дело о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - прокурор в интересах Кологриевой Т.Н. к Администрации МО Северодвинск



Дело № 2 - 3486 - 10 23 ноября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Сенчуковой Т.С.,

при секретаре Борисовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску прокурора г. Северодвинска в интересах Кологриевой Татьяны Николаевны к администрации Муниципального образования Северодвинск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор г. Северодвинска в интересах Кологриевой Татьяны Николаевны обратился в суд с иском к администрации Муниципального образования Северодвинск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование исковых требований указал, что Постановлением органа опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального образования Северодвинск от 4 декабря 2002 года за № 03-16/1974 Кологриева Татьяна Николаевна ДД.ММ.ГГГГ отобрана у матери К.. Постановлением заместителя главы Администрации г. Северодвинска от 13 мая 2010 года за № 66-рж Кологриева Т.Н. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для обеспечения жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке с 14.04.2010 года. По состоянию на 25.10.2010 года Кологриева Т.Н. состоит в списке на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа под номером 24. Истец Кологриева Т.Н. в настоящее время не работает и не учится, проживает у знакомых. Полномочия администрации муниципального образования «Северодвинск» по предоставлению жилого помещения по договору социального найма Кологриевой Т.Н. по достижению ею совершеннолетия не исполнены, жилое помещение сироте не предоставлено.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Вербина М.С., исковые требования поддержала по изложенным основаниям, указав, что необходимо обязать ответчика предоставить истцу Кологриевой Т.Н. по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно – техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Истец Кологриева Т.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом и своевременно, направила в адрес суда заявление в котором просила рассмотреть дело без её участия, на удовлетворении требований настаивала.

Представитель ответчика Санькова Е.С., имеющая надлежаще оформленные полномочия, в судебном заседании иск не признала, не оспаривая статус сироты у Кологриевой Т.Н. и отсутствие у неё жилого помещения, и обязательства администрации Северодвинска по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма, однако полагала, что жилое помещение Кологриевой Т.Н. должно предоставляться за счет средств бюджета Архангельской области и в порядке очереди.

Представитель Управления образования администрации Муниципального образования Северодвинск Касаткина Л.А. исковые требования поддержала, полагает их законными и обоснованными.

Представитель 3-го лица Правительства Архангельской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и принять решение с учетом конкретных обстоятельств дела и доказательств представленных сторонами.

Представитель 3-го лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, направил в адрес суда заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя и отзыв, в котором указал, что Муниципальному образованию Северодвинск в 2010 году была выделена субвенция из средств областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Вопросы распределения указанных средств и предоставления жилья данной категории граждан находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при данной явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2).

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 которого закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

В ходе судебного заседания нашло подтверждение, что Постановлением органа опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального образования Северодвинск от 4 декабря 2002 года за № 03-16/1974 Кологриева Татьяна Николаевна ДД.ММ.ГГГГ отобрана у матери К.. Решением Северодвинского городского суда от 8 апреля 2003 года К. лишена родительских прав в отношении дочери Кологриевой Татьяны Николаевны ДД.ММ.ГГГГ. Отец истицы Кологриевой Т.Н. Н. умер. Постановлением заместителя главы Администрации г. Северодвинска от 13 мая 2010 года за № 66-рж Кологриева Т.Н. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для обеспечения жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке с 14.04.2010 года. По состоянию на 25.10.2010 года Кологриева Т.Н. состоит в списке на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа под номером 24. Истец Кологриева Т.Н. в настоящее время не работает и не учится, проживает у знакомых. Полномочия администрации муниципального образования «Северодвинск» по предоставлению жилого помещения по договору социального найма Кологриевой Т.Н. по достижению ею совершеннолетия не исполнены, жилое помещение сироте не предоставлено.

В настоящее время истец Кологриева Т.Н. не имеет закрепленного жилого помещения.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд полагает их установленными.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49 - 7- ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области … (статьи 45, 46).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (статья 48 Закона).

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Постановлением администрации муниципального образования Северодвинск от 26 марта 2010 года за № 118-па утверждено Положение «Об организации работы по предоставлению жилых помещений, приобретенных за счет средств областного бюджета, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на соответствующий календарный год бюджету муниципального образования "Северодвинск" (пункт 2).

Главным же распорядителем средств субвенций, выделенных из областного бюджета на исполнение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа является Администрация Северодвинска ( пункт 5).

Доводы представителя ответчика Саньковой Е.С. о несогласии с иском по тем основаниям, что жилое помещение Кологриевой Т.Н. должно предоставляться за счет средств бюджета Архангельской области и в порядке очереди Правительством Архангельской области суд полагает необоснованными, ибо данные доводы не основаны на законе и материалах дела.

Так же представителем ответчика в ходе судебного заседания не оспаривалось, что Муниципальному образованию Северодвинск в 2010 году была выделена субвенция из средств областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Таким образом, суд полагает исковые требования прокурора г.Северодвинска в интересах Кологриевой Татьяны Николаевны к администрации Муниципального образования Северодвинск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом жилое помещение Кологриевой Т.Н. в соответствии с действующим законодательством, должно быть предоставлено за счет денежных средств, выделяемых областным бюджетом на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ).

В соответствие со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная решением Муниципального Совета Северодвинска от 26 мая 2005 года № 18 в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, составляет 14 кв.м. общей площади на одного человека.

С учетом изложенного, истец, обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Северодвинска, находящегося в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 14 кв.м. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - администрацию муниципального образования Северодвинск с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Северодвинска в интересах Кологриевой Татьяны Николаевны к администрации Муниципального образования Северодвинск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Северодвинск предоставить Кологриевой Татьяне Николаевне по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 14,0 квадратных метров, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно – техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий судья Сенчукова Т.С.