решение о признанииправа на пенсию



Дело № 2 - 3220-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г Северодвинск 8 ноября 2010 года Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Буториной Л.В.,

при секретаре Шубиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масловой Светланы Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, и понуждении к назначению пенсии,

установил:

Маслова С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске о признании решения комиссии по назначению пенсии незаконным, о признании права на пенсию и назначении пенсии на льготных условиях ранее достижения пенсионного возраста. В обоснование заявленных требований указала, что она, 23 декабря 1961 года рождения, имеет страховой стаж 29 лет 4 месяца 23 дня, в том числе отработала в районах Крайнего Севера 29 лет 4 месяца 12 дней, с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2 – 5 лет 6 месяцев 27 дней в льготном исчислении и имеет право на пенсию на льготных условиях ранее достижения пенсионного возраста по достижению возраста 48 лет. 15 апреля 2010 года она обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске о назначении пенсии, однако ответчик необоснованно не засчитал в льготный стаж ее работу в должности ученика прессовщика пластмасс, а также в календарном, а не полуторном, исчислении учел периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

В судебное заседание истец и представитель ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие е истца и представителя ответчика.

В судебном заседании представитель истца Михайлов Р.Н. настаивал на заявленных требованиях.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, личное дело истца, ведомости начисления заработной платы, оценив имеющиеся в деле до­казательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим­ основаниям.

В судебном заседании установлено, что 15 апреля 2010 года Маслова С.Н., родившаяся 23 декабря 1961 года, обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске от 16 июня 2010 года Масловой С.Н. отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа по Списку № 2. При этом ответчиком указано, что у истца имеется стаж работы по Списку № 2 в количестве 3 лет 5 месяцев 28 дней в календарном исчислении, 4 года 5 месяцев 2 дня в льготном исчислении.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией пенсионного дела истца и сторонами не оспариваются.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно условиям подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Аналогичные условия предусматривались и ранее действовавшим Законом РФ № 340-1 от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (п. «б» ч.1 ст.12).

На основании ст. 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.1-10 п. 1 ст. 27 и пп. 7-9 п. 1 ст. 28 Закона страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет.

Страховой стаж истицы составил 29 лет 4 месяца 23 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера 29 лет 4 месяца 12 дней. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Согласно списка № 2 Производств, работ, профессий, должностей и показаний с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено прессовщиком изделий из пластмасс (раздел ХХХIII, позиция 23200000-17008).

Из записей в трудовой книжке следует, что истец Маслова С.Н. 28 мая 1985 года принята на Завод «Полярная звезда» в цех № 3 учеником прессовщика пластмасс, 1 октября 1985 года присвоен в цехе № 3 второй разряд прессовщика изделий из пластмасс, 1 июля 1986 года переведена в цех № 1 прессовщиком изделий из пластмасс второго разряда, 11 августа 1986 года переведена в цех № 8 прессовщиком изделий из пластмасс второго разряда, 10 апреля 1989 года переведена обработчиком изделий из пластмасс.

На основании п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 г. № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 5, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 29 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (в ред. Постановления Минтруда РФ от 01.10.1999 N 36), право на пенсию в связи с особыми условиями труда имели работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Истец в подтверждение права на досрочное назначение пенсии приложил к заявлению о назначении пенсии, поданному ответчику, справку, уточняющую особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной песии и подтверждающую занятость на льготной работе, из которой следует, что с 1 октября 1985 года по 9 апреля 1989 года Маслова (Парыгина, Лебедева) работала полный рабочий день в должности прессовщика изделий из пластмасс.

Как следует из данной справки, размер стажа по специальности, дающей право на получение льготной пенсии по Списку № 2 составляет 3 года 5 месяцев 29 дней в календарном исчислении.

Таким образом, размер стажа истца в льготном исчислении в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», действовавшей в период работы истца, на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, равен 5 лет 2 месяца 28 дней.

Ответчик включил в стаж работы истца периоды с 8 декабря 1986 года по 4 апреля 1987 года период нахождения в отпуске по беременности и родам и с 5 апреля 1987 года по 26 июля 1988 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в календарном исчислении. Кроме того, исключил из стажа период нахождения в учебных отпусках в количестве 10 дней.

Однако, в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.

В связи с тем, что в периоды нахождения лица в учебных отпусках за работником сохранялось место работы (должность), выплачивалась средняя заработная плата, что подтверждается ведомостями начисления заработной платы и личным делом истца, указанные периоды подлежат включению в стаж работы, дающий право на пенсию в льготном исчислении.

Кроме того, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Судом установлено, что Маслова С.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ N 3543-1 от 25 сентября 1992 года, следовательно, период с 5 апреля 1987 года по 26 июля 1988 года подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию в льготном исчислении, поскольку законодателем не было установлено ограничений на включение указанных периодов в стаж в полуторном исчислении. По этим же основаниям суд включает в полуторном исчислении период нахождения истца в отпуске по беременности и родам.

Итого стаж истца по состоянию на 15 апреля 2010 года, то есть на день подачи заявления о назначении пенсии, составил 5 лет 2 месяца 28 дней, что при наличии страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера более 29 лет, дает право на получение пенсии по достижению возраста 48 лет, в связи с чем, суд удовлетворяет требования истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Масловой Светланы Николаевны удовлетворить.

Признать недействительным решение комиссии Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске от 16 июня 2010 года в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии Масловой Светлане Николаевне.

Признать за Масловой Светланой Николаевной право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 с 15 апреля 1010 года

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске назначить Масловой Светлане Николаевне трудовую пенсию в связи с работой в тяжелых условиях труда по Списку № 2 с 15 апреля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья Буторина Л.В.