о признании права на досрочное назначение трудовой деятельности



Дело № 2 - 2546 - 10 16 августа 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Сенчуковой Т.С.,

при секретаре Титовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Безносовой Татьяны Владиленовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

Безносова Т.В. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указала, что решением комиссии при государственном учреждении «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске»  (далее по тексту УПФ) от 14 июля 2010 года  (протокол № 29/22) ей отказано в праве на досрочное назначение трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого стажа в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, определенного п./п. 11 п.1 ст.28 Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года  «О трудовых пенсиях в РФ». Истица оспаривает данное решение, указывая на его незаконный характер, и просит отменить его, признав за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии с момента обращения в пенсионный фонд - 7 июля 2010 года. В обоснование требований указала, что она обратилась в УПФ с заявлением и всеми необходимыми документами о назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью. К этому времени по ее подсчету она имела требуемый стаж работы. Однако решением комиссии от 14 июля 2010 года в назначении пенсии ей было отказано. Отказ был мотивирован тем, что период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с Дата обезличена по Дата обезличена подлежит исчислению в календарном порядке, не подлежит включению в трудовой стаж отпуска за свой счет ( 1 месяц 12 дней), донорские дни ( 3 дня) курсы повышения квалификации (29 дней). Таким образом, специальный стаж Безносовой Т.В., учтенный для назначения досрочной трудовой пенсии, составил 29 лет 1 месяц 10 дней, что менее требуемых 30 лет такой работы согласно протокола комиссии № 29/22 от 14 июля 2010 года.

Истец Безносова Т.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, направила в адрес суда заявление в котором просила рассмотреть дело без её участия, на удовлетворении иска настаивала. 

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения спора извещен надлежащим образом, направил в адрес суда заявление в котором просил рассмотреть дело в их отсутствии и при разрешении спора руководствоваться позицией изложенной в протоколе за № 29/22 от 14 июля 2010 года.

Представитель третьего лица Муниципального учреждения здравоохранения  «Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи » в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Судом установлено, что 7 июля 2010 года в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области было представлено заявление Безносовой Т.В. о назначении пенсии. 14 июля 2010 года ответчик вынес решение № 29/22, которым отказал истице в назначении трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп.11 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При вынесении решения ответчик пришёл к выводу о том, что специальный стаж истицы составляет 29 лет 1 месяц 10 дней, при этом в специальный стаж не подлежат включению периоды нахождения её в отпусках без сохранения заработной платы и курсах повышения квалификации. Период предоставленного истице до Дата обезличена декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком исчислен ответчиком в календарном порядке.

Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями истицы, изложенными в исковом заявлении, представленным в деле вышеуказанным решением ответчика л.д. 3-5), ничем не опровергаются.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (пункт 1).

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (пункт 2).

В соответствии с условиями подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в дальнейшем – Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в дальнейшем – Правила).

            На основании п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Пунктом 6 Постановления Правительства за № 555 от 24 июля 2002 года N 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору является трудовая книжка. Исходя из анализа ч.2 указанного пункта при неточности записей в ней допустим иной порядок доказывания специального стажа работы.

 Действующее пенсионное законодательство не содержит в себе каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных основаниях, в связи с чем вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ.

Согласно трудовой книжке истицы, справкам МУЗ «Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи» от 07.07.2010 года  № 2875, истица с 15 Дата обезличена работала в  Северодвинской городской больнице № 2 скорой медицинской помощи в должности ..., с Дата обезличена работала ..., и с Дата обезличена переведена на должность медицинской сестры палатной в травматологическое отделение, где и работает по настоящее время (л.д.32-35) 

Эти обстоятельства суд считает установленными, так как они доказательствами не опровергаются, никем не оспариваются.

Должности медицинской сестры палатной (постовой) предусмотрены разделом «наименование должностей» Списка, а раздел «наименование учреждений» включает в себя больницы всех наименований.

При таких обстоятельствах суд согласился с доводами истицы и выводом ответчика о том, что периоды работы истицы в вышеуказанных должностях в МУЗ «Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи» подлежат включению в специальный стаж при назначении трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суд также считает правильным вывод ответчика о том, что периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном до 6 октября 1992 года ( 1 год 6  месяцев 25 дней ), подлежат включению в специальный стаж истицы. Согласно уточняющей справке, данным о страховом стаже л.д. 35-36), истице на период с Дата обезличена года по Дата обезличена года был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Этот отпуск был предоставлен до 6 октября 1992 года - до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ»). Названным Законом РФ была изменена ст. 167 КЗоТ РСФСР, предусматривавшая включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работника.

Согласно справке работодателя  л.д. 35-36) Безносовой Т.В. в вышеуказанные периоды предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы, общая продолжительность которых составила 1 месяц 12 дней. Периоды указанных отпусков не подлежат включению в специальный стаж, так как это не предусмотрено законодательством, за указанные периоды заработная плата истице не начислялась и отчисления на пенсионное страхование не производились. С этим выводом ответчика истица согласна.

В связи с изложенным суд пришёл к выводу о том, что в специальный стаж истицы должны быть включены периоды её работы в качестве медсестры палатной хирургического отделения, периоды нахождения её в дородовом и послеродовом отпуске, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (предоставленном до 6 октября 1992 года).

Суд считает обоснованным вывод ответчика о том, что период работы истицы в качестве медсестры травматологического отделения подлежит исчислению в полуторном размере только до 1 ноября 1999 года – до введения в действие Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. Начиная с 1 ноября 1999 года и до окончания работы истицы в указанном качестве пенсионным законодательством не предусматривалось полуторное исчисление специального стажа медсестры травматологического отделения больницы.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, иными нормативными актами льготное исчисление специального стажа медсестры травматологического отделения не предусмотрено.

Суд считает обоснованными доводы истицы о том, что периоды дородового и послеродового отпуска, отпуска по уходу за ребенком (предоставленного до 6 октября 1992 год), подлежат исчислению в полуторном размере в связи со следующим.

Периоды дородового и послеродового отпуска являются периодами временной нетрудоспособности и, согласно условиям п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516), они подлежат включению в специальный стаж. Так как предшествующий период работы должен исчисляться в полуторном размере, то и периоды временной нетрудоспособности должны исчисляться в таком же порядке.

Из смысла пункта 7 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» следует, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска.

Учитывая вышеизложенное, суд пришёл к выводу о том, что при определении специального стажа работы истицы периоды её работы в качестве медсестры палатной в травматологическом отделении, нахождения в дородовом и послеродовом отпусках, в отпуске по уходу за ребенком (до 6 октября 1992 года, до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ»), должны исчисляться в полуторном размере.

Вместе с тем суд полагает, что ответчиком необоснованно из стажа истца исключен период нахождения на курсах повышения квалификации 29 дней, поскольку трудовым законодательством, действующим в период обучения истца на курсах повышения квалификации, установлено, что работнику направляемому для повышения квалификации с отрывом от производства гарантируется сохранение места работы и  предусмотренные законом выплаты, а так же работодателем суду представлены документы подтверждающие, что в период с Дата обезличена по Дата обезличена истица находилась на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы.

Пункт 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года за № 516 предусматривает, что настоящие Правила устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Материалами дела подтверждается факт направления Безносовой Т.В. на курсы повышения квалификации работодателем. В указанные периоды истица работала в должности, предусмотренной Списком, трудовой договор с ней не прерывался, заработную плату она получала как лицо, осуществляющее лечебную деятельность, и с её заработка работодатель производил отчисления страховых взносов.

Проанализировав имеющиеся в деле приказы работодателя, действующее законодательство, суд приходит к  выводу, что повышение квалификации имело обязательный характер, поскольку это было необходимо истице для осуществления лечебной деятельности, и по своему содержанию не меняло специфику и характер труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Ответчик не представил суду доказательств, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, опровергающих доводы истца и представленные им доказательства.

Итого по состоянию на 07.07.2010 года  (когда истица обратилась с заявлением к ответчику о назначении пенсии по старости) данный стаж истца составлял 29 лет 11 месяцев 22 дня, что недостаточно для назначения ей пенсии по старости с этой даты (29 лет 1 месяц 10 дней (включенных ответчиком) + 9 месяцев 13 дней  (подлежащих включению при полуторном исчислении дородового и послеродового отпуска и отпуска по уходу за ребенком до полутора лет)  +  0 месяцев 29 дней (курсы повышения квалификации) = 29 лет 11 месяц 22 дня.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией пенсионного дела, расчетом периодов стажа истца, истцом не оспариваются.

Судом установлено, что впервые истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии 7 июля 2010 года. Однако на указанную дату у истца отсутствовало право на досрочное назначение пенсии, поскольку её стаж составлял менее 30 лет, отсутствовало у истицы и право на пенсию на день вынесения оспариваемого решения, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований в части признания незаконным решения ГУ -  УПФ РФ в г. Северодвинске № 29/22 от 14.07.2010 в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

В то же время, исходя из положений Федерального закона «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Исходя из вышеизложенного, суд признает за истцом Безносовой Т.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 16 июля 2010 года, поскольку на указанную дату специальный стаж истца составил 30 лет, и ответчик необоснованно не включил в специальный стаж работы истицы 10 месяцев 12 дней и  в связи с тем, что истица на момент рассмотрения спора в суде продолжает работать в должности ... л.д.18), и при вынесении решения принимает во внимание, что ответчиком не были представлены суду доказательства в силу которых в удовлетворении исковых требований Безносовой Т.В. необходимо отказать.

Исходя из вышеизложенного, суд признает за истицей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности с 16 июля 2010 года, и обязывает ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности с 16 июля 2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

            Исковые требования Безносовой Татьяны Владиленовны удовлетворить частично.

Признать за Безносовой Татьяной Владиленовной право на досрочное назначение с 16 июля 2010 года трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске» назначить Безносовой Татьяне Владиленовне трудовую пенсию с 16 июля 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске» в пользу Безносовой Татьяны Владиленовны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 100 ( сто ) рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Сенчукова Т.С.