о признании права на пенсию и ее установлении



    Дело № 2-2042-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Северодвинск                                                                                 19 мая 2011 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Мещанской В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Звездиной Светланы Вениаминовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и взыскании судебных расходов,

установил:

Звездина С.В. обратилась в суд иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного Фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области (далее –УПФ) о признании за ней права на получение льготной пенсии в связи с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В обоснование иска указала, что имея необходимый специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, 17 марта 2011 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии. Однако в назначении пенсии на основании решения ответчика №13/31 от 30 марта 2011 года ей было отказано. Отказ мотивирован отсутствием необходимого для назначения трудовой пенсии по данному основанию специального стажа, так как периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации (1 месяц 1 день), период работы с 29 декабря 1985 года по 13 февраля 1986 года (1 месяц 15 дней) в должности медицинской сестры в яслях – саду Жилищно-коммунальной конторы г. Северодвинска, в специальный стаж не зачтены. Истец не согласна так же и с тем, что ответчик зачел период нахождения в отпуске по уходу за ребенком – 1 год 1 месяц 24 дня лишь в календарном порядке, несмотря на то, что ему предшествовала работа, исчисляемая в полуторном размере.

    В судебное заседание истец Звездина С.В. не явилась, о его времени и месте извещена надлежащим образом.

Представитель истца Виноградова Т.Н. исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

    Представитель УПФ Шохин Е.В., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил в иске отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители третьих лиц МУЗ «Северодвинская городская детская клиническая больница», а так же МУЗ «Северодвинска городская больница №2 скорой медицинской помощи» в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом.

    Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело при данной явке.

    Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

С 1 января 2002 года назначение и выплата трудовых пенсий устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список (далее – Список) должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – лечебная деятельность) и Правила (далее – Правила) исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность.

Судом установлено, что решением УПФ №13/31 от 30 марта 2011 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку в стаж, дающий право на назначение такой пенсии не подлежали включению периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации (1 месяц 1 день), период работы с 29 декабря 1985 года по 13 февраля 1986 года (1 месяц 15 дней) в должности медицинской сестры в яслях – саду Жилищно-коммунальной конторы г. Северодвинска.

Пенсионный орган учел в специальный стаж работу истца в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения за период с 03 августа 1982 года по 17 марта 2011 года общей продолжительностью 29 лет 4 месяца 8 дней, что подтверждается материалами дела и никем не оспаривается.

Суд считает, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа истца и не учел в этот стаж следующие периоды.

- период нахождения истца в декрете с 25 октября 1984 года по 27 февраля 1985 года и в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с 28 февраля 1985 года 18 декабря 1985 года, который учтен в календарном порядке – 1 год 1 месяц 24 дня, тогда как этот период надлежало учесть в полуторном исчислении.

Пунктом 5 Правил установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев;

Согласно Приложения к указанным Правилам, которое содержит Перечень, стаж работы засчитывается как год и 6 месяцев, в том числе, по наименованию структурных подразделений: отделения хирургического профиля стационаров учреждений, по наименованию должностей: медицинская сестра.

До того, как уйти в декрет, а затем в отпуск по уходу за ребенком, истец по 24 октября 1984 года работала в должности медицинской сестры хирургического отделения Северодвинской городской больницы №2 скорой медицинской помощи и этот период работы подлежал учету и фактически учтен ответчиком 1 год за 1 год и 6 месяцев.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно п. 7 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Таким образом, ответчику надлежало учесть в специальный стаж истца указанный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в полуторном размере – 1 год 8 месяцев 21 день, то есть ответчик не учел специальный стаж истца – 6 месяцев 27 дней.

Отказывая истцу в досрочном назначении трудовой пенсии и не включая период работы с 29 декабря 1985 года по 13 февраля 1986 года (1 месяц 15 дней) в должности медицинской сестры в яслях – саду Жилищно-коммунальной конторы г. Северодвинска в специальный стаж и указывая, что указанное учреждение не предусмотрено Списками, ответчик не учел, что положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

На период работы истца с 29 декабря 1985 года по 13 февраля 1986 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (далее – Перечень учреждений), подпунктом 2 пункта 1 которого предусматривались в том числе: детские ясли, детские сады, объединенные ясли - сады.

Следовательно, период работы истца с 29 декабря 1985 года по 13 февраля 1986 года (1 месяц 15 дней) подлежит включению в специальный стаж.

Доводы ответчика о том, что в специальный стаж истца не подлежат включению курсы повышения квалификации, суд отвергает как не основанные на законе.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно статьям 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Аналогичное положение подержалось и в ст. 112 КЗоТ РСФСР.

Поэтому периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации (с 03 сентября 1996 года по 03 октября 1996 года – 1 месяц 1 день) является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи, с чем они подлежат включению в специальный стаж истца

Таким образом, специальный стаж истца составил 30 лет 1 месяц 21 день (29 лет 4 месяца 8 дней + 6 месяцев 27 дней + 1 месяц 15 дней + 1 месяц 1 день = 30 лет 1 месяц 21 день).

Согласно п.15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации № 14 и Пенсионного фонда № 19 пб, пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Право на пенсию у истца возникло 17 марта 2011 года, то есть со дня обращения за назначением пенсии, поскольку на указанную дату специальный стаж истца составил более 30 лет.

Таким образом, суд признает за Звездиной С.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности с 17 марта 2011 года.

В силу п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истец просит взыскать с ответчика УПФ расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.

Эти расходы подтверждаются договором об оказании услуг от 11 апреля 2011 года с индивидуальным предпринимателем Виноградовой Т.Н. и квитанцией от 19 апреля 2011 года. Возражений относительно чрезмерности понесенных расходов ответчиком не заявлено.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 октября 2005 года № 355-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Представитель истца Виноградова Т.Н. составляла исковое заявление, знакомилась с материалами дела, участвовала в судебном заседании, предоставляла самостоятельно добытые документы.

Суд не находит оснований для снижения расходов на оплату услуг представителя и взыскивает эту сумму с ответчика в пользу истца в полном объеме.

Суд, в соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ, удовлетворяя исковые требования, одновременно взыскивает с ответчика в пользу истца 200 рублей в возврат расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Звездиной Светланы Вениаминовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Признать недействительным решение комиссии Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области №13/31 от 30 марта 2011 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии Звездиной Светлане Вениаминовне.

Признать за Звездиной Светланой Вениаминовной право на досрочное назначение пенсии в связи медицинской деятельностью с 17 марта 2011 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области назначить Звездиной Светлане Вениаминовне досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением медицинской деятельности с 17 марта 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области в пользу Звездиной Светланы Вениаминовны судебные расходы в размере 5 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение 10 дней.

Судья - председательствующий: