Дело № 2-3417-10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 7 декабря 2010 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Хмара Е.И.,
при секретаре Узбековой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Львовой Ольги Александровны к администрации муниципального образования «Северодвинск» об установлении ежемесячной доплаты к пенсии
установил:
Львова О.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее по тексту администрация МО «Северодвинск») об установлении ежемесячной доплаты к пенсии с 12.02.2010г.
Требования обосновала тем, что с 12 февраля 2010 года она обратилась в комиссию по работе с кадрами при мэре Северодвинска с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к назначенной ей пенсии. Однако 04 марта 2010 года в установлении ежемесячной доплаты ей было отказано со ссылкой на увольнение по п.2 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности работников организации). Указанные доводы истец считает не основанными на законе, считает, что право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии возникает с момента назначения уволенному с муниципальной службы пенсии по старости. Будучи уволенной с муниципальной службы в связи с сокращением численности работников организации и имея 19-летний стаж муниципальной службы и назначенную пенсию по старости с 14.11.2005 года, она вправе получать доплату к трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Львова О.А. не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия (л.д.67).
Представитель истца Елисеев И.Н. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. С возражениями ответчика относительно пропуска срока, предусмотренного ст.392 ТК РФ, не согласился, так как данный спор не является трудовым и данная норма не применима, поскольку разрешается спор по вопросу пенсионного обеспечения муниципальных служащих. Полагает, что право на надбавку к пенсии имеют муниципальные служащие при прекращении трудового договора по любому основанию, если лицо имеет необходимый стаж муниципальной службы и ему была назначена пенсия (л.д.68).
Представитель ответчика Шарпалова Л.А. исковые требования не признала, полагая, что основанием для установления лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, ежемесячной доплаты к государственной пенсии является выход на пенсию, а не назначение или получение пенсии. Выход на пенсию муниципального служащего подразумевает увольнение муниципального служащего по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Учитывая, что Львова О.А. была уволена с младшей муниципальной должности муниципальной службы специалиста 1 категории УЗОиЭ администрации Северодвинска в связи с сокращением численности работников организации, соответственно право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии она не имеет. Также полагала, что истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ (л.д.34).
Суд определил в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, оценив в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Львова О.А. в период с 01.12.1988г. по 11.08.2009г. занимала должность муниципального служащего в администрации муниципального образования «Северодвинск» и была уволена с муниципальной должности в связи с сокращением численности работников организации, по п.2 ст.81 ТК РФ (л.д.25-33).
С 14 ноября 2005 года Львова О.А. пожизненно является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д.11).
Согласно справке от 11.11.2010г., представленной начальником отдела кадров Управления организации муниципальной службы, на день увольнения с муниципальной должности стаж муниципальной службы Львовой О.А. составил 20 лет 4 месяца 10 дней (л.д.35).
12 февраля 2010 года Львова О.А. обратилась с заявлением к Мэру Северодвинска об установлении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за счет средств местного бюджета за выслугу лет в соответствии с областным законом «О муниципальной службе в Архангельской области» от 16 апреля 1998г. № 68-15-ОЗ, а также Решением Муниципального Совета от 17.06.1999г. № 107 «Об установлении муниципальным служащим доплаты к государственной пенсии» ( л.д.13).
Письмом от 04.03.2010г. в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии истцу было отказано исполняющим обязанности Мэра Северодвинска Мошаревым В.Н. со ссылкой на то, что право на ежемесячную доплату к пенсии имеют муниципальные служащие, уволенные в связи с выходом на трудовую пенсию (л.д.12).
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон и материалами дела.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления в силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 2.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23).
Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет соответствующего бюджета.
Статьей 18 Закона Архангельской области от 16.04.1998 N 68-15-ОЗ "О муниципальной службе в Архангельской области" установлено, что муниципальные служащие в связи с выходом на трудовую пенсию имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципальным служащим устанавливается при наличии 12,5 календарных лет стажа муниципальной службы у мужчин и 10 календарных лет у женщин. Порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с решением Муниципального Совета муниципального образования «Северодвинск» от 17.06.1999г. № 107 «Об установлении муниципальным служащим доплаты к государственной пенсии» (далее по тексту Решение МС № 107) лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в соответствии с областным законом «О едином реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы» ежемесячная доплата к государственной пенсии, назначенной в соответствии с пенсионным законодательством РФ и Законом РФ «О занятости населения в РФ», устанавливается в зависимости от стажа муниципальной службы (пункт 1).
