о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-3618-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск 03 декабря 2010 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Лавренюка П.И.,

при секретаре Нечаевой И.Ю.,

рассмотрев в помещении суда города Северодвинска в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Северодвинска в интересах Протопоповой Анны Александровны к администрации Муниципального образования «Северодвинск» о понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма,

установил:

прокурор Северодвинска обратился в суд с вышеназванным иском, указав следующее. Решением Северодвинского городского суда от 16.06.2004 г. ФИО11 и ФИО12 были лишены родительских прав в отношении дочери Протопоповой Анны Александровны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением заместителя главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам в апреле 2010 года установлена невозможность её совместного проживания с родителями в квартире <адрес>. 13 мая 2010 года Протопопова А.А. была принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади составом семьи из одного человека. В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 7 Закона Архангельской области «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Государственные полномочия по предоставлению жилья вышеуказанным категориям лиц переданы органам местного самоуправления муниципальных образований.

Протопопова А.А. в настоящее время вынуждена проживать с бывшими родителями, с которыми сложились неприязненные отношения. Иск подан прокурором в связи с обращением истицы в прокуратуру Северодвинска с заявлением об оказании помощи в получении жилья.

В связи с изложенным прокурор просил обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить Протопоповой Анне Александровне жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г.Северодвинску.

В судебном заседании прокурор Усов А.В., не изменяя предмет и основание иска, требование уточнил, указав, что просит обязать ответчика предоставить Протопоповой А.А. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма за счет средств областного бюджета жилое помещение общей площадью не менее 14 кв.м, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г.Северодвинску. На удовлетворении иска настаивал.

Истица Протопопова А.А. изложенные прокурором обстоятельства подтвердила, на иске настаивала.

Представитель ответчика Хлусов В.В. считал иск не подлежащим удовлетворению, так как Протопопова О.А. в списке лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, значится под номером 22. Денежных средств, выделенных на 2010 год из областного бюджета, для обеспечения истицы жильем не хватит. Предоставление ей жилья без учета очередности граждан, поставленных на учет раньше, повлечет ущемление их интересов. Представитель администрации Северодвинска просил в иске отказать.

Представитель Управления образования администрации Муниципального образования Северодвинск Касаткина Л.А. исковые требования поддержала, полагает их законными и обоснованными.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, Правительства Архангельской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения третье лицо извещено судом. В отзыве Правительства Архангельской области изложена просьба рассмотреть дело в отсутствие его представителя, принять решение с учетом конкретных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела указанное третье лицо извещено судом. Указанным третьим лицом представлено в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без участия его представителя. В отзыве на исковое заявление указано, что Муниципальному образованию «Северодвинск» в 2010 году из средств областного бюджета была выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Вопросы распределения указанных средств и предоставления жилья данной категории граждан находятся в ведении органов местного самоуправления.

Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при данной явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их в совокупности с материалами настоящего дела, материалами дела № 2-3618-10, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Судом установлено, что решением Северодвинского городского суда от 16.06.2004 г. по делу № 2-850-04 ФИО13 и ФИО14 были лишены родительских прав в отношении дочери Протопоповой Анны Александровны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, с них на содержание дочери были взысканы алименты, ребенок передан органам опеки и попечительства. Постановлением главы администрации Северодвинска от 05.08.1996 г. № 11/263 истица Протопопова А.А. была поставлена на полное государственное обеспечение, за нею было закреплено право на жилую площадь в кв. <адрес>. С 25.09.1997 г. несовершеннолетняя Протопопова Анна находилась в Муниципальном учреждении «Северодвинский комплексный социально-реабилитационный центр «Солнышко», в школе-интернате, после чего училась в профессиональном училище. Жилое помещение ей как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлялось, иного жилья в собственности она не имеет, проживает в квартире по месту регистрации.

Эти обстоятельства подтверждаются постановлением главы администрации Северодвинска от 05.08.1996 г. № 11/263 (д. 2-850-04, л.д. 9), справкой Муниципального учреждения «Северодвинский комплексный социально-реабилитационный центр «Солнышко» (д. 2-850-04, л.д. 17), объяснениями истицы, представителя органа опеки и попечительства, никем не оспариваются, доказательствами не опровергаются.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что Протопопова А.А. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в дальнейшем – Базовый закон) относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как в возрасте до 18 лет она осталась без попечения обоих родителей.

Согласно условиям ст. 8 Базового закона, дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Архангельской области от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (в дальнейшем – областной Закон) предусмотрены дополнительные гарантии жилищных прав для категории лиц, к которой относится истица (из числа детей, оставшихся без попечения родителей).

