Дело № 2-265-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 24 января 2011 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Мещанской В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Листовой Ирины Владимировны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
установил:
Листова И.В. обратилась в суд иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного Фонда РФ в г. Северодвинске» (далее – УПФ) о признании за ней права на получение льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью с 16 сентября 2010 года, поскольку на эту дату обращения в пенсионный орган она имела педагогический стаж работы 25 лет.
В обоснование иска указала, что 15 сентября 2010 года она обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии. Однако решением УПФ № 40/3 от 22 сентября 2010 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ей отказано. Считает, что ответчик необоснованно отказал включить в стаж работы её педагогической деятельности период нахождения на курсах повышения квалификации, период учебных отпусков и период отпуска по уходу за ребенком до трех лет.
В судебном заседании истец Листова И.В., а так же ее представитель Виноградова Т.Н., исковые требования поддержали.
Представитель УПФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил в суд заявление о рассмотрении дела по иску в отсутствие представителя и письменный отзыв о несогласии с иском.
Представитель третьего лица Государственного учреждения здравоохранения «Северодвинский дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы, нарушением психики» (далее – ГУЗ «Северодвинский дом ребенка», главный врач Михайлова Л.Н. в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. В письменном отзыве представитель третьего лица просил иск удовлетворить.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело при данной явке.
Выслушав объяснение истца и его представителя, оценив его в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, материалами пенсионного дела, представленными доказательствами, суд приходит к обоснованности иска по следующим основаниям.
Судом установлено, что 15 сентября 2010 года истец Листова И.В. обратилась с заявлением в УПФ о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 40/3 от 22 сентября 2010 года истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Комиссией было признано у истца наличия специального стажа на дату обращения в пенсионный орган – 24 года 2 месяца 20 дней.
Указанный период включал работу в должности воспитателя у третьего лица.
Подсчет этого стажа (без учета не включенных и оспариваемых истцом периодов) сомнения у суда не вызывает, никем не оспаривается.
В специальный стаж истца не были включены периоды: учебного отпуска (3 месяца 14 дней); нахождения на курсах повышения квалификации (20 дней) и отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (5 месяцев 6 дней).
Суд полагает данные обстоятельства установленными, поскольку они подтверждены представленными в деле сведениями трудовой книжки, материалами пенсионного дела, сторонами не оспариваются.
С 1 января 2002 года назначение и выплата трудовых пенсий устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 этой же статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Педагогическая работа, осуществляемая в учреждениях для детей, не включенных в указанный Список, не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 (в редакции постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953), а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 (в редакции от 01 февраля 2001 года № 79), которые признаны утратившими силу вышеуказанным постановлением от 29.10.2002 года № 781.
Согласно Списку учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в Список включены учреждения здравоохранения: дом ребенка, в том числе специализированный.
На основании ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Доводы УПФ о том, что в специальный стаж истца не могут быть включены периоды: учебного отпуска (3 месяца 14 дней); нахождения на курсах повышения квалификации (20 дней) и отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (5 месяцев 6 дней), в связи с тем, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии оплаты за эти периоды взносов в Пенсионный фонд РФ суд отвергает как не основанные на законе, поскольку трудовым законодательством, действовавшим в период обучения истца на курсах повышения квалификации, и ныне действующим, установлено, что работнику направляемому для повышения квалификации с отрывом от производства гарантируется сохранение места работы и предусмотренные законом выплаты, а так же в пенсионном деле имеются доказательства того, что в указанный период истец находилась на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы.
Суд доводы истца о том, что подлежит включению в педагогический стаж работы - период учебных отпусков – 3 месяца 14 дней (имевших место в различные периоды с 1991 года по 11 июня 1993 год), суд находит заслуживающими внимания в силу следующего.
Как следует из пояснений истца она в период работы воспитателем без отрыва от производства обучалась заочно, на период учебы за ней сохранялось место работы. Данные обстоятельства, подтверждаются материалами пенсионного дела, что сомнения у суда не вызывает.
В соответствии с п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за № 1397 и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года за № 953, п.3 Приложения № 6 к инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года за № 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку истец как до 1993 года, так и после осуществляла педагогическую деятельность в учреждении, которое является образовательным, находилась в учебных отпусках, когда вышеуказанные нормы не прекратили свое действие, период нахождения в учебных отпусках подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии.
Суд соглашается с доводами истца в части того, что ответчиком необоснованно исключен из специального трудового стажа работы периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 31 июля 1990 года по 06 января 1991 года – 5 месяцев 6 дней, поскольку действовавшее в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет законодательство не содержало в себе запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с вступлением которого в законную силу с 06 октября 1992 года период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Период нахождения Листовой И.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком трех лет, на включение которого претендует истец в специальный стаж, имел место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1.
Кроме того, в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Исходя из вышеизложенного, на момент обращения к ответчику, то есть на 15 сентября 2010 года, специальный стаж Листовой И.В. составил 25 лет (24 года 09 месяца 2 месяца 20 дней – стаж педагогической деятельности, учтенный УПФ + 20 дней период нахождения на курсах повышения квалификации + 03 месяца 14 дней период нахождения в учебных отпусках + 5 месяцев 06 дней период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет = 25 лет).
Таким образом, право на льготное назначение трудовой пенсии в связи педагогической деятельностью у истца наступило 16 сентября 2010 года.
Исходя из вышеизложенного, суд признает недействительными решение ответчика в части подсчета специального стажа истца, признает за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью с 16 сентября 2010 года, и обязывает ответчика назначить ей трудовую пенсию с указанной даты.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца 200 рублей в возврат расходов по уплате госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Листовой Ирины Владимировны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, удовлетворить.
Признать недействительным решение комиссии Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области №40/3 от 22 сентября 2010 года.
Признать за Листовой Ириной Владимировной право на досрочное назначение пенсии в связи педагогической деятельностью с 16 сентября 2010 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области назначить Листовой Ирине Владимировне досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с 16 сентября 2010 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области в пользу Листовой Ирины Владимировны государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение 10 дней.
Судья - председательствующий: