Дело № 2 – 3054-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 01 декабря 2010 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Ножниной Е.К.,
при секретаре Ермолиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бартеневой Агюнь Натиговны в лице законного представителя Антушевой Ирины Сергеевны, Антушева Сергея Васильевича к Администрации МО «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Бартенева А.Н. в лице законного представителя Антушевой И.С., Антушев С.В. обратились с иском к Администрации МО «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной трехкомнатной квартиры в черте города Северодвинска, общей площадью не менее 64 кв.м.
В обоснование заявленных исковых требований указали, что по договору социального найма занимают <адрес> в <адрес>. Бартенева А.Н. является членом семьи - дочерью умершего ветерана боевых действий ФИО5, Антушев С.В., является ветераном боевых действий. Бартенева А.Н., как член умершего ветерана боевых действий и Антушев С.В., как ветеран боевых действий, имеют право на обеспечение их жилым помещением. Поскольку в настоящее время мать Бартеневой А.Н. – Антушева И.С. является супругой Антушева С.В., с ними также проживает несовершеннолетний ребенок Антушева С.В. и Антушевой И.С., то просят предоставить им жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью не менее 64 кв.м на состав семьи 4 человека: на Бартеневу А.Н., Антушеву И.С., Антушева С.В., Антушева В.С.
Истец Антушев С.В. в судебное заседание не явился, о месте и врмени судебного заседания извещен надлежаще.
В судебном заседании законный представитель истца Антушева И.С. и представитель Антушева С.В. Кашин Л.Ф. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации МО «Северодвинск» Шарпалова Л.А. с иском не согласилась, суду пояснила, что жилым помещением должны быть обеспечены ветераны боевых действий, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 января 2005 года, тогда как Антушев С.В. на указанный учет не вставал, а Антушева И.С. встала на общий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека, включая Бартеневу А.Н., с 21.04.2004 года, при этом не сообщила, что Бартенева А.Н. является членом семьи умершего ветерана боевых действий. Кроме того, предоставление благоустроенного жилого помещения истцам, возможно, только после его поступления из Администрации Архангельской области, построенного за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Представители третьих лиц Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области и ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Северодвинску» (далее по тексту ГУ ОСЗН), Управления образования Администрации Северодвинска в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, оценив все в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
Судом сторонам, в соответствии со статьей 114 ГПК РФ, предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения статьи 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Бартенева А.Н. является членом семьи - дочерью умершего ветерана боевых действий ФИО5, Антушев С.В. – ветераном боевых действий. Антушева (ранее Бартенева) И.С. с апреля 2004 года состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в Администрации МО «Северодвинск» (на состав семьи 2 человека, включая Бартеневу А.Н.) по списку в общей очереди. При постановке на учет документов, свидетельствующих о том, что Бартенева А.Н. является членом семьи умершего ветерана боевых действий ФИО5, она не предоставила. ДД.ММ.ГГГГ Бартенева И.С. зарегистрировала брак с Антушевым С.В., изменив при этом фамилию на «Антушева». Антушев В.С. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. На учете в ГУ ОСЗН ФИО1 как член семьи умершего ветерана боевых действий и ФИО15 как ветеран боевых действий не состоят. Истцы проживают на основании договора социального найма в комн. 2 <адрес> в <адрес>. Там же проживает мать ФИО1 (жена ФИО2) ФИО3 и малолетний сын ФИО2 - ФИО11
Указанные обстоятельства установлены на основании объяснений сторон и представителя третьих лиц, подтверждаются удостоверениями, свидетельством о смерти, справкой с места жительства, свидетельством о рождении, сообщением Администрации МО «Северодвинск», постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой МО «Северодвинск», справкой о получении пенсии по случаю потери кормильца, справкой о признании дочерью ветерана боевых действий, свидетельством об установлении отцовства, актом проверки жилищных условий, заявлением о постановке на очередь, свидетельством о регистрации брака (л.д. 7, 8, 9, 10, 11, 76, 77, 78, 105, 106, 108, 110, 111). ФИО3 (ранее Бартенева), утверждая, что была поставлена на учет как имеющая члена семьи умершего ветерана боевых действий, доказательств данному обстоятельству не представила.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).
Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2).
В силу п. 3 указанной статьи объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
3) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 4).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. (п. 11.1.)
Согласно п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года N 58-па (в ред. от 20 апреля 2010 года) (далее – Порядок), меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина в форме: 1) безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) (далее - субсидия); 2) предоставления в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма.
В силу п. 7 Порядка, право на получение мер социальной поддержки имеют следующие категории граждан, проживающие на территории Архангельской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года: б) ветераны боевых действий; в) члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий,
В соответствии с п.п. 13, 14, отделение социальной защиты населения ведет учет граждан, указанных в пункте 7 настоящего Порядка и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с датой подачи в отделение заявления и формирует регистры этих граждан.
Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет. (п. 16)
Граждане, включенные в областной регистр для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, подают заявление о предоставлении жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. (п. 41)
Жилые помещения, построенные (приобретенные) для граждан, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, поступают в казну Архангельской области. (п. 46)
Агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области в течение 30 рабочих дней со дня государственной регистрации права государственной собственности Архангельской области на жилые помещения, построенные (приобретенные) для граждан, указанных в пунктах 7 настоящего Порядка, безвозмездно передает указанные жилые помещения в муниципальную собственность городских округов и поселений Архангельской области в целях последующего предоставления гражданам, указанным в пункте 7 настоящего Порядка, по договорам социального найма. (п. 47)
Договоры социального найма жилого помещения с гражданами, указанными в пункте 7 настоящего Порядка, заключаются на основании перечня граждан, утверждаемого распоряжением Губернатора Архангельской области. (п. 49)
Из письменного ответа и пояснений представителя ГУ ОСЗН, данных в предварительном судебном заседании, следует, что в данном учреждении отсутствуют личные дела, заявления и документы, подтверждающие наличие статуса ветерана боевых действий у Антушева С.В. и ФИО12, статуса члена семьи умершего ветерана боевых действий Бартеневой А.Н.
Из объяснений законного представителя истца Антушевой И.С., представителя истца Кашина Л.Ф. следует, что ни Антушева И.С., действуя как законный представитель Бартеневой А.Н., ни Антушев С.В., не обращались в отделение социальной защиты населения для реализации права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Заявлений о предоставлении жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма по форме согласно приложению N 3 к вышеуказанному Порядку они в Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области не подавали.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на данный момент истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в отделении социальной защиты населения, не включены в единый областной регистр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не подавали заявление о предоставлении жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма.
Поскольку истец Антушев С.В. не встал на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, при этом не выполнил процедуру обеспечения жилым помещением, предусмотренную вышеуказанным Порядком, то его исковые требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения по основанию, что он является ветераном боевых действий, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
При этом, суд не может принять во внимание довод представителя истца Кашина Л.Ф. о том, что поскольку на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с апреля 2004 года состояла Антушева (ранее Бартенева) И.С., брак с Антушевым С.В. был зарегистрирован 07.08.2004 г., то Антушев С.В. также встал на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий по следующим основаниям. Антушева С.И. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека – она и Бартенева А.Н., с заявлением об изменении состава семьи не обращалась, сведений об этом не сообщала, Антушев С.И. ни самостоятельно, ни как член семьи Бартеневой А.Н. либо Антушевой И.С. за постановкой его на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался.
Иных оснований предоставления жилого помещения, истцами не заявлялось.
Вместе с тем, учитывая, что Бартенева А.Н., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является малолетним ребенком, то есть, самостоятельно не могла реализовать принадлежащие ей права, ее мать - Антушева И.С. (ранее Бартенева) встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, включив ее (Бартеневу А.Н.) в состав семьи, Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий был установлен в 2007 году, то есть, после постановки Бартеневой А.Н. на учет, суд полагает, что для рассмотрения настоящего дела не имеет значения то обстоятельство, что Бартенева А.Н. в составе семьи Антушевой (ранее Бартеневой) И.С. была поставлена на общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также тот факт, что Бартенева А.Н. не встала на учет в ГУ ОСЗН.
В соответствии с п.1 ст.3 "Конвенции о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990), во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Согласно п.1 ст.26 указанной Конвенции, государства - участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством.
При указанных обстоятельствах, исходя в первую очередь из интересов малолетнего ребенка, учитывая, что Бартенева А.Н. фактически имеет льготу на внеочередное предоставление жилого помещения, являясь нуждающейся, встала на очередь на улучшение жилищных условий до 01.01.2005 года, суд находит требования Бартеневой А.Н. в лице ее законного представителя Антушевой И.С. о предоставлении ей жилого помещения подлежащими удовлетворению.
При этом, учитывая, что Бартенева А.Н. имеет право на получение жилого помещения общей площадью жилья 18 квадратных метров, другие члены ее семьи прав на получение во внеочередном порядке жилого помещения не имеют, то суд обязывает Администрацию МО «Северодвинск» предоставить Бартеневой А.Н. жилое помещение по договору социального найма, на состав семьи 1 человек, общей площадью не менее 18 кв.м., построенное (приобретенное) за счет средств бюджетных ассигнований, учитывая положения Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года N 58-па (в ред. от 20 апреля 2010 года).
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные им расходы на уплату госпошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Бартеневой Агюнь Натиговны в лице законного представителя Антушевой Ирины Сергеевны к Администрации МО «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Северодвинск» предоставить Бартеневой Агюнь Натиговне, построенное (приобретенное) за счет средств бюджетных ассигнований, жилое помещение по договору социального найма, на состав семьи 1 человек, общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в черте г. Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску.
Взыскать с администрации Муниципального образования «Северодвинск» в пользу Бартеневой Агюнь Натиговны в лице законного представителя Антушевой Ирины Сергеевны расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
В удовлетворении исковых требований Антушева Сергея Васильевича к Администрации МО «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней через Северодвинский городской суд.
Председательствующий подпись Е.К. Ножнина
Копия верна
Судья Северодвинского городского суда Е.К. Ножнина