Дело № 2-3152-10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Северодвинск 15 октября 2010 г. Северодвинский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Патронова Р.В., при секретаре Корельской О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой Ларисы Леонидовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, установил: Климова Л.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Северодвинске (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске), в котором просила обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости по основанию подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу, более 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность, с 19 июля 2010 года. В обоснование иска указала, что 12 июля 2010 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии. Однако в назначении пенсии на основании решения ГУ - УПФ РФ в г. Северодвинске № 35/6 от 18.08.2010 ей было отказано. Отказ мотивирован отсутствием необходимого для назначения трудовой пенсии по данному основанию специального стажа. В стаж педагогической деятельности истца незаконно не были засчитаны периоды отпуска по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсы повешения квалификации с 06.05.2006 по 19.05.2006, а также периоды нахождения в учебных отпусках. Считала решение ответчика об отказе в назначении пенсии необоснованным и не основанным на законе. В судебном заседании истец Климова Л.Л. на удовлетворении исковых требований настаивала. Поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Уточнила исковые требования, просила признать за ней право на трудовую пенсию по старости с даты обращения в Пенсионный фонд, то есть с 12 июля 2010 года. Представитель истца Лыбашева О.Г. в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщила. Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске Шохин Е.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В удовлетворении иска просил отказать. Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке. Выслушав пояснения истца Климовой Л.Л., оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, материалами пенсионного дела Климовой Л.Л., представленными доказательствами, суд приходит к следующему. Судом установлено, что в стаж педагогической деятельности Климовой Л.Л. ответчиком включены периоды её работы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> с 18.08.1982 по 31.01.1996 – 10 лет 4 месяца 2 дня; в должности <данные изъяты> <данные изъяты> - 13 лет 4 месяца 1 день (л.д. 23-24). 12 июля 2010 года Климова Л.Л. обратилась с заявлением в ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 35/6 от 18.08.2010 в назначении пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа. Комиссией было признано наличие у истца специального стажа – 23 года 8 месяцев 3 дня. В специальный стаж не были включены периоды отпуска по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 9 месяцев 13 дней, курсы повешения квалификации с 06.05.2006 по 19.05.2006 – 9 дней, а также периоды нахождения в учебных отпусках в количестве 5 месяцев 29 дней. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями Климовой Л.Л., материалами пенсионного дела Климовой Л.Л., сторонами не оспариваются и сомнения у суда не вызывают. В связи с чем суд полагает данные обстоятельства установленными. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. Согласно пункту 3 статьи 28 названного выше Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам. Как следует из содержания главы 6 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», данным Федеральным законом предусмотрен порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению. Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного федерального закона. Реализуя данные нормативные предписания, Конституционный Суд РФ в своих постановлениях от 06.03.2003 г. № 107-О «По запросу Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и от 29.01.2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (ИЛ ТУМЭН) Республики САХА (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», указал на то, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему правовому смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. В связи с чем, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года, вправе применять правила и нормы, действовавшие в период исполнения гражданином соответствующей работы, дававшей право на назначение пенсии на льготных условиях. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом. В период нахождения истца Климовой Л.Л. в отпуске по уходу за ребенком, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 29 дней), действовала статья 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала возможность включения в специальный стаж периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае назначения пенсии на льготных условиях, с момента вступления в силу Закона Российской федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», то есть с 06 октября 1992 года. Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) Климовой Л.Л. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Довод истца Климовой Л.Л. о том, что в специальный стаж подлежат зачету периоды нахождения на курсах повышения квалификации, суд находит заслуживающими внимания. Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству. Согласно статьям 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения истца Климовой Л.Л. (с 06.05.2006 по 19.05.2006 – 9 дней) на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж истца. Доводы истца Климовой Л.Л. о том, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа учебные отпуска с 1984 по 1989 года в количестве 5 месяцев 29 дней, суд находит основанными на законе. Судом установлено, что период учебы Климовой Л.Л. в Череповецком государственном педагогическом институте им. А.В. Луначарского с 1984 по 1989 года (5 месяцев 29 дней) относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования. В указанный период времени действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 2 которого было предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения периодов обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. При таких обстоятельствах, суд считает, что период учебных отпусков истца в количестве 5 месяцев 29 дней подлежит включению в специальный педагогический стаж. Исходя из вышеизложенного, на момент обращения к ответчику, то есть на 12 июля 2010 года, специальный стаж Климовой Л.Л. оставил 25 лет 8 месяцев 8 дней (23 года 8 месяцев 3 дня специальный стаж, учтенный ответчиком + 9 дней – курсы повышения квалификации + 1 год 5 месяцев 29 дней - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком + 5 месяцев 29 дней – учебные отпуска) Согласно пункта 15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации № 14 и Пенсионного фонда № 19 пб, пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Поскольку Климова Л.Л. с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии обратилась 12 июля 2010 года, суд признает за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью с указанной даты. Суд, удовлетворяя исковые требования Климовой Л.Л., одновременно взыскивает с ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске в её пользу, в соответствии с пунктом 1 статьи 98 ГПК РФ, 200 рублей в возврат расходов по оплате государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Климовой Ларисы Леонидовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить. Признать за Климовой Ларисой Леонидовной право на досрочное назначение пенсии в связи педагогической деятельностью с 12 июля 2010 года. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске назначить Климовой Ларисе Леонидовне досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с 12 июля 2010 года. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске в пользу Климовой Ларисы Леонидовны в возврат расходов по государственной пошлине в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Северодвинский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий Р.В.Патронов