое подтверждение материалами дела, сторонами не оспаривались, сомнений у суда не вызывают, в связи с чем признаются судом установленными.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (действовавшего на момент назначения пенсии истцу) на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Аналогичные права муниципального служащего предусмотрены пунктом 1 статьи 24 ныне действующего Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В ст. 23 данного Федерального закона установлены гарантии, предоставляемые муниципальным служащим (ст. 15 ранее действующего Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»).

Согласно части 3 названной нормы права Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Согласно со ст. 18 закона Архангельской области «О муниципальной службе в Архангельской области» (ред. от 29.10.2008) лица, занимающие муниципальные должности муниципальной службы, в связи с выходом на государственную пенсию имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации и Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004, с изм. от 11.05.2006) условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) (ст. 2 указанного Федерального закона).

Областной закон от 16.04.1998 N 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» (в редакциях действовавших в период спорных отношений), устанавливающий муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию ежемесячную доплату к государственной пенсии, не был приведен в соответствие с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которым данная доплата к государственной пенсии не предусматривается, а устанавливается пенсия по выслуге лет.

Следовательно, ежемесячная доплата к государственной пенсии не является самой пенсией по выслуге лет, назначаемой в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ.

В соответствии со ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам (п. 1); пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2); все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) – п. 3 ст. 217 НК РФ.

Доплата к государственной пенсии, установленная муниципальному служащему областным законом «О муниципальной службе в Архангельской области» и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, не носит характера возмещения затрат, связанных с выполнением истцом трудовых обязанностей, и не может быть определена как компенсационная выплата, подпадающая под действие пункта 3 ст. 217 НК РФ.

Данная доплата не подлежит отнесению и к иным выплатам и компенсациям, предусмотренным п. 1 ст. 217 НК РФ, поскольку ни ранее действовавшим законом «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», ни действующим законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» компенсационной выплаты в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии в качестве гарантий муниципальному служащему не предусмотрено. Не содержит указание на такого рода выплаты и Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающий порядок назначения пенсий, ст. 5 которого содержит исчерпывающий перечень видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, где не предусмотрена ежемесячная доплата к трудовой пенсии.

Указанные выводы подтверждаются письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 29.10.2004 N 04-2-06/572 «О налогообложении доходов физических лиц», письмами Министерства финансов РФ от 14.06.2007 N 03-04-03-01/5, от 05.04.2010 N 03-04-06/9-60, из которых следует, что дополнительные выплаты, установленные законами субъектов Российской Федерации либо представительными органами местного самоуправления, в том числе в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не подпадают под действие п. 1 ст. 217 Кодекса и подлежат налогообложению на общих основаниях.

Таким образом, ежемесячная доплата к пенсии, выплачиваемая муниципальному служащему за стаж муниципальной службы, не является составляющей пенсии по государственному пенсионному обеспечению, компенсационной и иной выплатой, подпадающими под действие пунктов 1, 2 и 3 ст. 217 НК РФ, и подлежит налогообложению в соответствии с нормами налогового законодательства на общих основаниях.

По этим основаниям доводы истца о том, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии является социальной гарантией и по своему целевому назначению является пенсионной выплатой муниципальному служащему за соответствующий стаж муниципальной службы, признаются судом неверными, основанными на неправильном толковании материального права, в связи с чем отвергаются судом.

При таких обстоятельствах, суд признает требования суда не основанными на законе и выносит решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кривоносовой Любови Петровны к Управлению здравоохранения администрации муниципального образования «Северодвинск», Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Северодвинску Архангельской области о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Архангельского областного суда через Северодвинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.С.Пономарев