Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Северодвинский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Буториной Л.В.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к негосударственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Северодвинский техникум управления и информационных технологий» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,
установил:
прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к негосударственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Северодвинский техникум управления и информационных технологий» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование которого указал следующее.
Прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства об охране труда. При проверке было установлено, что в нарушение требований, предусмотренных ст. 212 Трудового кодекса РФ, пунктом 1.2 Положения о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчиком не проведена аттестация всех рабочих мест по условиям труда. По мнению прокурора, бездействием предприятия относительно проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нарушаются права неопределенного круга работников на безопасные условия труда.
В судебном заседании прокурор ФИО2 на иске настаивала.
Представитель ответчика ФИО3 с иском не согласился, не оспаривая то обстоятельство, что рабочие места не аттестованы, однако, считал срок, в течение которого прокурор просит обязать ответчика провести аттестацию, является неразумным, ссылаясь на наличие предписания главного государственного инспектора труда о проведении аттестации в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, считал, что прокурор не имеет права на обращение в суд с указанным иском.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, оценив их в совокупности с материалами дела, суд пришёл к следующему.
В судебном заседании установлено, что при проведении проверки прокуратурой <адрес> было выявлено, что аттестация всех рабочих мест на предприятии не произведена.
Эти обстоятельства подтверждаются сообщением руководителя предприятия, объяснениями сторон, никем не оспариваются.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которому аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда и др.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Судом установлено, что ответчиком по состоянию на день рассмотрения дела не проведена аттестация ни одного из девяти рабочих мест по условиям труда, при этом ответчиком не представлено доказательств тому, что приняты какие-либо меры по подготовке к проведению аттестации.
Учитывая вышеизложенное, суд считает установленным факт невыполнения ответчиком мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда, в связи с чем, доводы прокурора о необходимости принудительного выполнения этих работ являются обоснованными. Осуществляя деятельность без аттестации рабочих мест по условиям труда, предприятие нарушает права работников на безопасные условия труда, получение соответствующих льгот и компенсаций, получение информации об условиях их труда.
Суд находит необоснованными доводы ответчика о том, что прокурор не имеет право обращаться в суд с указанным иском.
В соответствии со 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Так как отсутствие аттестации рабочих мест нарушает как права работников ответчика, осуществляющих свои трудовые обязанности в настоящее время, так и тех, кто, возможно, будет состоять в трудовых отношениях с ответчиком в будущем, прокурор имеет права обратиться в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Однако, суд находит возможным принять во внимание доводы стороны ответчика о неразумности срока проведения аттестации оставшихся рабочих мест до ДД.ММ.ГГГГ, при этом суд учитывает то обстоятельство, что срок предписания, вынесенного ответчику ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в <адрес> и <адрес> об аттестации рабочих мест, продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, суд устанавливает срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в бюджет муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Северодвинский техникум управления и информационных технологий» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Северодвинский техникум управления и информационных технологий» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Северодвинск» в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение 10 дней.
судья Буторина Л.В.