об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет объекта



                                                           Дело № 2-1580-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск                                                                          04 мая 2011 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Штанковской Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Северодвинска в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Северодвинск» об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет объектов недвижимого имущества,

установил:

прокурор г. Северодвинска обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее – Администрация) об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет объектов недвижимого имущества.

В обоснование заявления указал, что на территории муниципального образования «Северодвинск» находятся участки электрических сетей напряжением 0, 4 кВ, присоединенные к трансформаторной подстанции №6, используемые для электроснабжения жилых домов по ул. Речная, Павлика Морозова и Зои Космодемьянской о. Ягры, которые не числятся в реестре федерального, областного и муниципального имущества. Ответчик проявляет бездействие, не обращаясь в порядке п. 3 ст. 225 ГК РФ в регистрирующий орган для постановки на учет объектов недвижимого имущества, что влечет невозможность урегулирования договорных отношений между энергоснабжающей организацией и владельцами жилых домов и приводит к аварийным ситуациям в этих домах.

В судебном заседании прокурор Чалов Д.А. представляющий сторону истца в защиту неопределенного круга лиц, иск поддержал и настаивал на его удовлетворении.

Представитель Администрации Кожанов Е.А. в судебном заседании иск не признал, поскольку прокурор не вправе понуждать ответчика совершить указанное действие.

Выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и никем не оспаривается, что на территории муниципального образования «Северодвинск» находятся участки электрических сетей напряжением 0,4 кВ, присоединенные к трансформаторной подстанции №6, используемые для электроснабжения жилых домов по ул. Речная, Павлика Морозова и Зои Космодемьянской о. Ягры, которые не числятся в реестре федерального, областного и муниципального имущества.

Право собственности за этими объектами недвижимого имущества ни за кем не зарегистрировано.

Таким образом, в судебном заседании суд пришел к выводу, что в границах муниципального образования «Северодвинск» действительно находятся бесхозяйные объекты недвижимости. По этой причине довод представителя ответчика о неопределенности предмета иска является несостоятельным. Ссылка представителя ответчика на отсутствие технического, кадастрового паспортов объектов недвижимости отношения к делу не имеет, поскольку находится за пределами спора.

В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п.п. 4, 8 и 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) к вопросам местного значения поселения относятся:

- организация в границах поселения электроснабжения населения;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

Аналогичные положения содержаться в пунктах 1.4., 1.8. и 1.10 ч. 1 ст. 9 «Устава муниципального образования «Северодвинск», принятом на местном референдуме 16 июня 1996 года (в редакции от 23 сентября 2010 года) (далее – Устав).

В силу ст. 10 Устава, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Северодвинска обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования «Северодвинск», организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 1.1. ч. 1 ст. 56 Устава предусмотрено, что в собственности муниципального образования «Северодвинск» может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения населенных пунктов, входящих в состав Северодвинска.

Согласно ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральными законами, а так же Уставом, не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности участков электрических сетей, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе пожара, поскольку эти меры разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит соответствующее имущество.

В этой связи отсутствие собственника участков электрических сетей влечет неисполнение установленных Законом и Уставом обязанностей по обеспечению их безопасности и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по организация в границах поселения электроснабжения населения, участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границе муниципального образования.

Названные участки электрических сетей являются бесхозяйной недвижимостью.

Отсутствие собственника участков электрических сетей и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных Законом и Уставом обязанностей по обеспечению их безопасности, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Из нормы статьи 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 17 сентября 2003 года N 580.

Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования «Северодвинск», необращение ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии участков электрических сетей на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ и нарушении прав неопределенного круга лиц.

Нарушение ответчиком прав неопределенного круга лиц заключается в том, что бесхозяйность указанных участков электрических сетей создает препятствия для проведения мероприятий по обеспечению их безопасности, предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В связи с этим ответчик, не принимающий мер к постановке на учет бесхозяйного имущества с целью выделения средств на его содержание в установленном законом порядке, создает угрозу безопасному проживанию граждан.

Довод представителя ответчика о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику, поскольку полномочия по постановке на учет бесхозяйного имущества относятся к компетенции Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации суд считает несостоятельными, поскольку данное юридическое лицо является отраслевым органом Администрации, что следует из п. 1.1. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Северодвинска, утвержденного Решением Совета депутатов Северодвинска от 28 февраля 2008 года N 11, в то время как согласно п. 2.2. Устава в структуру Администрации могут быть включены отраслевые органы Администрации.

Таким образом, наделение органа входящего в структуру Администрации статусом юридического лица, не снимает ответственности с Администрации по разрешению вопросов местного значения.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела, мнения сторон, суд считает возможным определить срок для обращения ответчика в регистрирующий орган с соответствующим заявлением в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Северодвинска в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Северодвинск» об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет объектов недвижимого имущества, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Северодвинск» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области с заявлением о постановке на учет объектов недвижимого имущества – участков электрических сетей напряжением 0,4 кВ, присоединенных к трансформаторной подстанции №6, используемых для электроснабжения жилых домов по ул. Речная, Павлика Морозова и Зои Космодемьянской о. Ягры в г. Северодвинске в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение 10 дней.

Судья - председательствующий: