об обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации



Дело №2-1657-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Северодвинск                                                                            22 апреля 2011 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Звягина И.В.,

при секретере Рослик Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шапиро Александра Семеновича об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы РФ по Архангельской области,

установил:

Шапиро А.С. обратился с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы РФ по Архангельской области. В обоснование требований указал, что родился .... года в г. Москве, при рождении был он Шапиро Дегоралександр Семенович, с 21 ноября 1944 года по 03 сентября 1945 принимал участие в Великой Отечественной войне, ему был выдан военный билет на имя Шапиро Александра Семеновича, 02 июля 1973 года Белгород- Днестровским объединенным городским военкоматом Одесской области ему был повторно выдан военный билет на имя Шапиро Александра Семеновича, 21 декабря 1998 года ему был выдан паспорт гражданина Украины, до 2010 года проживал на Украине, с 2010 года проживает на территории Российской Федерации - в г.Северодвинске Архангельской области, 20 января 2011 года обратился в УФМС РФ по Архангельской области с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации, 25 марта 2011 года ему был выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии 11 10 №792635, однако в паспорте не было указано его отчество. Полагает, что тем самым УФМС по Архангельской области нарушило его права, в частности, он не может получать пенсию, полис медицинского страхования. В связи с чем, просит обязать УФМС РФ по Архангельской области выдать ему паспорт гражданина Российской Федерации с указанием полных сведений о личности гражданина, а именно: фамилии «Шапиро», имени «Александр» и отчества «Семенович» (л.д.3-4).

В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.56).

Представитель заявителя Ярина Л.А., действующая на основании доверенности (л.д.22-23), требования поддержала, просила заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Карпунина О.Л., действующая на основании доверенности (л.д.55), просила в удовлетворении заявления отказать.

В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 20 января 2011 года заявитель обратился в УФМС РФ по Архангельской области с заявлением о принятия гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, представив при этом паспорт гражданина Украины, свидетельство о рождении, удостоверение участника Великой Отечественной войны, квитанцию об уплате государственной пошлины и фотографии (л.д.50- 54).

В марте 2011 года УФМС РФ по Архангельской области было принято решение о приеме заявителя в гражданство в упрощенном порядке, и 25 марта 2011 года заявителю был выдан паспорт гражданина Российской Федерации на имя Шапиро Александра, .... года рождения, уроженца г.Москвы (л.д.20-21).

Указанные обстоятельства также подтверждаются объяснениями представителей сторон, никем не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.

В соответствии с п. «е» ст.30 «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года №62-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года №928 Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции является Федеральная миграционная служба (ФМС России) и ее территориальные органы.

Согласно п.5 Федерального закона №62-ФЗ в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Согласно ст.10 Федерального закона №62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

В соответствии с п. 5 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденного Постановлением правительства РФ от 08 июля 1997 года №828 в паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.

Согласно п.10 указанного Положения выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.

В соответствии с п.46 «Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденного Приказом ФМС РФ от 07 декабря 2009 года №339 в случае предоставления гражданином в качестве основания для выдачи или замены паспорта документов, в которых отсутствуют сведения об его отчестве, реквизит «Отчество» может быть заполнен на основании документов, содержащих сведения об имени отца заявителя.

В случае предоставления гражданином в качестве основания для выдачи или замены паспорта документов, в которых отсутствуют сведения об его отчестве, а также при отсутствии документов, содержащих сведения об имени отца заявителя, реквизит «Отчество» не заполняется.

В случае разночтений записей, произведенных в свидетельстве о рождении, паспорте, подлежащем замене, или национальных документах, удостоверяющих личность, в оформляемом паспорте записи в реквизитах «Фамилия», «Имя», «Отчество» производятся в соответствии с записями, произведенными в свидетельстве о рождении.

Из материалов дела видно, что наряду с иными документами при обращении с заявлением о приеме в гражданство, заявителем был представлен паспорт гражданина Украины, в котором отсутствует сведения об отчестве заявителя (л.д.10-13).

Вместе с тем, заявителем было также представлено и свидетельство о рождении, в котором содержатся сведения об отце заявителя (л.д.19).

Указанные обстоятельства не оспариваются представителем заинтересованного лица.

Следовательно, при выдаче заявителю паспорта гражданина Российской Федерации, в оформляемом паспорте запись в реквизите «Отчество» должна была быть произведена в соответствии с записью, произведенной в свидетельстве о рождении заявителя.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оформление заявителю паспорта гражданина Российской Федерации было произведено с нарушением порядка, установленного Административным регламентом, а именно при наличии представленного заявителем свидетельства о рождении, в нарушение п.46 Административного регламента, УФМС РФ по Архангельской области в паспорте не была произведена запись в реквизите «Отчество».

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Согласно п.25 названного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Таким образом, поскольку заинтересованным лицом был оформлен паспорт заявителю с нарушением требований Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ от 07 декабря 2009 года №339, суд находит заявление Шапиро А.С. подлежащим удовлетворению.

Оформление заявителю паспорта гражданина Российской Федерации без указания в нем сведения об отчестве заявителя, нарушает его права, поскольку, в силу п.1 ст.19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Доводы представителя заинтересованного лица, изложенные в письменном отзыве (л.д.29-30), основаны на неправильном толковании норм материального права, и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи чем, суд возлагает на УФМС РФ по Архангельской области обязанность выдать заявителю паспорт гражданина Российской Федерации с указанием полных сведений о личности гражданина, а именно: фамилии «Шапиро», имени «Александр» и отчества «Семенович».

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Шапиро Александра Семеновича об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы РФ по Архангельской области удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы РФ по Архангельской области выдать Шапиро Александру Семеновичу паспорт гражданина Российской Федерации с указанием полных сведений о личности гражданина, а именно: фамилии «Шапиро», имени «Александр» и отчества «Семенович».

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

        Судья - председательствующий                                                    Звягин И.В.