При этом в пункте 4 данного решения содержится перечень оснований увольнения (освобождения) с муниципальной службы (предусмотренный пунктом 3 статьи 22 областного закона «О муниципальной службе в Архангельской области» в редакции от 26.06.2008г.), увольнение по которым не дает право на установление доплаты к государственной пенсии при наличии необходимого стажа муниципальной службы. В частности, указанный перечень включает в себя такие основания, как увольнение муниципального служащего в случаях: прекращение гражданства Российской Федерации; установление судом факта разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; несоблюдение ограничений и неисполнения обязанностей, установленных для муниципального служащего; наличия обстоятельств, препятствующих осуществлению муниципальной службы, установленных пунктом 2 статьи 19 настоящего закона; признания несоответствия муниципального служащего занимаемой должности муниципальной службы по результатам аттестации (л.д.36-37). Такого основания расторжения трудового договора, как сокращение численности работников организации, указанный перечень не содержит.
Данное решение было принято во исполнение пункта 8 статьи 18 вышеуказанного Закона Архангельской области как развивающее нормотворческие возможности представительного органа местного самоуправления по вопросам местного значения, в том числе и в сфере выплат ежемесячных доплат к государственным пенсиям лицам, занимающим муниципальные должности муниципальной службы.
В последующем с принятием Законом Архангельской области от 29.10.2008г. № 593-30-03 статьи 19-27 Закона Архангельской области «О муниципальной службе в Архангельской области» утратили силу. Изменения в Решение МС № 107 муниципального образования «Северодвинск» не вносились.
В тоже время статья 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержит помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, дополнительные основания расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя, такие как: достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе; несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона; применение административного наказания в виде дисквалификации.
Согласно Положению о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим органов местного самоуправления Северодвинска, утвержденному распоряжением Мэра Северодвинска от 17.08.1999г. № 376р (в редакции распоряжения от 06.12.2001г. № 577р) лица, занимающие муниципальные должности муниципальной службы, в связи с выходом на государственную пенсию имеют право, в соответствии с решением Муниципального Совета от 17.06.1999г. № 107, на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с пенсионным законодательством РФ и Законом РФ «О занятости населения в РФ». Согласно пункту 1.3. названного Положения лицам, имеющим стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, доплата устанавливается только после назначения государственной пенсии в соответствии с законодательством РФ (л.д.38-40,43).
Анализ указанных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что условиями возникновения права муниципального служащего на ежемесячную доплату за счет средств местного бюджета к трудовой пенсии являются наличие выслуги муниципальной службы (для женщин не менее 10 лет) и выход на трудовую пенсию по старости.
Специального основания увольнения в связи с выходом на пенсию Трудовой кодек Российской Федерации не предусматривает.
Поэтому довод ответчика о том, что право муниципального служащего на дополнительное обеспечение в виде ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет возникает только в случае увольнения по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, нельзя признать обоснованным.
По делу видно, что истец, по достижению пенсионного возраста, в 2005 году реализовала свои пенсионные права и ей была назначена трудовая пенсия. Между тем она продолжала трудиться, и впервые на пенсию, в возрасте 53 лет, вышла с младшей должности муниципальной службы вследствие увольнения по основанию сокращения численности работников.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что у Львовой О.А. при прекращении муниципальной службы вследствие сокращения численности работников и фактическим выходом на трудовую пенсию по старости, с учетом наличия у нее необходимого стажа муниципальной службы, с момента обращения возникло право на получение доплаты к ней в размере, предусмотренном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а именно в соответствии с п. 1 решения Муниципального Совета муниципального образования «Северодвинск» от 17.06.1999г. № 107 «Об установлении муниципальным служащим доплаты к государственной пенсии».
Доводы ответчика о том, что истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ст.393 ТК РФ, являются несостоятельными и не основанными на законе, поскольку данная норма к настоящему спору не применима.
На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Львовой Ольги Александровны к администрации муниципального образования «Северодвинск» об установлении ежемесячной доплаты к пенсии удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» установить Львовой Ольге Александровне ежемесячную доплату к трудовой пенсии с 12.02.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение 10 дней.
Судья – председательствующий Е.И.