о признании права на пенсию



Дело № 2-1587-10 14 июля 2010 года

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Лавренюка П.И., при секретаре Нечаевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Кутузовой ФИО19 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области о признании недействительным решения в части отказа в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, понуждении к назначению пенсии,

установил:

Кутузова Е.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав следующее. В октябре 2009 года она обратилась в адрес ответчика с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ответчика от 11 ноября 209 года в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в тяжелых условиях труда. Ответчик посчитал, что период её работы с 1 марта 1988 года по 28 июня 1996 года в качестве маляра в ОАО «Северное машиностроительное предприятие» не подлежит включению в специальный стаж, поскольку не подтверждена её полная занятость в качестве маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Отказ ответчика считает необоснованным, так как работа в тяжелых условиях труда на протяжении 8 лет 3 месяцев 27 дней подтверждается справкой работодателя, выданной на основании первичных документов. Факт её работы в вышеуказанных условиях может быть подтвержден также свидетельскими показаниями. При наличии страхового стажа продолжительностью более 25 лет, стажа работы в районах Крайнего Севера – более 24 лет, стажа работы в тяжелых условиях труда – более 8 лет она имеет право на назначение пенсии по достижении возраста 46 лет.

В связи с изложенным Кутузова Е.В. просила признать недействительным решение комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области от № Номер обезличен от 11.11.2009 г. в части отказа в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости; признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в тяжёлых условиях труда и обязать ответчика назначить ей указанную пенсию с 31 октября 2009 года.

В судебном заседании Кутузова Е.В., не изменяя предмет и основание иска, требования уточнила. Просила признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области от № Номер обезличен от 11.11.2009 г. в части отказа в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости. Пояснила, что в назначении ей пенсии было отказано именно решением ответчика, а не комиссии ответчика. В остальной части требования оставила без изменений. На удовлетворении иска Кутузова Е.В., её представитель Мелехова О.В. настаивали.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Ответчик о месте и времени рассмотрения дела судом извещен, что подтверждается представленным в деле уведомлением л.д. 156). Ранее ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в иске отказать л.д. 32).

Третьим лицом, ОАО ПО «Севмаш», представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав объяснения истицы и её представителя, показания свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, оценив их в совокупности с материалами дела, суд пришел к следующему.

При рассмотрении дела суд установил, что истица Кутузова (ранее – Сивушкова) ФИО9 2 ноября 1987 года поступила на работу в ПО «Северное машиностроительное предприятие» (ныне – ОАО «ПО «Севмаш») в качестве ученика маляра в цех 18 на участок 2. С 1 марта 1988 года она работала маляром 2 разряда в том же подразделении, в последующем повысила квалификацию до 4 разряда. 28 июня 1996 года она была уволена в связи с переводом на другую работу. Период работы Кутузовой Е.В. в качестве маляра составил 8 лет 3 месяца 27 дней.

Эти обстоятельства подтверждаются сведениями её трудовой книжки л.д. 39-40), никем не оспариваются, доказательствами не опровергаются.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (п.1). Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (п.2).

Согласно условиям подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Условиями пункта 2 ст. 28.1 вышеназванного Федерального закона предусмотрено уменьшение возраста, установленного для назначения пенсии, на 5 лет лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый стаж для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда.

Профессия маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, предусмотрена позицией 13450 подраздела 23200000 раздела XХXIII «Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях» (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с условиями п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для назначения трудовых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555), основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Судом установлено, что 09 октября 2009 года Кутузова Е.В. представила в адрес ответчика заявление о назначении ей пенсии по старости. При этом приложила копию трудовой книжки, справку о стаже. 11 ноября 2009 года решением № 44/39 ответчик отказал ей в назначении трудовой пенсии по старости. При этом ответчик установил, что страховой стаж истицы составляет 25 лет 29 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 24 года 2 месяца 8 дней, стажа по списку № 2 у неё нет. Согласно протоколу от 11 ноября 2009 года № 44/39 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, действующей в структуре ответчика, период работы истицы в ОАО «ПО «Севмаш» не подлежит включению в специальный стаж, так как документальной проверкой не подтверждена её постоянная занятость в течение полного рабочего дня в качестве маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности.

Эти обстоятельства подтверждаются представленными в деле заявлением истицы л.д. 37), протоколом комиссии л.д. 35), решением ответчика от 11.11.2009 г. № 44/39 л.д. 34), никем не оспариваются.

Судом установлено, что в подтверждение работы в особых условиях труда истица представила в адрес ответчика справку № 1394 от 12.12.2008 г., выданную ОАО «ПО «Севмаш» л.д. 42). Согласно указанной справке, её специальный стаж составляет 8 лет 3 месяца 27 дней. В справке указано, что она выдана на основании документов: приказов, штатного расписания, лицевых счетов, карточек учета отработанного времени в особых условиях труда, технического паспорта, технологического процесса производства. По истечении 10 месяцев со дня выдачи справки работник ответчика проверил достоверность индивидуальных сведений застрахованного лица истицы в части специального стажа и пришел к выводу о том, что наличие специального стажа не подтверждено, так как не представлены документы, на основании которых она выдана. Также работником ответчика установлено, что цех № 18 ОАО «ПО «Севмаш» ликвидирован с 1 июля 1996 года.

Согласно объяснениям истицы, показаниям свидетеля ФИО13, документы, на основании которых выдавалась справка о стаже, у работодателя не сохранились, так как цех 18 был ликвидирован.

Согласно представленным третьим лицом (ОАО ПО «Севмаш») картам условий труда на рабочем месте маляра цеха 18 л.д. 61, 62), при осуществлении ремонтно-строительных работ использовались ксилол, уайтспирит, ацетон, дибутилфталат.

В соответствии со Списком профессий и должностей цеха 18, имеющих право на дополнительный отпуск л.д. 63), малярам предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью 6 дней, а работавшим с герметиком – 12 дней.

Согласно показаниям допрошенных судом свидетелей, маляры цеха 18, в том числе и истица, использовали в работе эмали ПФ-115, ПФ-218, растворитель ксилол. Согласно сведениям служебного письма ОАО «ПО «Севмаш» от 27.03.1995 г. л.д. 64), указанные эмали и растворитель, ксилол отнесены к веществам 1 и 3 классов опасности.

Согласно объяснениям истицы, показаниям свидетелей, применение вредных веществ не ниже третьего класса опасности и веществ, класс опасности которых ниже, было одновременным. При этом работа с вредными веществами не ниже третьего класса опасности была постоянной.

В соответствии со сведениями представленных работодателем лицевых счетов на имя истицы, ей производилась доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда (шифр оплаты 107) л.д. 73 - 104).

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что истцом и работодателем (третьим лицом), показаниями свидетелей в совокупности подтверждается постоянная занятость Кутузовой Е.В. в особых условиях труда постоянно на протяжении 8 лет 3 месяцев 27 дней.

Так как работа в особых условиях труда выполнялась истицей до введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы должен быть исчислен в полуторном размере:

8 л. 3 мес. 27 дн. х 1,5 = 12 л. 5 мес. 10 дн.

При рассмотрении заявления истицы ответчиком не было учтено, что в 2005 году ФИО14, работавшей вместе с истицей в таких же условиях, трудовая пенсия на льготных условиях пенсионным органом была назначена. Различная оценка пенсионным органом прав работников, трудившихся в одинаковых условиях, подрывает доверие граждан как к государству, так и к закону.

Суд считает, что при наличии у Кутузовой Е.В. специального стажа продолжительностью более 12 лет, страхового стажа – более 25 лет, стажа работы в районе Крайнего Севера – более 24 лет, она имела право на назначение трудовой пенсии по старости по достижении возраста 45 лет – с 31 октября 2009 года.

Учитывая изложенное, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С ответчика в пользу истицы на основании ч.1 ст. 98 ГПК РФ надлежит взыскать в возмещение расходов по госпошлине 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Кутузовой ФИО15 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области о признании недействительным решения в части отказа в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, понуждении к назначению пенсии удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области от № 44/39 от 11.11.2009 г. в части отказа в досрочном назначении Кутузовой ФИО16 трудовой пенсии по старости в связи с работой в тяжёлых условиях труда.

Признать за Кутузовой ФИО17 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в тяжёлых условиях труда и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области назначить ей указанную пенсию с 31 октября 2009 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области в пользу Кутузовой ФИО18 в возмещение расходов по госпошлине 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья П.И. Лавренюк