Согласно условиям п.1 ст. 7 областного Закона (в ред. закона Архангельской области от 23.09.2009 N 64-5-ОЗ), дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 ст. 7 областного Закона установлено, что органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Судом установлено, что Протопопова А.А., проживающая в квартире <адрес>, жилой площадью 58,4 кв.м, общей площадью 75,6 кв.м, фактически закрепленным за нею жильем пользоваться не может, так как в указанной квартире зарегистрировано 13 человек, с родителями сложились неприязненные отношения. Учитывая эти обстоятельства, распоряжением заместителя главы администрации по социальным вопросам Муниципального образования «Северодвинск» от 01.04.2010 г. № 96-рд установлена невозможность совместного проживания истицы в вышеуказанной квартире с бывшими родителями и иными лицами. Распоряжением первого заместителя главы администрации по городскому хозяйству от 13.05.2010 г. № 65-рж Протопопова А.А. была принята на учет нуждающихся в жилом помещении для внеочередного предоставления жилой площади.

Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями истицы, представителя органа опеки и попечительства, вышеуказанными распоряжениями администрации Северодвинска, никем не оспариваются, доказательствами не опровергаются.

Суд считает, что при вышеуказанных обстоятельствах постановка истицы на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения произведена администрацией Северодвинска с соблюдением условий, установленных пунктом 3 части 2 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма». Судом установлено, и это подтверждено представленными в деле доказательствами, что проживание истицы в квартире, где за нею закреплена жилая площадь, невозможно; истица не имеет возможности обменять жилое помещение, выселить иных проживающих в квартире лиц, лишена возможности проживать с родителями.

Согласно условиям части 4 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

Статьями 45 и 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" предусмотрена передача полномочий по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам, к категории которых относится истица, органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области.

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, к категории которых относится истица, утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области от 05.04.2006 г. № 61. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильем детей, к категории которых относится истица, является Министерство образования, науки и культуры Архангельской области. Это подтверждается Положением об указанном Министерстве, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 г. № 210-пп.

Постановлением администрации муниципального образования Северодвинск от 26.03.2010 г. № 118-па утверждено Положение «Об организации работы по предоставлению жилых помещений, приобретенных за счет средств областного бюджета, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа».

В соответствии с указанным Положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на соответствующий календарный год бюджету муниципального образования "Северодвинск" (пункт 2).

Главным распорядителем средств субвенций, выделенных из областного бюджета на исполнение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа является администрация Северодвинска (пункт 5).

В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная решением Муниципального Совета Северодвинска от 26 мая 2005 года № 18 в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, составляет 14 кв.м. общей площади на одного человека.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что истица имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м. При этом обязанность по предоставлению ей жилого помещения должна быть исполнена администрацией Муниципального образования «Северодвинск» за счет средств областного бюджета, выделяемых для предоставления жилья категории граждан, к которой относится Протопопова А.А.

Согласно отзыву Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, на 2010 год муниципальному образованию «Северодвинск» для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа перечислена субвенция на сумму 5600 тыс. руб. Эти обстоятельства представителем ответчика подтверждены.

Доводы ответчика о том, что предоставление жилья Протопоповой А.А. без учета очередности граждан, поставленных на учет раньше, чем она, повлечет ущемление интересов этих граждан, не приняты судом, так как при наличии права на внеочередное получение жилья предоставление жилья в порядке очередности (по спискам, ведомостям) законом не предусмотрено. Каждый гражданин, имеющий право на внеочередное предоставление жилья, не получивший такое жилье в разумные сроки, не лишен права на обращение в суд с требованием о его предоставлении в принудительном порядке.

Суд считает также необоснованными доводы представителя ответчика о том, что для приобретения жилья истице не хватит денежных средств, выделенных из областного бюджета на 2010 год, так как эти доводы не подтверждены доказательствами. Кроме того, истица не требует предоставить ей жилье за счет средств областного бюджета, выделенных именно на 2010 год. Областной Закон от 03.12.2008 N 637-32-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не предусматривает прекращение финансирования расходов на вышеуказанные цели и после 2010 года, что ответчиком не опровергнуто.

Иные доводы ответчика суд считает несостоятельными, так как они основаны на неверном толковании законодательства, регулирующего рассмотренные в настоящем споре правоотношения.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора города Северодвинска в интересах Протопоповой Анны Александровны к администрации Муниципального образования «Северодвинск» о понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования «Северодвинск» предоставить за счет средств областного бюджета, выделяемых на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, Протопоповой Анне Александровне на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, общей площадью не менее 14,0 кв.м,

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья П.И. Лавренюк